Открытый урок по теме Агрегатные состояния вещества. Закон сохранения энергии 8-й класс

Сегодня на уроке не первый раз
Вот о чём пойдёт мой сказ.
Есть такой большой закон,
Так в природе важен он,
Что без него не обойтись,
Вот почему ты думать не ленись!

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщить знания по данной теме, показать жизненную значимость тепловых явлений

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Закрепить и проверить изучаемые знания по теме «Агрегатные состояния вещества», «Закон сохранения энергии в тепловых процессах».

2. Выяснения практической ценности изучаемых явлений в процессе выполнения лабораторной работы, умение самостоятельно работать.

3. Расширить кругозор учащихся, развитие фантазии, творческое мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: Использование компьютера, гигрометр, психрометр, модель двигателя внутреннего сгорания, стеклянная трубка с дробью у каждого на парте, линейка, спичечный коробок, весы, вода, часы с секундной стрелкой.

ХОД УРОКА

Класс делится на 3 группы, на столы каждой группе раздаётся раздаточный материал (Приложение 4 «Кроссворд», Приложение 2, Приложение 3, Приложение 1)

1 задание. Фронтальный опрос. Предлагается каждой группе отгадать кроссворд. (Приложение 1)

2 задание. Работа, проверяющая знание приборов и формул по данной теме.

Какую физическую величину измеряют данные приборы?

1. Гигрометр
2. Психрометр
3. Двигатель внутреннего сгорания

Отвечают по плану в приложении 3.

Основной закон сохранения энергии: Энергия никуда не исчезает, она только превращается из одного вида в другой. Видеофильм «Закон сохранения энергии». Используется интерактивный материал «Открытая физика 7-11 кл»

3 задание. По группам проводится фронтальный демонстрационный эксперимент.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ГРУППА № 1 (Приложение 2)

Дробь со стеклянной трубкой. Десять раз переверните стеклянную трубку, ставя её вертикально. Вычислите, на сколько градусов нагрелась дробь?

Вот трубка с дробью перед вами,
Секретов нет ведь между нами.
Я трубку эн раз поверчу,
Ответ услышать я хочу
Нагрелась дробь?
На сколько градусов, и почему?

Ход работы:

1. Десять раз переверните стеклянную трубку, ставя её вертикально.

2. Измерьте высоту падения стальной дроби h.

3. Разделите значение пополам (среднее значение)

4. Вычислите изменение потенциальной энергии

5. Найдите в таблице удельную теплоёмкость стали — c.

6. Вычислите, на сколько нагрелась дробь?

Q = cm t

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ГРУППА № 2 (Приложение 3)

Как золотая птичка,
Дрожит огонь в руках.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках.

Оцените мощность, получаемую при полном сгорании спички. В вашем распоряжении весы, разновес, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Определите массу спички на весах
2. Определите время сгорания спички
3. Определите теплоту сгорания дерева в таблице

Q = m q

4. Определите мощность сгорания.

Q = m q
Q = N t
mq = N t

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: ГРУППА № 3 (Приложение 4)

Определите массу спирта необходимого для нагревания воды массой 20 г в спичечном коробке.

Ход работы:

1. Налейте 20 г воды в спичечный коробок. Снимите показание температуры в комнате t1 и в таблице t2 – кипения воды

2. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания воды до кипения
Q1 = cm1 (t2 – t1)

3. Рассчитайте массу спирта

Q1 = Q2

cm1 ( t2 – t1) = qm2

Демонстрация опытов с помощью оборудования L- МИКРО по теме «Тепловые явления»

4 задание. По очереди каждая группа отвечает на качественные задачи.

«Качественная задача группе 1»

Володя дежурил в классе. Он должен был сделать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понёс его в классную комнату. Так как ведро было тяжёлое, то он часто останавливался и отдыхал. Вовремя одной остановки Володя увидел меня и задал свой «хитрый» вопрос: «Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?»

Ответ: Плотности жидкостей различны; так плотность воды при 00 С равна 999,841 кг/ м3, а при 1000 равна 958,35 кг/ м3 значит ведро с холодной водой будет тяжелее.

«Качественная задача группе 2»

Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле.

Вопрос: Почему стекло отуманенное?

Ответ: Стекло было холодное, и когда на него попал теплый воздух дыхания, то водяной пар начал конденсироваться.

«Качественная задача группе 3»

Если провести новым мелом несколько горизонтальных линий на классной доске и потрогать мел пальцами.

Вопрос: «Почему мел нагрелся?»
Ответ: Над мелом была совершена работа. Частично эта работа превратилась в его внутреннюю энергию.

Энергия не пропадает,
Кто учит физику, тот знает
Учти, ведь сохраняется всегда,
Не исчезает без следа,
А коль в другой вид превратилась,
То всё равно ведь сохранилась.

Задание 5. Решение задач по группам.

1. Рассчитайте, какую энергию получит человек выпив чай массой 200 г, нагретого до 800 С. Температура тела человека 36,50 С?

2. Удельная теплота сгорания пшеничного хлеба 9260000 Дж/кг, а сливочного масла – 32690000 Дж/кг. Какую энергию получит человек, съев бутерброд со 100 г хлеба и 20 г масла?

3. Какое количество теплоты получит человек, выпив чашку кофе массой 200 г, нагретого до 56,50 С. Температура тела человека 36,50 С?

Подведение итогов и заполнение оценочных листов.

Следующий: