Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: Рисуночное письмо

Цель: Учить детей вести исследовательскую
работу, размышлять и анализировать, на основании
сравнения делать выводы о развитии первобытного
человека; пробуждать познавательный интерес к
истории, археологии.

Оборудование:

  • Рисунки учащихся (выставка работ).
  • Кроссворд, таблицы с условными рисунками.

Организационный момент

Учитель:

1. Вступительное слово

Много следов своей деятельности оставляет на
земле человек. Старые камни с надписями,
пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад
монет, старинные мечи, щиты с изображением
гербов, разбитые черепки посуды и много других
вещей. Без них не может быть восстановлено
прошлое, не может существовать наука “ИСТОРИЯ”.

Земля — прекрасная кладовая. Проходят
тысячелетия, а она хранит следы прошлого.

2. Постановка учебной цели

Сегодня, мы будем вести исследовательскую
работу, размышлять, делать выводы о
возникновении письменности, пополним наш
исторический словарь.

3. Актуализация знаний по теме_урока.

Начинаем с игры “Историческая разминка”.

Разгадывание кроссворда (кроме цифры 6).

  1. Название пещеры во Франции, где были обнаружены
    наскальные рисунки? (Ляско)
  2. Животное, изображенное на потолке Альтамирской
    пещеры (Бизон)
  3. Какое животное имело саблезубых прародителей?
    (Тигр)
  4. Древнее вымершее животное (Мамонт)
  5. Название пещеры, где впервые были обнаружены
    наскальные рисунки (Альтамира)
  6. Рисуночное письмо (Пиктограмма)
  7. Животное — родственник (Тотем)
  8. Какой краской пользовались первобытные люди
    (название)? (Охра)
  9. Как называют древнего человека? (Первобытный)
  10. Как называется время (век), когда жили
    первобытные люди? (Каменный).

Учитель:

Изучая искусство первобытных людей, мы узнали,
как были открыты пещеры Альтамира и Ляско, и
познакомились с творчеством, первобытных
художников.

Многие пещеры превращены теперь в прекрасно
оборудованные музеи.

Предлагаю вам провести экскурсию в таком музее,
экспонатами которого будут ваши рисунки. В
каждой группе свой экскурсовод.

1 экскурсовод:

Экспонаты I раздела представлены рисунками на
куске скалы.

На рисунке изображены мамонты, олени. Мамонт
очень похож на слона, только у него большие бивни.

А вот здесь бизоны. У оленя очень длинная шея и
большие рога. Так почему же первобытные люди
изображали животных? Потому что они охотились на
животных. А чтобы охота была удачной, охотники
должны были очень хорошо знать повадки зверя. Они
должны быть очень наблюдательными.

Рисовали первобытные художники земляными
красками: охрой, глиной, углем.

Это были рисунки — “портреты” животных.

2 экскурсовод:

В I разделе нашей экспозиции собраны рисунки,
которые рассказывают о том, как охотились
первобытные люди, танцевали у костра.

А здесь охотники догоняют оленей.

Это рисунки — рассказы. Они передают
информацию. Они не такие подробные, а
схематичные, силуэтные. Но зато здесь очень
живые, выразительные движения и можно понять, что
происходит.

Главная ценность таких упрощенных рисунков -
сообщать о каком-то событии.

Учитель:

Я просила вас узнать, какие сейчас существуют
способы передачи информации?

Ученики:

  • Можно сказать словами.
  • Можно написать.
  • Можно показать жестами.
  • По телевизору, по радио.
  • По телефону.

Учитель:

А какие средства информации были доступны
первобытному человеку? Если речь у него была еще
не очень развита, буквы не придумали.

Ученики:

Жестами.

Учитель:

Но как, такую информацию сохранить надолго?

Ученик:

Сделать рисунок.

Учитель:

А если рисунок нужен для того, чтобы оставить
какое-то сообщение, значит, его можно еще
упростить, изображая все символично в виде легко
узнаваемого значка.

Такое упрощенное изображение — значок,
называют пиктограммой.

(Запись в тетрадях. Пиктограмма — рисуночное
письмо).

А теперь в кроссворде ответьте на 6-е задание.

Учитель:

Первобытный человек с помощью рисунков -
пиктограмм, рассказал маленькую историю. Давайте
и мы разгадаем ее содержание.

Каждая группа дает объяснение.

Я человек. Иду охотится. Олень придет к
речке пить воду.

Там я его подстрелю.

(Может быть другое толкование)

Учитель:

Человечество давно пользовалось таким
рисуночным пиктограмм-ным письмом, пока не была
изобретена письменность.

В истории известны и курьезные случаи, koi via
смысл пиктограмм был неправильно истолкован.

Когда персидский царь Дарий I (правил в 521-486 гг.
до нашей эры) вторгся в Скифию в районе Северного
Причерноморья в 512 году, он получил от своего
противника послание, на котором были нарисованы
мыть, лягушка, птица и семь стрел.

Изучив послание, Дарий гордо объявил
персидским полководцам: “Наш враг написал здесь
- Персы, мы обладаем землей (мыть) и реками
(лягушка). Мы хотим улететь (птица) от мощи твоей
армии. Мы складываем перед тобой свое оружие
(стрелы). Таким образом, трусливые скифы хотят нам
сдаться, потому что боятся попробовать на своей
шкуре наши сабли”.

В ту же ночь скифы атаковали персов и разбили
их.

Только после битвы Дарий узнал подлинный смысл
послания: “Персы, если вы не способны
превратиться в птиц и улететь, стать полевыми
мышами и схорониться в земле, или же надеть
лягушачью кожу и ускакать в болото, вы будете
поражены нашими стрелами”.

Выходит, первыми написанными словами были
рисунки.

Теперь послушайте рассказ “Охота на
мамонтов”, а затем попробуйте передать
содержание отрывка, в таком пиктографическом
рисунке.

- Мамонты, мамонты, мамонты.

- Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда!

Шумным ликование встретили охотники эту весть.
Они вскочили со своих мест, кувыркались, хлопали
в ладоши и весело смеялись. Снова наступит
благополучие, снова с племени будут большие
запасы мяса!

Опытные охотники не разделяют всеобщего
веселья. Охота на мамонта — дело трудное, к ней
нужно хорошо подготовиться. Сначала решили
напасть на какого-нибудь, отбившегося от стада
одиночку и копьями нанести ему как можно больше
ран, чтобы мамонт ослаб от потери крови. Надо лишь
нападать всем вместе с разных сторон. Как только
мамонт ринется на кого-нибудь из охотников,
остальные тотчас должны напасть на него и спасти
товарищей от верной гибели. Таков закон охоты.

И вдруг одному охотнику пришла в голову
великолепная мысль:

- Зубры в болоте — мамонты в болоте!

Охотникам понравился план; они загонят стадо
мамонтов в болото, как это сделали с зубрами.

Теперь все принялись готовить к охоте особо
острые, прочные копья — основное оружие
первобытного охотника.

Вдруг послышался трижды повторенный свист.

- Мамонты идут! Будьте готовы!

Большая охота начинается. Стадо мамонтов
приближалось. Огромный мамонт ведет стадо,
размахивая хоботом из стороны в сторону,
обламывает на ходу ветви и побеги и сует их в рот.
Уши его похожи на листья огромных, лопухов, он
хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ним
шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под
ногами мохнатых гигантов превращается в широкую
дорогу. Спокойно шествует стадо мамонтов, не
подозревая об опасности…

Попробуйте продолжить этот рассказ или
придумайте другую историю из жизни первобытных
людей.

(Работу выполняют угольком или черным
фломастером.)

Теперь давайте попробуем прочитать рисунки.
Понятен ли вам рассказ, удачно ли вы изобразили
знаки — символы?

(Дети сочиняют рассказы, пытаются их
расшифровать.)

Учитель:

Рисунки — значки, символы постепенно
упрощаются, становятся все менее похожи на
конкретное изображение, и все более легкими в
начертании.

Что же из этого может получиться?

БУКВЫ.

Значит, мы можем сделать очень важный вывод, что
рисуночное пиктографическое письмо — ото
зарождение письменности.

Ученые также предполагают, что начертание букв
исторически связано с древними
пиктографическими рисунками.

- Что напоминает вам это изображение?

- Это голова быка.

- А если его перевернуть?

- Буква А.

Эту букву с самого начала называли “алеф” -
вероятнее всего по слову “бык”.

Вашим домашним заданием будет следующее.
Изобразите первую букву своей фамилии в виде
какого-либо образа животного, растения, предмета,
название которого начинается с той же буквы.

Напишите букву. Покрутите, переверните,
положите па бок. Можете украсить се, как считаете
нужным. Можно пририсовать к ней новые элементы,
дописать другие буквы и т.д.

Желаю вам успехов!

А теперь вернемся к кроссворду.

Вам следует прочесть зашифрованное слово,
поможет сообразительность (читать это слово
справа — налево).

Это слово — АРХЕОЛОГИЯ (изучает историю и
культуру человечества с помощью раскопок).

Значение этого слова найдите в словаре
толковом, этимологическом и напишите в тетрадь.

Кто ж нашел следу столетий?
Кто в ИСТОРИЮ влюблен?
Кто сложил в витрине эти
Драгоценности времен?
Это опытные руки
АРХЕОЛОГОВ страны
Мы ревнителям науки
Благодарны быть должны!

Следующий: