Открытый урок по теме Какао-порошок. Шоколад

Профессия: «Продавец, контролер-кассир».

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Обучающая: сформировать знания студентов о сырье, пищевой ценности, производстве, ассортименте, показателях качества, условиях и сроках хранения шоколада; приобрести практические навыки по органолептической оценке качества шоколада и какао-порошка; закрепить полученные по теме знания.
  • Развивающая: развить навыки самоанализа и самоконтроля, познавательный интерес к изучаемому предмету; развивать сенсорные навыки, умения излагать мысли, делать выводы.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию деловой культуры студентов, ответственности за выполнение своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения, прививать интерес к профессии; воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Слайд 2

Методы обучения:

  • словесные: теоретическая разминка;
  • наглядные: слайды презентации «Шоколад, какао-порошок»
  • практические: самостоятельные работы студентов;
  • контроль знаний и умений студентов через тестирование.

Межпредметные связи:

  1. Организация и технология розничной торговли – «Продажа отдельных видов продовольственных товаров».
  2. Санитария и гигиена – «Санитарные требования к приему и хранению пищевых продуктов»
  3. География

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

  • ноутбук; проектор
  • интерактивная доска
  • программные средства
  • необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет)
  • кроссворд; тест;
  • образцы шоколада.

Основные методы работы, используемые на уроке: устного контроля, репродуктивный метод, продуктивно-практический, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, видеометод.

Ход урока

I. Организационный момент (до 2-х минут)

  1. Приветствие
  2. Определение отсутствующих студентов
  3. Проверка готовности студентов к уроку

II. Мотивация темы и целей урока (5-7 минут)

  1. Сообщение темы урока
  2. Сообщение целей
  3. Сообщение структуры урока
  4. Выбор ассистентов и их инструктирование по выставлению оценок в течение урока.

III. Проверка усвоения пройденного материала

  • Теоретическая разминка – 5 мин. Слайд 3

IV. Организация процесса изучения нового материала с проверкой степени усвоения (55-60 мин).

Слайд 4

«Какой он вкусный! Какой изысканный! Какой разнообразный: и черный, и белый, и горький, и пористый, и с орехами, и с изюмом, и с другими начинками. Его можно есть, его можно пить, им можно украшать сладкие блюда… Достоинств шоколада не счесть. Но знаете ли Вы, как долго человечество наслаждается этим замечательным продуктом?»

Мини-доклад студента Слайд 5

Научное название рода Theobroma (др.-греч. – Пища богов) было дано Карлом Линнеем. Видовой эпитет – cacao имеет ацтекское происхождение. В качестве русского названия вида помимо слова «какао» иногда используется выражение «шоколадное дерево».
Какао – вид вечнозеленых деревьев из рода Теоброма. Ранее этот род относили к семейству «Стеркулиевые», сейчас относят к семейству «Мальвовые».
Растение происходит из субэкваториальных регионов Южной Америки, культивируется по всему свету в тропиках обоих полушарий ради получения семян, используемых в кондитерской промышленности и медицине.
Словом «какао» также называют семена дерева какао и получаемый из них порошок; такое же название имеет и напиток.



Мини-доклад студента (краткий экскурс в историю)

В тропических лесах Африки и Южной Америки растет небольшое красивое дерево с блестящими листьями. Это дерево цветет желтыми цветами и плодоносит круглый год. Примечательно, что цветы растут прямо на коре ствола.
Со ствола свисают также и оранжево-желтые продолговатые плоды, похожие на ребристые огурцы. Они достигают 30 см в длину, 10–12 см в диаметре и весят от 300 до 600 г. Под деревянистой оболочкой плода находится от 25 до 50 семян, неправильно называемых бобами какао. С одного дерева снимают от 50 до 120 плодов.
Еще древние ацтеки, государство которых находилось на территории нынешней Мексики, готовили из плодов дерева какао своеобразный острый напиток «чокоатль», что в переводе значит «горькая вода».
«Интересна ацтекская легенда о дереве какао. Жил когда-то в очень далекие времена садовод-волшебник Квет-цалькоатль, у которого был замечательный сад. Среди других деревьев росло в этом саду и «шоколадное дерево», из плодов которого люди Делали упомянутый напиток. Однако Кветцалькоатля обуяла гордыня и он возомнил себя бессмертным. За это он был наказан богами – они лишили его разума».
«Безумный садовник разрушил весь свой сад, уцелело только лишь одно дерево. Это было дерево какао, которое оставалось таким образом единственным представителем волшебных деревьев! Ацтеки готовили чокоатль следующим образом: в горячей воде разводили растертые бобы какао и добавляли в эту жидкость перец и ваниль. В 1519 г. конкистадоры под предводительством Эрнандо Кортеса захватили древнюю столицу Мексики Теноч-титлан. Дворец императора ацтеков Монтесумы был разграблен. В дворцовых кладовых испанцы обнаружили большие запасы каких-то сушеных бобов. Из этих бобов, собственно, и готовили ацтеки упомянутый выше напиток».
Через несколько десятилетий о какао узнали и во Франции. Но и там, до середины XVII века, никто, кроме королевы и ее приближенных, не пил какао. Только в середине XVIII века напиток получил широкое распространение.

Объяснение материала идет на основе мультимедийной презентации. (Комментарии преподавателя в ходе демонстрации слайдов).

  1. Сырье – семена какао-дерева. Слайд 6
  2. Химический состав и пищевая ценность какао-порошка.
  3. Получение какао-порошка. Слайд 7
  4. Классификация и ассортимент какао-порошка. Слайд 8
  5. Требования к качеству к качеству какао. Слайд 9
  6. Сырье для производства шоколада. Слайды 10–12
  7. Химический состав и пищевая ценность шоколада. Слайды 13–14
  8. Производство шоколада. Слайд 15, видеоматериал Слайд 16
  9. Обсуждение видеоматериала Слайд 17
  10. Классификация и ассортимент шоколада. Слайды 18–20
  11. Требования к качеству и хранение. Слайд 21

V. Закрепление изученного материала (10 минут)

  1. Кроссворд «ШОКОЛАД» Слайд 25, Приложение 2
  2. Тест (взаимопроверка с помощью графика) Слайды 26–27, Приложение 1

VI. Оценка действий, знаний и умений (5-7 минут)

  1. Подведение итогов. (Приложение 3, 4 у автора)
  2. Вывод ассистентов
  3. Выставление оценок и их аргументирование по каждому этапу урока
  4. Анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий

VII. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 минут)

  1. Составить опорный конспект по теме «ШОКОЛАД»

Литература: Слайд 30

Интернет-ресурсы: Слайд 31

Презентация.




Следующий: