Открытый урок по моделированию ночной сорочки с цельнокроенным рукавом

Цели урока:

  • Обучающая:

продолжить знакомство с
процессом моделирования; научить на основе
ночной сорочки с цельнокроеным рукавом
выполнять различные модели сорочек, подбирать
детали изделия.

  • Развивающая:
  • формирование у учащихся
    пространственного, логического мышления,
    творческого воображения, познавательного
    интереса.

  • Воспитывающая:
  • формирование у учащихся
    эстетического вкуса, аккуратности в работе,
    уважения к народным традициям, умения работать в
    команде,

    Задачи урока:

  • Познакомиться с профессией
    художника-модельера.
  • Научиться выполнять различные модели ночных
    сорочек с цельнокроеным рукавом
  • Оборудование:

    образцы ночных сорочек
    различных фасонов, картонные шаблоны, альбомы,
    ножницы, клей, цветная бумага, калька, учебник,
    листы для дизайн-анализа, таблицы, картонные
    манекены, средства мультимедиа, презентация.

    На доске:

    тема урока, принципы
    моделирования, критерии оценки идей, способы
    изменения выкройки, определение расхода ткани,
    домашнее задание.

    Методы обучения

    : беседа, упражнения,
    дискуссия.

    Формы работы

    : групповая,
    индивидуальная.

    Тип урока

    : комбинированный.

    В начале урока на проектор выводят
    тему, цель и задачи урока. Эти и все последующие
    слайды смотри в приложении 1.


    Ход урока

    1. Организационный момент:

    • приветствие;
    • проверка явки учащихся;
    • заполнение учителем классного журнала;
    • проверка готовности учащихся к уроку;
    • настрой учащихся на работу;
    • доведение до учащихся плана урока.


    2. Проверка выполнения учащимися
    домашнего задания. Подготовка к основному этапу.
    Мотивация и актуализация.

    Учитель.

    Помните, кто носил в древности тунику?
    Правильно, древние римляне, да и не только они –
    тунику носили в Византии, на Руси и в других
    странах. А как вы думаете, сейчас кто-нибудь носит
    тунику? Кому же её носить, если это такой древний
    вид одежды? Вот и ошибаетесь, она не исчезла, и
    носили и носим её мы с вами. Как же так? Да очень
    просто: ведь туника – это всякая одежда, похожая
    на букву Т – прямая, рукава в стороны, тоже
    прямые. Это самая простая рубаха, сорочка,
    которую носили и носят и мужчины и женщины всех
    народов. Рукава у нее могут быть короткие и
    длинные, широкие и узкие и сборчатые внизу. Так
    что, самая обыкновенная рубашка приходится
    античной тунике прямой родственницей, и весьма
    почтенной; а её младшие потомки – это веселые,
    озорные, модные молодежные платья и блузки,
    которые к лицу самым юным. Слайд 4, слайд 5

    Ночная сорочка относится к нательному
    белью для сна. Так как это изделие необходимо
    надевать прямо на тело, то получается, что нашей
    ночной сорочке мы должны предъявить ряд
    требований. Давайте посмотрим, что это за
    требования? Слайд 6, слайд 7, слайд 8, слайд 9

    Поэтому, мы можем сделать вывод:

    Ночные сорочки шьют из
    хлопчатобумажных тканей: ситца, сатина,
    мадаполама, бязи, батиста, шифона. Эти ткани
    мягкие, легкие, прочные, хорошо впитывают влагу и
    пропускают воздух. Для зимних ночных сорочек
    используют фланель и бумазею. Ткани по окраске
    выбирают белые, гладкокрашеные светлых тонов и с
    мелким рисунком.

    Выяснив, какая ткань необходима для
    изготовления ночной сорочки и, выполнив ее
    конструирование, мы можем приступить
    непосредственно к пошиву и сшить очень простое
    плечевое изделие. Но я думаю, что вы со мной
    согласитесь в том, что каждая девочка хочет иметь
    в своем гардеробе красивую, оригинальную, модную
    вещь, даже если это касается такого простого
    изделия, как ночная сорочка. Вы со мной согласны?
    И я уверена, что все свои творческие идеи вы
    воплотили в эскиз модели ночной сорочки, который
    должны были сделать дома. А процесс, которым вы
    занимались дома, называется художественным
    моделированием. Учащиеся делают запись в
    тетрадь.

    Вам необходимо было дома не только
    выполнить эскиз ночной сорочки, но обосновать
    свой выбор. Давайте приступим к обсуждению
    моделей.

    Учащиеся демонстрируют свои эскизы и
    делают обоснование выбора.


    3. Изложение нового материала.

    Учитель

    .

    И так, выбор сделан, и мы можем приступать к
    моделированию ночной сорочки.

    Ночные сорочки бывают разных фасонов.
    Они могут быть короткими и длинными, без рукавов
    и с рукавами разной длины, с воротником и без
    воротника, со швом по линии плеча и без плечевого
    шва. Форма горловины ночной сорочки может быть
    различной – овальной, квадратной, фигурной,
    углом. Для отделки ночных сорочек используют
    кружево, тесьму, вышивку, мережку, аппликацию.

    Научиться моделировать необходимо
    каждой девушке. Это позволит найти
    индивидуальный стиль в одежде, что очень важно в
    жизни. Чтобы соответствовать моде, вовсе не нужно
    покупать новую одежду. Можно изменить,
    реконструировать любимые, но вышедшие из моды
    вещи.

    Композицию модели следует определять
    с учетом назначения будущего изделия, его
    конструкции, технологии изготовления, свойств и
    стоимости ткани и отделки, особенностей фигуры и
    направления современной моды. Само слово
    композиция имеет латинское происхождение и
    означает – составление, соединение, сочинение. Учащиеся
    делают запись в тетрадь.

    И прежде, чем мы с вами начнем сочинять,
    составлять, мы не раз столкнемся с таким понятием
    как силуэт. С этим понятием мы уже не раз
    встречались. Давайте вспомним, что же означает
    это французское слово? Ответ учащихся (внешние
    очертания любого предмета).
    И как бы не были
    своеобразны и неповторимы костюмы минувших
    веков и современные костюмы, всех их мы можем
    “вписать” в простые геометрические фигуры. Слайд
    10.

    Я еще раз напомню один секрет, который
    открываю вам вот уже не первый год: на основе
    построенного чертежа можно смоделировать
    десятки новых разнообразных ночных сорочек.
    Давайте посмотрим несколько моделей ночных
    сорочек, которые были выполнены на основе нашей с
    вами выкройке. Слайд 11-18.

    И так, второй этап моделирования
    называется техническим моделированием — это
    процесс изменения формы деталей одежды. Учащиеся
    делают запись в тетрадь.

    И так, для создания новой модели
    необходимо представить себе новую модель в
    пространстве и суметь выполнить некоторые
    приемы моделирования швейных изделий, с которыми
    мы сейчас и познакомимся.

    1. Моделирование изменением длины
    изделия

    Изменение длины изделия – один из
    самых простых приемов моделирования.

    Если вы хотите уменьшить длину
    изделия, проведите на лекалах переда и спинки
    новую линию низа параллельно нижнему срезу на
    таком расстоянии, на сколько вы хотите сделать
    изделие короче, и срежьте лишние части лекал. Слайд
    19.

    Если вы хотите увеличить длину
    изделия, приклейте к выкройке снизу
    дополнительный лист бумаги, продлите на нем
    линию бока и линию сгиба и отложите на этих
    прямых увеличение длины изделия. Новая линия
    низа должна быть параллельна прежнему срезу. Слайд
    20.

    2. Моделирование изменением формы
    выреза горловины

    Если вас не устраивает овальная
    горловина, которую вы получили при изготовлении
    выкройки и хотите изменить ее на прямоугольную, V
    – образную или фигурную. Нет ничего сложного.
    Нужно на выкройках переда и спинки нанести новую
    линию выреза горловины и срезать лишнюю часть
    выкройки. При моделировании формы выреза
    горловины следует учитывать, что ширина плеча
    спинки и переда должна быть одинаковой. Слайд 21,
    слайд 22.

    Вырез горловины можно отделать рюшей,
    бантом, планкой и т.д. Слайд 23.

    Давайте посмотрим, какие модели ночных
    сорочек получатся после процесса моделирования
    формы выреза горловины. Слайд 24.

    3. Моделирование кокетки

    Новую форму изделия можно получить
    моделированием кокетки с одновременным
    расширением низа. Форма линии, по которой
    отрезается кокетка, может быть любой: прямой,
    ломаной, круглой, фигурной т.д.

    Рассмотрим моделирование прямой
    кокетки. Н а выкройке намечают линию кокетки, а
    также две вертикальные линии, по которым
    проводится расширение низа. Затем выкройку
    разрезают по намеченным линиям и раздвигают их. И
    в таком виде накладывают на новую бумагу, обводят
    и плавно оформляют линию низа и линию кокетки. Слайд
    25.

    Моделирование овальной кокетки
    аналогично предыдущему этапу. Но расширение
    нижней части можно сделать большим, при этом
    раздвигаются части лекала не только по низу, но и
    по линии кокетки. Моделирование кокетки можно
    выполнять как на передней части изделия, так и на
    спинке. Слайд 26.

    Как я вам уже говорила, на основе
    выкройки ночной сорочки с цельнокроеным рукавом
    можно выполнить моделирование не только новой
    модели сорочки, но и другого изделия, например,
    халата или платья, ветровки или блузки. Слайд 27,
    слайд 28.

    Давайте посмотрим небольшую коллекцию
    плечевых изделий после процесса моделирования. Слайд
    29 – 38.

    Учитель. Все этапы моделирования
    проходили с учетом конструктивных линий, которые
    нам так же будут необходимы во время
    практической работы. Вспомним их. Слайд 39

    После того, как вы произвели все
    необходимые для вашей модели этапы
    моделирования, необходимо выполнить расчет
    количества ткани. Так как ткань имеет разную
    ширину, то и количество необходимого материала
    будет разным. Например, если ширина материала 150
    см – количество ткани составляет две длины
    изделия, если ширина материала меньше 150 см –
    количество ткани составляет две длины изделия + 30
    см на обработку и мелкие детали. Учащиеся
    делают запись в тетрадь.


    4. Физкультминутка.

    5. Практическая часть урока. Игра
    “Слет специалистов”.

    Вводный инструктаж учителя.

  • Проверка организованности начала работы,
    организация рабочих мест.
    • Повторение правил техники безопасности при
      работе с острыми предметами, химическими
      веществами.
    • Содержание игры.

    Класс разбивается на три группы, в
    состав которых входят специалисты- модельеры.
    Каждой группе дается задание на выполнение тех
    или иных элементов моделирование ночной сорочки.
    Также, выдается инструкционная карта по
    выполнению данного задания, с наглядным
    примером. Приложение 2

    Цель слета – выполнить заказ по
    моделированию ночной сорочки с цельнокроеным
    рукавом.

    По окончании работы “специалисты”
    демонстрируют свои модели ночных сорочек.

    Для наглядности выдаются картонные
    макеты кукол, на которые впоследствии будут
    надеты модели готовых сорочек.

    Самостоятельная работа учащихся –
    “специалистов”.

    Учащиеся выполняют моделирование
    ночной сорочки с цельнокроеным рукавом по
    картам.

    Во время работы детей учитель делает
    обход и проводит текущий инструктаж, если есть в
    этом необходимость.

    Текущий инструктаж учителя

  • Инструктирование учащихся по выполнению
    отдельных операций.
  • Концентрация внимания на наиболее эффективных
    приёмах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к
    выполнению задания учащимся.
  • 3аключительный инструктаж учителя.

    • Анализ выполнения самостоятельной работы
      учащихся. Оценка.
    • Разбор типичных ошибок.

    Слово учителя.

    На основе построенного чертежа можно
    смоделировать десятки новых разнообразных
    изделий. Это могут быть различные фасоны ночных
    сорочек. Для создания новой модели необходимо
    иметь немного фантазии и уметь выполнять
    некоторые приёмы моделирования.

    6. Домашнее задание.

    1) Выполнить моделирование будущей своей
    сорочки, по эскизу в тетради.

    2) Принести: ткань, портновский мел, ножницы,
    английские булавки, готовую выкройку.


    7. Уборка рабочих мест.

    Следующий: