Открытый урок по разделу Металлообработка. Тема: Опиливание 6-й класс


Теоретической базой опыта являются:

  • Психологические аспекты проблемы активизации
    учения (Н.Ф. Талызина, М.Н. Скаткин);
  • Анализ особенностей познавательной активности
    (У.В. Коротаева. И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И.
    Щукина);
  • Методические теории использования игры в
    процессе обучения (С. А. Шмаков. Д.Б. Эльконин);
  • Овладение компьютерной грамотностью и новыми
    информационными технология;
  • Формирование умений. Необходимых для
    эффективной трудовой деятельности в условиях
    рыночной экономики: выявлять потребности в
    товарах и услугах. Организовать их производство
    и сбыть.

Очевидно. Что значительная часть названных
задач решалась и в прошлые годы, но переход к
рыночной экономике требует смещение акцентов и
пересмотра иерархии и структуры задач трудового
воспитания.

Важнейшая образовательная задача,
стоящая перед обществом. Сформировать у
выпускника школы готовность к постоянному
самообразованию в течение всей жизни.
Способность жить и работать в информационном
обществе: обеспечить развитие рефлексивных
умений. Творческих способностей.

Задача педагога состоит в том, чтобы
учебно-познавательная деятельность школьников
выступала главным условием развития у них
самостоятельность, инициативы, творческих
способностей, активной жизненной позиции,
самореализации.

Аналитическая часть

Наиболее целесообразной организационной
формой учебных занятий на данном этапе
(основного полного образования), является урок,
на котором решаются конкретные задачи. В
зависимости от цели и содержания изучаемого
материала, различают уроки:

  • По изучению производственных операций;
  • По выполнению комплексных работ;
  • По совершенствованию навыков и умений на
    рабочем месте;
  • По поверке знаний, умений и навыков учащихся;

Важное место в системе обучения умения и
навыкам в области обработочных операций
занимают установочные уроки. По каждой группе
операций – нажимных , ударных, монтажных –
проводится один установочный урок.

В качестве примера приведу установочный урок
по нажимным операциям при опиливании металла в 6-м
“А” классе.



Тема урока: “Опиливание”.

Цель урока: научить ученика
принимать правильную рабочую позу, правильно
держать в руках напильник и стоять у тисков при
опиливании металлов ручным инструментом.

План вводного инструктажа:

  • Повторение пройденного материала;
  • Сообщение о теме занятия;
  • Ознакомление с содержанием нового материала;
  • Объяснение цели урока, назначения выполняемой
    работы;
  • Рассказ о технических требованиях,
    предъявляемых к организации рабочего места,
    методам закрепления заготовок при обработке
    пластин;
  • Показ установки пластин, приспособлений,
    режущего и измерительного инструмента;
  • Разъяснение наиболее распространенных видов
    брака, причин их возникновения и методах их
    устранения;
  • Объяснение методов контроля и качества работы;
  • Разъяснение операционной – технологической
    карты;
  • Показ трудовых приёмов, движений в рабочем и
    замедленном темпе;
  • Закрепление изложенного материала;
  • Пробное, установочное выполнение учениками
    показанных приёмов.

Методические рекомендации:

Даю учащимся общую характеристику нажимных
операций, объясняю им, на какие важнейшие
элементы необходимо обращать внимание. Первое,
на что обращаю внимание, – это:

  • Правильная стойка при опиливании;
  • Правильная хватка напильника;
  • Расположение корпуса при опиливании;
  • Выбор высоты тисков;
  • Постановка ног при опиливании;
  • Рабочие движения при опиливании;
  • Балансирование напильника;
  • Уборка тисков при опиливании;
  • Техника безопасности при опиливании плоскости

Показ и разбор этих элементов даю в процессе
рассказа об опиливании металлов.

Особое внимание уделяю соблюдению правильной
стойки при выполнении нажимных операций, хватки
инструмента и координации нажимного движения.

Чтобы предостеречь ученика от ошибок на
начальной стадии обучения, показываю, как
возникают типичные ошибки и как их исправить.

Показав учащимся, как правильно стоять при
опиловке, и объяснив , почему именно применяется
такая стоика, прощу учащихся принять стойку и
проверяю её правильное выполнение. Затем
объясняю, почему нужно стоять в пол-оборота к
тискам.



Далее перехожу к показу и объяснению
правильной хватки напильника. Для этой цели
ученик несколько раз берет правой рукой
напильник и кладёт его на слесарный верстак с
правой стороны тисков.

Проверив правильность выполнения хватки,
перехожу к показу и объяснению конструкции
движения при опиливании.

После выше изложенного ученик подбирает высоту
тисков по своему росту. Данное упражнение
заканчивается определением правильного
расстояния работающего от тисков, при этом нужно
добиваться, чтобы у ученика предплечье правой
руки находилось в вертикальном положении в тот
момент, когда напильник отодвинут в дальнее
положение. Делаю акцент на то, что при
неправильном выборе высоты тисков появляется
быстрая утомляемость и возникают трудности в
достижении точности при опиливании плоскости.
Пользуясь высокими тисками, ученик больше
опиливает переднюю часть плоскости, а при
выборке низких тисков – удаленную часть
плоскости, в обоих случаях допускается ошибка,
которая приводит к браку в работе.

После упражнений в правильной хватке, стойке и
при опиливании, перехожу к объяснению важности
соблюдения определенного темпа в работе. Для
воспитания необходимого при опиливании прошу
учащихся в течение 10 минут производить опиловку
двух пластин, расставленных на расстоянии 60 мм,
зажатых в тиски с деревянным бруском. По счету
“раз”- движение рабочее, “два”- движение
холостое. Цель данного упражнения – достижение
правильной координации движений и балансировки
напильника.

Во время выполнения учеником упражнения,
провожу текущий инструктаж.

Текущий инструктаж в процессе самостоятельной
работы учащихся:

  • Наблюдение за правильностью работы учащихся,
    выполнением ими правил техники безопасности и
    соблюдением порядка на учебном месте, при
    необходимости показываю правильные приемы
    работы, сопровождая показ объяснением;
  • Выявление положительных результатов и
    недостатков в работе учащихся;
  • По мере выполнения работы учащимися принимаю от
    них изделия и выставлю отметки;

В педагогической практике выработаны и другие
рекомендации по проведению текущего
инструктажа;

  • Не вмешиваться в работу школьников, когда в этом
    нет особой необходимости , но и не откладывать
    контроль до окончания работы;
  • Шире использовать межоперационный контроль;
  • Не следует спешить “отчитывать” школьников за
    что–либо сделанное не совсем правильно, лучше
    показывать, как нужно было сделать;
  • Не спешить винить школьника в неудаче, а
    установить её причину – возможна несовершенная
    методика обучения;
  • Попытаться отыскать в работе школьника
    положительные стороны и поощрить его, прежде чем
    давать указание об исправлении ошибок, в этом
    случае ученик лучше воспринимает замечания
    учителя;
  • При исправлении ошибок соблюдать чувство меры и
    помнить , что придирки нервируют школьников.
    Снижают их уверенность в своих силах и, скорее,
    наносят ущерб, чем оказывает помощь;
  • Не забывать похвалить учащегося – любой успех
    должен быть отмечен, но при этом надо помнить, что
    похвала должна быть заслуженной;
  • Не следует сразу давать школьнику указания о
    том, как исправлять ошибку, а добиться того, чтобы
    он сам понял и осознал ошибку и нашел способ ее
    устранить.

Заключительный инструктаж:

  • Оцениваю урок, т.е. анализирую, достигнута ли
    поставленная цель, чему научились учащиеся;
  • Показываю лучшие и худшие изделия учащихся и
    объясняю причины недостатков в выполнении
    отдельных работ;
  • Указываю на положительные факты, относящиеся к
    организации работы , культуре труда , дисциплине;
  • Сообщаю учащимся отметки за работу;
  • Сообщаю тему следующего занятия;

Разработанный мною открытый урок является
достаточно полным, охватывающим все основные
элементы учебного занятия. Важным является то,
что учитель технологии в процессе составления
плана ясно представлял себе содержание урока,
четко определил организацию и методику
проведения урока, а также подготовил всю
необходимую учебно-материальную базу для
успешного и наиболее рационального построения
учебного процесса.

Заключение

Мотивация познавательной деятельностями
ученика на уроке достигается мною также за счет
опоры на жизненный опыт. Для меня важно
постараться любой изучаемый материал увязать с
жизнью, показать его значимость. Подбирая
материал к уроку, я всегда продумываю моменты,
показывающие, почему это важно знать.

Все приемы, применяемые мною в моей
педагогической деятельности основаны на
принципах свободы выбора, открытости,
деятельности, обратной связи, идеальности (то
есть наибольшей активности в самоорганизации,
управлением своими парами, группами, когда дети
сами обучают друг друга). Эти приемы помогают
управлять классом, делают обучение
нетрадиционным, эффективным.

Основными показателями эффективности процесса
обучения являются достижения обучающихся. Я
уверен, что каждый ученик может достичь своего
определенного уровня, а моя задача при этом
заключается в том, чтобы зафиксировать этот
уровень и спланировать дальнейшую деятельность
по его развитию. Всегда, отслеживая результаты
своей деятельности и деятельности учеников.

Применяя продуманную систему способов и
приемов развития активности и обучения
творческой подходить к выполнению трудовых,
учебных, жизненных задач. По моему опыту я знаю,
что такой ученик скучает без творческого труда,
ищет его во всяком задании, у него резко меняется
подход к выполнению трудового задания.



Я убежден, что использование предложных
материалов помогает школьникам учиться
успешнее, развивать интерес и способности к
самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки
самообразования.




Следующий: