Открытый урок на тему Социальные конфликты. Межэтнические и межнациональные конфликты

Общая тема: Социальные отношения

Тип урока:

изучение нового материала

Цели урока:

  • изучить понятие «социальный конфликт» и его
    сущность;
  • развивать аналитические способности;
  • воспитывать умение общаться с окружающими
    людьми.
  • Наглядные пособия:

    опорный конспект по теме,
    картинки.

    Межпредметные связи:

    организация
    коммерческой деятельности

    Метод проведения урока:

    проблемное
    изложение, тестирование

    Ход урока

    I. Организационный момент

    1.Приветствие,

    2. Проверка присутствующих

    3. Сообщение темы урока.

    II. Проверка пройденного материала

    Опрос учащихся по пройденной теме:

    • в чем суть социального действия?
    • социального взаимодействия?
    • типы и формы социального взаимодействия.

    III. Изучение нового материала (работа с
    использованием опорных конспектов): по ходу
    рассмотрения вопросов учащиеся обращаются к
    опорным конспектам и стараются сами рассказать
    об изучаемом явлении.

    1. Понятие конфликта, социального конфликта,
    субъекты конфликта;

    Социальная неоднородность общества, различие в
    уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко
    приводят к конфликтам. Конфликты являются
    неотъемлемой частью общественной жизни. Это
    обуславливает пристальное внимание социологов к
    исследованию конфликтов.

    Конфликт

    - это столкновение
    противоположных целей, позиций, мнений и
    взглядов оппонентов или субъектов
    взаимодействия. Английский социолог Э. Гиденс
    дал такое определение конфликта: «Под
    конфликтом я имею в виду реальную борьбу между
    действующими людьми или группами, независимо от
    того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и
    средства, мобилизуемые каждой из сторон»
    .
    Конфликт — это повсеместное явление. Каждое
    общество, каждая социальная группа, социальная
    общность в той или иной степени подвержены
    конфликтам. Широкое распространение этого
    явления и обостренное внимание к нему общества и
    ученых способствовали возникновению
    специальной отрасли социологического знания -
    конфликтологии.

    Конфликты классифицируются по своей структуре
    и по направлениям исследований. Социальный
    конфликт
    — это особый вид взаимодействия
    социальных сил, при котором действие одной
    стороны, столкнувшись с противодействием другой
    делает невозможным реализацию ее целей и
    интересов. Основными субъектами конфликта
    являются крупные социальные группы. Крупный
    конфликтолог Р. Дорендорф к субъектам конфликта
    относит три вида социальных групп.

    1). Первичные группы — непосредственные
    участники конфликта. Которые находятся в
    состоянии взаимодействия по поводу достижения
    объективно или субъективно несовместимых целей.

    2). Вторичные группы — стремятся быть
    незамешаными непосредственно в конфликт. Но
    вносят свой вклад в разжигание конфликта. На
    стадии обострения они могут стать первичной
    стороной.

    3). Третьи силы заинтересованы в разрешении
    конфликта. Предмет конфликта — это и есть
    основное противоречие из-за которого и ради
    разрешения которого субъекты вступают в
    противоборство. Конфликтология выработала две
    модели описания конфликта: процессуальную и
    структурную. Процессуальная модель
    делает акцент на динамике конфликта,
    возникновении конфликтной ситуации, переходе
    конфликта из одной стадии в другую, формах
    конфликтного поведения, конечном исходе
    конфликта. В структурной модели акцент
    переносится на анализ условий, лежащих в основе
    конфликта и определяющих его динамику. Основная
    цель этой модели состоит в установлении
    параметров, которые влияют на конфликтное
    поведение и конкретизацию форм этого поведения.
    Большое внимание уделяется понятию «сила»
    участников конфликтов. Сила — это способность
    оппонента реализовать свою цель вопреки воле
    партнера по взаимодействию. Она включает в себя
    ряд разнородных компонентов- физическую силу,
    включая технические средства, применяемые как
    инструмент насилия; — информационно
    цивилизованную форму применения силы, требующую
    сбора фактов, статистических данных, анализа
    документов, изучения материалов экспертизы с
    целью обеспечения полноты знания о существе
    конфликта, о своем оппоненте для выработки
    стратегии и тактики поведения, использования
    материалов, порочащих оппонента, и т.п.;-
    социальный статус, выражающийся в общественно
    признанных показателях (доходы, уровень власти,
    престиж и т.д.);- прочие ресурсы — деньги,
    территория, лимит времени, число сторонников, и
    т.д.Стадия конфликтного поведения
    характеризуется максимальным использованием
    силы участников конфликтов, применением всех
    имеющихся в их распоряжении ресурсов.
    Немаловажное влияние на развитие конфликтных
    отношений оказывает окружающая социальная
    среда, определяющая условия, в которых протекают
    конфликтные процессы. Среда может выступать либо
    источником внешней поддержки участников
    конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным
    фактором.

    2. Классификация конфликтов;

    Все конфликты можно классифицировать в
    зависимости от зон разногласий следующим
    образом.

    1. Личностный конфликт. Эта зона включает
    конфликты, происходящие внутри личности, на
    уровне индивидуального сознания. Такие
    конфликты могут быть связаны, например, с
    излишней зависимостью или с ролевой
    напряженностью. Это чисто психологический
    конфликт, но он может оказаться катализатором
    для возникновения группового напряжения, если
    индивид будет искать причину своего внутреннего
    конфликта среди членов группы.

    2. Межличностный конфликт. Эта зона включает
    разногласия между двумя или более членами одной
    группы или нескольких групп.

    3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число
    индивидов, образующих группу (т.е. социальную
    общность, способную на совместное
    координированные действия) вступают в конфликт с
    другой группой, не включающей в себя индивидов из
    первой группы. Это самый распространенный вид
    конфликта, потому что индивиды, приступая к
    воздействию на других, обычно стараются привлечь
    к себе сторонников, формировать группу,
    облегчающую действия в конфликте.

    4. Конфликт принадлежности. Происходит в
    силу двойной принадлежности индивидов, например,
    когда они образуют группу внутри другой, большей
    группы или когда индивид входит одновременно в
    две конкурентные группы, преследующие одну цель.

    5. Конфликт с внешней средой. Индивиды,
    составляющие группу, испытывают давление извне
    (прежде со стороны культурных, административных
    и экономических норм и предписаний). Часто они
    вступают в конфликт с институтами,
    поддерживающими эти нормы и предписания.

    По своему внутреннему содержанию социальные
    конфликты делятся на рациональные и
    эмоциональные. К рациональным относятся
    такие конфликты, которые охватывают сферу
    разумного, делового сотрудничества,
    перераспределения ресурсов и совершенствования
    управленческой или социальной структуры.
    Рациональные конфликты встречаются и в области
    культуры, когда люди пытаются освободиться от
    отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как
    правило, участвующие в рациональных конфликтах
    не переходят на личностный уровень и не
    формируют в своем сознании образа врага.
    Уважение к сопернику, признание за ним права на
    некоторую долю истины — это характерные черты
    рационального конфликта. Такие конфликты не
    бывают острыми, затяжными, так как обе стороны
    стремятся в принципе к одной и той же цели -
    улучшению взаимоотношений, норм, образцов
    поведения, справедливому распределению
    ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как
    только удаляется фрустрирующее препятствие,
    конфликт разрешается.

    Однако в ходе конфликтных взаимодействий,
    столкновений агрессия его участников часто
    переносится с причины конфликта на личности. При
    этом первоначальная причина конфликта просто
    забывается и участники действуют на основе
    личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным.
    С момента появления эмоционального конфликта в
    сознании людей, участвующих в нем, появляются
    негативные стереотипы. Развитие эмоционального
    конфликта непредсказуемо, и в подавляющем
    большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего
    такой конфликт прекращается после появления в
    ситуации новых людей или даже новых поколений. Но
    некоторые конфликты (например, национальные,
    религиозные) могут передавать эмоциональный
    настрой и другим поколениям. В этом случае
    конфликт продолжается достаточно длительное
    время.

    3. Стадии протекания конфликта.

    Любой социальный конфликт имеет довольно
    сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания
    и особенностей протекания социального конфликта
    целесообразно проводить по четырем основным
    стадиям: предконфликтная стадия,
    непосредственно конфликт, стадия разрешения
    конфликта и после конфликтная стадия.

    1. Предконфликтная стадия. Ни один
    социальный конфликт не возникает мгновенно.
    Эмоциональное напряжение, раздражение и злость
    обычно накапливаются в течение некоторого
    времени, поэтому предконфликтная стадия иногда
    затягивается. На этой стадии можно говорить о
    скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
    Значительная группа отечественных
    конфликтологов (А. Зайцев, А.Дмитриев,
    В.Кудрявцев, Г. Кудрявцев, В.Шаленко) считают
    необходимым охарактеризовать эту стадию
    понятием «социальная напряженность».
    Социальная напряженность — это особая
    социально-психологическое состояние
    общественного сознание и поведение индивидов,
    социальных групп и общества в целом,
    специфическая ситуация восприятия и оценки
    событий, характеризуется повышенной
    эмоциональной возбужденностью, нарушением
    механизмов социальной регуляции и контроля.



    В каждой форме социального конфликта могут
    быть свои специфические индикаторы социальной
    напряженности. Социальная напряженность
    возникает тогда, когда еще конфликт не оформился,
    когда отсутствуют четко обозначенные стороны
    конфликта. Характерной особенностью каждого
    конфликта является наличие объекта, обладание
    которым (или достижение которого) связано с
    фрустрацией потребностей двух субъектов,
    втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть
    принципиально неделимым или казаться таковым в
    глазах соперников. Неделимый объект является
    причиной конфликта. Наличие и размеры такого
    объекта должны быть хотя бы частично осознаны
    его участниками или противоборствующими
    сторонами. Если же этого не происходит, то
    противникам трудно осуществить агрессивное
    действие, и конфликта, как правило, не бывает.
    Польский конфликтолог Е.Вятр предлагает
    охарактеризовать эту стадию при помощи
    социально-психологического понятия депривации.
    Депривации
    — это состояние, для которого
    характерно явное расхождение между ожиданиями и
    возможностями их удовлетворения. Депривации с
    течением времени может либо усиливаться , либо
    уменьшаться, либо оставаться неизменной.
    Предконфликтная стадия — это период, в который
    конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы,
    прежде чем решиться на конфликтные действия или
    отступать. К таким ресурсам относятся
    материальные ценности, с помощью которых можно
    воздействовать на соперника, информация, власть,
    связи, престиж и т.п. В это же время происходит
    консолидация сил противоборствующих сторон,
    поиск сторонников и оформление групп,
    участвующих в конфликте. Предконфликтная стадия
    характерна так же в формировании каждой из
    конфликтующих сторон стратегии или даже
    нескольких стратегий. Причем применяется та из
    них, которая в наибольшей степени соответствует
    ситуации. Под стратегией понимается видение
    ситуации участниками конфликта (или, как еще
    говорят, — «плацдарм»), формирование цели по
    отношению к противоборствующей стороне и ,
    наконец, выбор способа воздействия на
    противника. При правильном выборе стратегии,
    способов действия можно предотвращать
    возникающие конфликты.

    2. Непосредственно конфликт.. Эта стадия
    характеризуется прежде всего наличием
    инцидента, т.е. социальных действий, направленных
    на изменение поведения соперников. Это активная,
    деятельная часть конфликта. Таким образом, весь
    конфликт складывается из конфликтной ситуации,
    формирующейся на предконфликтной стадии и
    инцидента. Конфликтное поведение характеризует
    вторую, основную стадию развития конфликта.
    Конфликтное поведение — это действие,
    направленное на то, чтобы прямо или косвенно
    блокировать достижение противостоящей стороной
    ее целей, намерений, интересов. Действия,
    составляющие инцидент, делят на две группы,
    каждая из которых имеет в своей основе
    специфическое поведение людей. К первой группе
    относятся действия соперников в конфликте,
    носящие открытый характер
    . Это могут быть
    словесные прения, экономические санкции,
    физическое воздействие, политическая борьба,
    спортивное состязание и т.п. Такого рода
    действия, как правило, легко идентифицируются
    как конфликтные, агрессивные, враждебные. Ко
    второй группе относятся скрытые действия
    соперников в конфликте
    . Завуалированная, но
    тем не менее чрезвычайно активная борьба
    преследует цель навязать сопернику невыгодный
    ему образ действий и одновременно выявить его
    стратегию. Основным образом действий в скрытом
    внутреннем конфликте является рефлексивное
    управление — способ управления, при котором
    основания для принятия решения передаются одним
    из действующих лиц другому. Это означает, что
    один из соперников пытается передать и внедрить
    в сознание другого такую информацию, которая
    заставляет этого другого действовать так, как
    выгодно тому, кто передал эту информацию. Весьма
    характерным моментом на этапе непосредственно
    конфликта является наличие критической точки,
    при достижении которой конфликтные
    взаимодействия между противоборствующими
    сторонами достигают максимальной остроты и силы.
    Одним из критериев подхода к критической точке
    можно считать интеграцию, однонаправленность
    усилий каждой из конфликтующих сторон,
    сплоченность групп, участвующих в конфликте.
    Важно знать время прохождения критической точки,
    так как после этого ситуация в наибольшей
    степени поддается управлению. В то же время
    вмешательство в критический момент, на пике
    конфликта бесполезно или даже опасно. Достижение
    критической точки и ее прохождение во многом
    зависят от внешних по отношению к участникам
    конфликта обстоятельств, а также от ресурсов и
    ценностей, вносимых в конфликт извне.

    3. Разрешение конфликта. Внешним
    признаком разрешения конфликта может служить
    завершение инцидента. Именно завершение, а не
    временное прекращение. Это означает, что между
    конфликтующими сторонами прекращается
    конфликтное взаимодействие. Устранение,
    прекращение инцидента — необходимое, но
    недостаточное условие погашения конфликта.
    Часто, прекратив активное конфликтное
    взаимодействие, люди продолжают переживать
    фрустрирующее состояние, искать его причины. В
    этом случае конфликт вспыхивает вновь.
    Разрешение социального конфликта возможно лишь
    при изменении конфликтной ситуации. Это
    изменение может принимать разные формы. Но
    наиболее эффективным изменением конфликтной
    ситуации, позволяющим погасить конфликт,
    считается устранение причины конфликта. При
    рациональном конфликте устранение причины с
    неизбежностью приводит к его разрешению, но для
    эмоционального конфликта наиболее важным
    моментом изменения конфликтной ситуации следует
    считать изменение установок соперников
    относительно друг друга. Возможно также
    разрешение социального конфликта путем
    изменения требований одной из сторон: соперник
    идет на уступки и изменяет цели своего поведения
    в конфликте. Социальный конфликт может быть
    также разрешен в результате истощения ресурсов
    сторон или вмешательства третьей силы, создающей
    подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в
    результате полного устранения соперника. Во всех
    этих случаях непременно происходит изменение
    конфликтной ситуации. Современная
    конфликтология сформулировала условия, при
    которых возможно успешное разрешение социальных
    конфликтов. Одним из важных условий является
    своевременный и точный анализ его причин. А это
    предполагает выявление объективно существующих
    противоречий, интересов, целей. Проведенный под
    таким углом зрения анализ позволяет очертить
    «деловую зону» конфликтной ситуации. Другим, не
    менее важным условием является обоюдная
    заинтересованность в преодолении противоречий
    на основе взаимного признания интересов каждой
    из сторон. Для этого сторонам конфликта надо
    стремится освободиться от враждебности и
    недоверия друг к другу. Достичь такого состояния
    возможно на основе цели, значимой для каждой
    группы на более широкой основе. Третьим,
    непременным условием является совместный поиск
    путей преодоления конфликта. Здесь возможно
    использование целого арсенала средств и методов:
    прямой диалог сторон, переговоры с участием
    третьей стороны и т.д.

    Конфликтология выработала ряд рекомендаций,
    следование которым ускоряет процесс разрешения
    конфликта:

    1) во время переговоров приоритет должен
    отдаваться обсуждению содержательных вопросов;

    2) стороны должны стремиться к снятию
    психологической и социальной напряженности;

    3) стороны должны демонстрировать взаимное
    уважение друг к другу;

    4) участники переговоров должны стремиться
    превратить значительную и скрытую часть
    конфликтной ситуации в открытую, гласно и
    доказательно раскрывая позиции друг друга и
    сознательно создавая атмосферу публичного
    равноправного обмена мнениями;

    5) все участники переговоров должны проявлять
    склонность к компромиссу.

    IV. Закрепление изученного материала

    1. Беседа по материалам СМИ о межнациональных и
    межэтнических конфликтах.

    2. Проведение тестирования среди учащихся.

    3. По картинкам определить вид конфликта

    V. Итог урока.

    Подведение итогов и выставление оценок

    Задание на дом:

    Подготовить материалы по межнациональным и
    межэтническим конфликтам на территории ЮФО, на
    Кубани.

    Приложение 1, приложение
    2, приложение 3.




    Следующий: