Открытый урок по теме Давление газа


Тип урока: изучение нового материала



Цели урока:

Образовательно-развивающие:

  1. Изучить давление газа, раскрыть его природу.
  2. Формировать умения применять положения МКТ для
    объяснения давления газа в различных ситуациях.
  3. Формировать умения выражать мысли вслух,
    развивать внимание и любознательность путем
    демонстрации опытов

Воспитательные:

  1. Развивать коммуникативные навыки
  2. Показать значение познания мира через мышление
    (логическая ступень).

Структура урока

I. Повторение и обобщение ранее пройденного
материала. Постановка учебной проблемы

II. Изучение нового материала: понятие о
давлении газа, зависимость давления газа от
объема и температуры; применение сжатого
воздуха.

III. Выводы. Домашнее задание

IV. Закрепление изученного материала.

Ход урока

I. Учитель:

Здравствуйте! Садитесь,
приготовьтесь к уроку

  • К доске выходит ученик и выполняет задачу,
    заданную на дом
  • Три ученика получают карточки с заданиями по
    теме “Давление твердых тел”
  • С остальными учащимися проводится беседа-опрос:
  1. Что такое сила давления?
  2. Что такое давление? Чем отличаются сила
    давления и давление?
  3. В каких единицах измеряется давление?
  4. Запишите формулу на доске по которой можно
    найти давление. Как изменится давление если
    площадь опоры увеличить, уменьшить?
  5. Почему острая кнопка входит в дерево легче, чем
    тупая?
  6. Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?
  7. Если человек провалился под лед, как его надо
    спасать?

Учитель:

Ребята, давайте проверим домашнее
задание. А какие у вас получились результаты? В
домашнее задание так же входило составление
ребусов и рисунки по теме давление — посмотрите
на них во время перемены. А у меня есть ребусы на
плакате — попробуете разгадать их < Приложение 1>

Учитель:

Цель нашего урока — изучить давление
газа, объяснить давление газа в различных
ситуациях с помощью положений МКТ. Итак,
вспомним:

  1. Что представляют собой газы?
  2. Как ведут себя молекулы газов?
  3. Как они движутся?
  4. Каковы расстояния между молекулами в газах?

Выводы: молекулы газа движутся непрерывно и
беспорядочно. Они непрерывно сталкиваются между
собой, ударяются о стенки сосудов, в которых
находятся. Так о каждый квадратный сантиметр
поверхности стола, тетради, учебника за 1с
ударяется порядка 1023 молекул. Конечно, удар
одной молекулы слаб, но действие 1023 частиц
значительно. Таким образом в газах давление
создается ударами беспорядочно движущихся
молекул.

  • Если в газ поместить тело, то и оно будет
    испытывать действие этих ударов. Таким образом,
    газ оказывает давление на любое тело. Рассмотрим
    следующий опыт:

Опыт 1.

Демонстрируется опыт с колоколом
воздушного насоса, описанный в §35 стр. 83 (учебник
“Физика 7класс” авт. Перышкин А.В.)

  • Вопросы для обсуждения:
  1. Как это можно объяснить?
  2. Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не
    кубическая или какая-нибудь другая?

Вывод- газ оказывает по всем направлениям
одинаковое давление
.

  • Учитель: Как вы думаете, от чего зависит
    давление газа? От массы, объема, температуры.
    Выясним, каким образом зависит давление газа от
    массы при неизменяющихся объеме и температуре
  • На доске изображаем и заполняем таблицу

m V t p
1) Постоянный

Постоянный

Постоянная

Постоянная

  • Зависимость давления газа от его объема при
    неизменных массе и температуре устанавливаем
    опытным путем

Опыт 2.

Демонстрируется опыт со стеклянным
цилиндром с поршнем и резиновой пленкой,
описанный в §35 стр.84 (учебник “Физика 7класс”
авт. Перышкин А.В)

Обсуждаем, обосновываем с помощью знаний МКТ и
результаты заносим в таблицу


m V t p
2) Постоянная

Постоянная

Постоянная

Постоянная

  • Зависимость давления газа от температуры при
    неизменных объеме и массе газа также
    устанавливаем опытным путем:

Опыт 3.



Колба закрыта резиновой пробкой, в
которую вставлена стеклянная трубка со
столбиком люминесцентной жидкости. При
нагревании колбы руками столбик жидкости
движется вверх, при охлаждении — вниз.

Обсуждаем, обосновываем с помощью знаний МКТ и
результаты заносим в таблицу


m V t p
3) Постоянная

Постоянная

Постоянный

Постоянный

  • Учитель: Достигли ли мы цели урока? Ребята,
    мы узнали каким образом газ оказывает давление,
    объяснили с точки зрения МКТ от чего зависит
    давление газа в различных ситуациях. Теперь
    настала очередь выяснить, а как человек
    применяет свои знания о давлении газа. Но сначала
    отгадайте загадки:

Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Чего в комнате не видишь? (Воздух)

Учитель:

Ребята, нас окружает воздух. Воздух
это газ. Этот газ в одних случаях выступает
героем, в других — озорником и вредителем. Что
говорят о воздухе люди разных профессий?
(Сообщения можно заранее подготовить с детьми)

- Летчики говорят: воздух – это то, что дает
опору нашим крыльям. Без воздуха не могли бы
летать самолеты.

- Астрономы говорят: воздух — это то, что мешает
нам наблюдать звезды. Он мутный, он движется,
звезды из-за этого мерцают и расплываются.

- Врачи говорят: воздух – это то, чем мы дышим.
Без воздуха жить нельзя!

- Космонавты говорят: воздух затрудняет посадку
ракеты. Очень уж она раскаляется от трения о
воздух.

- А инженеры говорят: воздух- это прекрасный
работник. Правда, он свободен, летуч, его не
ухватишь. Но ведь это воздух, так сказать дикий,
не пристроенный к делу. А вот если его собрать,
запереть в подходящей посуде да хорошенько
сжать, он многое может сделать, т.к. давление
такого воздуха будет очень большим.

Учитель:

На применении сжатого воздуха
основано действие различных пневматических
устройств (пневматикос – от лат. “ воздушный”):

- Те, кто стрелял в тире, пользовались
пневматическим ружьем. В нем воздух, собранный и
сжатый в цилиндре, с силой выбрасывает пулю.

- В шинах велосипеда, мотоцикла и автомобиля
сжатый воздух смягчает все толчки и удары на
неровностях пути.

- Сжатый воздух открывает и закрывает двери в
автобусах, в троллейбусах и поездах.

- В пневматических тормозах сжатый воздух
прижимает к колесам специальные колодки. Каждый,
кто ездил в троллейбусе, слышал, как под полом
вагона время от времени что-то начинает биться и
тарахтеть. Это работает насос, запасающий воздух
для пневматических тормозов.

Учитель:



Некоторые пневматические
устройства можно увидеть на следующих кадрах
диафильма. (Демонстрация и комментарии кадров из
диафильма “Давление в природе и технике”)

Домашнее задание: §35

В качестве закрепления и проверки усвоения
нового материала можно предложить учащимся (в
зависимости от количества оставшегося времени)
решение качественных задач или тесты.

Задачи:

1. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу
зимой, становится слабо надутым?

2. Почему при проколе камеры велосипедного
колеса давление воздуха в ней уменьшается?

Массы одного и того же газа находящегося в
разных закрытых сосудах при одинаковой
температуре, одинаковы. В каком сосуде давление
газа наибольшее, наименьшее? Ответ обоснуйте.

Тесты предлагаются в двух вариантах < Приложение 2>




Следующий: