Открытый урок по истории в 4-м классе. Тема: В крестьянской избе


Предварительная работа

  • Поисковая работа среди населения села: сбор
    старинных предметов быта и информации об их
    использовании,
  • На уроках трудового обучения: конструирование
    из картона «Крестьянская изба»,
  • На уроках ИЗО: рисование на тему «Жизнь
    старинного села»,
  • Работа в библиотеке: подбор сообщений по теме:
    «Старинные обряды и обычаи».

Оборудование

  • Учебники, оформление кабинета в стиле русской
    крестьянской избы,
  • Карточки, старинные предметы быта: (весы, ухват,
    прялка, утюг, веретено и т.п.),
  • Словари.

Вступление

Учитель:

Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье
Вот этот дом,
Нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
(Зажигает маленькую свечку.)

Ученица: (сидит за прялкой, поет):

В маленькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит. – 2 раза

Ход урока

Сообщение темы и цели урока

На прошлом уроке мы с вами побывали в гостях в
княжеских палатах, в царском дворце, в имении
помещика, а сегодня нам предстоит побывать в
крестьянской избе. Мы познакомимся со
строительством крестьянской избы, с обрядами,
сопровождающими все строительство.

Проверка домашнего задания

Вам было дано задание побывать у бабушек и
дедушек вашего села, собрать интересный материал
о старинных бытовых предметах и их
использовании.

Вещи дети собирали заранее, вели поисковую
работу:



Рассказы детей:

1. Пила (лучковая).

2. Утюг (угольный).

3. Весы (безмен) и др.

Обобщение ответов

Вы не только занимались поисковой работой, вы
смастерили из картона по своему представлению
крестьянские избы, рисовали. А вот работа жителя
нашего села, этот прекрасный дом сделан со всеми
правилами строительства настоящих деревенских
домов. (Показ макета дома, выполненный из
дерева, работа Донского С.Г.)

Объяснение нового материала

Беседа

  • А что вы знаете о сибирской крестьянской избе,
    что можете рассказать?
    а) Рассказ о выборе леса (1 ученик): на
    постройку жилья шли в основном сосны, но нижний
    ряд бревен и фундаментные стойки старались
    строить из лиственницы. Для сруба годились лишь
    ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора.
    Материал нужно было заготавливать заранее –
    поздней осенью или зимой, в полнолуние.
    б) Время строительства жилья и выбор места (2
    ученика)
    : Нельзя располагать дом на
    перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во
    дворе не будет водиться скотина». Подходящими
    считали лишь те места, которые хорошо освещались
    , на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места
    ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной
    рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать
    холодные и теплые места. Если охватывало холодом
    – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом
    ранней весной, едва сойдет снег.
    в) (Ученица): При закладки дома
    приглашали священника для освящения
    строительства. Использовали и обычаи: в нижнем
    ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у
    хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и
    тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под
    матицу – главный потолочный брус – подкладывали
    серебряные монеты, для богатства хозяина. Не
    преступали к строительству в воскресенье и
    понедельник, в церковные праздники.
    г) Переезд в новый дом (учитель): Переезд
    в новый дом сопровождался множеством примет (можно
    спросить у детей, какие приметы они знают).

    Удачным днем для переезда считалась суббота. В
    старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в
    новом доме. Переносили золу из загнета (место у
    русской печи) старой печи в загнет новой. На
    новоселье приглашали друзей, родственников.
    Празднующая процессия отправлялись из старого
    дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью,
    хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка
    несла икону. Другие участники несли животных и
    домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину
    загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с
    хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький
    ребенок, или пускали через порог кошку.

Обобщение



Все описанные обряды имели глубокий смысл –
практический, магический и религиозный.

По дороге на новоселье играли, шутили, пели
песни…

(Сценки учащихся.)

Разойдись честной народ,
Не пыли дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко.

Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно,
Раз народ еще поет –
Значит не все потеряно!

Игра «Ходит Ваня».

Вот так незаметно и подошли к дому. (Тихо
звучит песня «Ой калина, ой малина…» 2 куплета.)

- Что так грустишь, посмотри-ка в окно, к нам
гости пришли!

Гости:

Счастья вам хозяюшка!
Большого здоровья!
У нашей хозяюшки все в работе, и собаки посуду
моют!

Хозяева: Удобно ли вам гости дорогие?

Гости: Гостям-то, известно дело,
хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяева: В тесноте да не в обиде.
Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван – ни
людям, ни нам.

Гости:

Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Зашить можно?
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
Иван, у тебя в шубе тепло?
Тепло, тепло, в шубе на печи согреться можно.
Сынок, сходи на речку за водицей.
Брюхо болит.
Сынок, иди кашу есть.
Ну, раз мать велит, надо идти…

Звучит русская народная песня. (Дети
рассаживаются.)

Учитель:

Эх, широка душа русского народа!
И где бы ни были в глуши
В руки брали просто ложки
И играли от души!



Итог урока

Работа со словарными словами, которые
открывались в ходе урока.

  • Пряха – женщина, занимающаяся ручным
    прядением шерсти.
  • Светелка – небольшая комната в верхней
    части жилья.
  • Матица – потолочная балка.
  • Загнет – место у устья русской печи, куда
    подгребают жар.
  • Помело – палка с намотанной на конце
    тряпкой, мочалкой, метла.
  • Полати – нары для спанья, устроенные под
    потолком, между печкой и стеной.
  • Безмен – ручные рычажные весы.

Домашняя работа

Продолжить поисковую работу.




Следующий: