Открытый урок по географии География транспорта РТ


Цели и задачи:

  1. Сформировать представления о транспортном
    комплексе РТ, его структуре и географии.
  2. Определить значение транспорта для работы
    хозяйства и жизни населения РТ, изучить состав
    транспорта.
  3. Углубить знания по теме, формировать у учащихся
    желание узнавать новое о своей Республике.

Оборудование:

Физическая карта РТ, экономическая карта РТ,
картосхемы РТ для учащихся.

Основная форма работы: групповая с
использованием опережающего домашнего задания.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Тема урока “География транспорта республики
Татарстан”.

Тема “Транспорт” вам хорошо известна по
экономической географии России, поэтому сегодня,
изучая транспорт республики, углубляем наши
знания.

Прежде чем перейти к изучению развития
транспорта на территории Татарстана мы
посмотрим презентацию “Транспортный комплекс
России”.

(Показ слайдов. Приложение 1)

Татарстан располагает всеми основными видами
транспорта. В настоящее время на транспорте и в
связи занято 112 тыс. человек или 7 процент общего
числа занятых в народном хозяйстве республики.
Транспорт является связующим звеном между
отраслями народного хозяйства.

Рассмотрим по карте транспортную сеть
Татарстана. Здесь мы видим основные транспортные
узлы республики.

(Вопрос классу)

- Что называют транспортным узлом?

Транспортный узел- это пункт, в котором
сходятся несколько видов транспорта, и
осуществляется обмен грузов между ними.

Главные транспортные узлы РТ:

Казань, Набережные Челны, Альметьевск.

(Ученики отмечают эти города на картосхеме)

Все виды транспорта вместе составляют единую
транспортную систему.

В республике по грузообороту и
пассажирообороту на первом месте
железнодорожный транспорт.

(Ученики по группам подготовили сообщение по
отдельным видам транспорта)

(Отвечают ученики из первой группы)

Ученик: По карте мы видим, что крупнейшей
железнодорожной станцией является г Казань.
Отсюда отправляются поезда на Москву, Волгоград,
Самару, Екатеринбург, Уфу и другие города, а также
по пригородным направлениям. Общая
протяженность составляет 917 км. В восточной части
республики построена дорога Агрыз – ст. Акбаш (у
г.Бугульма).Эта дорога соединяет нефтяные районы
и промышленные центры юго-востока Татарстана с
промышленным Прикамьем и городами Наб.Челны,
Нижнекамск, Менделеевск. На станции Агрыз она
соединяется с северной магистралью Москва –
Екатеринбург – Дальний Восток. Эта дорога
позволяет по кратчайшему пути доставлять в
Прикамье метал, строительные материалы с Урала,
лес и уголь из Сибири, а из Татарстана по этой
трассе идут автомобили, шины ,продукты химии,
нефтехимии и т.д.

2 ученик: Важное значение для республики имеет
другая дорога в меридианальном направлении:
Казань – Буинск – Ульяновск – Волгоград. Эта
дорога была построена ещё в годы Великой
Отечественной Войны. Она соединяет
сельскохозяйственные районы Республики с
Казанью и Поволжским экономическим районом.

Вывод: Железнодорожный транспорт занимает
первое место в республике по перевозкам грузов и
пассажирооборота. Казань является крупнейшей
пассажирской станцией, ежедневно сюда прибывает
до тридцати поездов дальнего следования.

(Ученики на картосхеме отмечают направления
железнодорожных магистралей РТ)

(Отвечают ученики из второй группы)

Ученик: На втором месте автомобильный
транспорт. Автомобильные дороги соединяют г
Казань со всеми городами и населенными пунктами
республики, а также основные автомагистрали с
городами Чебоксары, Нижний Новгород и Москва по
Горьковскому шоссе. Автомобильная дорога Казань
– Елабуга – Ижевск – Пермь. В восточных и
юго-восточных районах республики построены
современные шоссе, соединяющие г. Бугульму с
городами Азнакаева, Бавлы, Лениногорск,
Альметьевск, Нурлат, и Набережные Челны. Общая
протяженность автомобильных дорог 12.5 тыс.км и
ежегодно строится около 100 км. новых дорог.



2 ученик: Крупнейшей автомагистралью
республики на сегодня является шоссе Казань –
Набережные Челны, она дала выход продукции
Нижнекамского территориального
производсвенного комплекса в Поволжье, центр и
др.экономические районы. А также в строительстве
автодорог важную роль играют автодорожные мосты,
построенные через реки. Одним из таких мостов
является мост через реку Волгу у западной
окраины г. Казани, который повлиял на
экономическое развитие всего Поволжья. Второй
такой мост через реку Каму у Сорочьих Гор,
соединяющий экономические районы республики.

Вывод: Автомобильный транспорт очень
перспективный вид транспорта. Сегодня во многих
европейских странах основной груз перевозится
автофургонами, это и удобно и быстрее. Поэтому
очень важно расширить пропускную способность
автомагистралей.

(Повторяющиеся города (транспортные узлы)
ученики на картосхеме обводят в кружочки)

Ученик: Водный транспорт также играет важную
роль в транспортной системе нашей республики.
Реки Кама и Волга являются главными путями
сообщения. Этот вид транспорта ведущее место
занимает по грузообороту.

По водным путям перевозятся нефть, лес,
химические продукты, строительные материалы,
различные машины, хлеб и т.д. Вот крупные речные
порты республики Казань, Чистополь, Нижнекамск,
Набережные Челны.

Вывод: Река Кама почти по диагонали пересекает
территорию республики, поэтому среди рек по
грузообороту она занимает первое место. Есть
также и проблемы, мало современных технически
оснащенных речных портов.

(Ученики на картосхеме отмечают порты
условными знаками)

Ученик: Сегодня воздушный транспорт республики
занимает видное место в России. Через Казань
проходят важные воздушные линии, она связана с
Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами
России.

А местными линиями являются:

Казань — Бугульма

Казань — Бегишево

Казань — Чистополь

Этот вид транспорта относительно молодой, но
перспективный в своем развитии. (Ученики на
картосхеме отмечают местные аэропорты)

Вывод: Воздушный транспорт республики
обслуживает отдаленные районы от
железнодорожных станций и речных портов, где
мало других дорог, а также перевозит почту и
ценные грузы.

Ученик: Трубопроводный вид транспорта в
республике получил широкое развитие благодаря
разработке запасов нефти и природного газа.
Главным нефте- и газопроводным узлом республики
является г. Альметьевск. От него расходятся
нефтепроводы:

Альметьевск — Туймазы — Уфа

Оренбург — Альметьевск

Пермь — Альметьевск- Заинск,

Ижевск — Менделеевск – Альметьевск

Альметьевск — Казань

Альметьевск — Самара и нефтепровод Дружба

И примерно также работает газопровод.

Через северо-западные районы республики
проходит трансконтинентальный экспортный
газопровод Уренгой – Помары – Ужгород и Уренгой
- Центр.

Общий вывод: В республике хорошо развита
транспортная сеть, однако вместе с тем растет и
отрицательное воздействие транспорта на
окружающую среду. Главный загрязнитель
атмосферы – автомобильный транспорт. Все виды
транспорта создают “шумовое загрязнение”. В
республике применяются строгие меры по защите
окружающей среды от загрязнения транспортными
средствами. При дальнейшем развитии транспорта
основное внимание будет уделено электрификации
и автоматизации железных дорог, улучшению
существующих дорог.

Какие работы ведутся по улучшению
инфраструктуры в республике?

Посмотрим еще одну презентацию на тему
“Метрополитен г.Казани”. (Показ слайдов. Приложение 2)

Итог.

В ходе урока мы познакомились с транспортом РТ,
выполнив все намеченные цели. (Дать качественную
характеристику деятельности групп). Оценки.

Домашнее задание.

Творческая работа на тему “Транспорт в моем
городе”. (Описание работы одного вида транспорта
в городе)




Следующий: