Открытый урок на тему: Ремесло в средневековом городе. 6-й класс

Цели:

  • Образовательная: Раскрыть основные
    признаки городского ремесла как мелкого ручного
    промышленного производства, основанного на
    личном труде собственника мастерской; выяснить
    особенности и значение цеховой организации
    городского ремесла.
  • Развивающая: Формировать умения
    самостоятельно извлекать знания из исторических
    источников, учебника и выделять существенные
    признаки исторического явления. Продолжить
    формирование навыка работы в группе.
  • Воспитательная: Вызвать у школьников
    уважение к трудолюбию средневековых
    ремесленников.

Ход урока

Средневековый город — это центр ремесла и
торговли

Улочки средневекового города узкие, пыльные,
неудобные носили такие названия:

  1. Улица оружейников — на этой улице будут жить
    ребята первой группы (получают табличку с
    названием улицы)
  2. Улица сапожницкая — на этой улице живут ребята
    второй группы (получают табличку с названием
    улицы)
  3. Улица гончарная — здесь будет жить третья группа
    (получают табличку с названием улицы)

Наверное, вы уже догадались, почему улочки
носят такие странные названия? (Ребята отвечают.)
Да, здесь жили ремесленники, которые
изготавливали оружие и военное снаряжение, обувь
и посуду. Вы живёте на этих улочках. Вы -
ремесленники. А как работает ремесленник? Мне
очень хочется об этом узнать. И вы мне сейчас
расскажете о том, чем же вы занимаетесь. А поможет
вам составить такой рассказ иллюстрации в
учебнике на странице 95, первый пункт параграфа на
странице 94-95 и вопросы, которые помещены на доске
(вопросы пишутся заранее). Каждая группа выбирает
свою мастерскую и готовит рассказ.

Вопросы группам:

  1. В каком помещении находится мастерская?
  2. Есть ли в мастерской механизмы кроме рук
    человека?
  3. Кто хозяин мастерской и почему?
  4. Является ли хозяин мастерской работником?

4-5 минут даётся ребятам на подготовку рассказа.
Каждый ряд выбирает представителя- мастера,
который рассказывает о работе своей мастерской.

Совместно с учащимися делается вывод о том, что городское ремесленное хозяйство было

  1. Мелким;
  2. Ручным;
  3. Мастер — собственник орудий труда и
    одновременно работник.

Ребята, из чего это следует? Почему мы делаем
такие выводы? (Ребята отвечают.)

Мастера рассказали нам о работе своих
мастерских. Но мастер трудился не один, у него
были помощники. Это подмастерья и ученики.

Подмастерье – это работник уже
изучивший ремесло. Он главный помощник мастера.
За свой труд подмастерье получал зарплату, жил в
доме мастера под его надзором, питался за одним
столом с хозяином, обязан возвращаться домой в
установленное время, не имел право брать заказы
со стороны. Подмастерье мог уйти из мастерской,
открыть своё дело, но для этого он должен был
изготовить Шедевр - лучший
образец изделия. Кроме того, он должен был
накопить определённую сумму денег, но и это ещё
не все — он должен был предоставить “Аттестат о
добром поведении”, подтверждающий полное
послушание мастеру.

Кроме подмастерья в мастерской работали
ученики.

Итак, в наших мастерских уже есть мастера.
Теперь нам нужны подмастерья и ученики.

Подмастерья, а ими будут те ребята, у кого на
партах лежат листочки бумаги (листочки раздают
мастера), сейчас постараются изготовить шедевр
(нарисовать). Оружейники — оружие или латы,
гончары — глиняную посуду, сапожники- обувь.
Запомните — вам необходимо создать лучшее
изделие – шедевр. Оно должно быть великолепным,
иначе мастер не отпустит вас.

Подмастерья заняты работой. Они спешат,
поскорее освободится и сами стать мастерами. А
вот участь ученика незавидна. Долго ему ещё
работать на мастера пока он не станет
подмастерьем. До этого ещё ох как далеко, а пока
нужно заключить с мастером договор. Ребята, вам
досталась роль учеников в ваших мастерских. Ваша
задача инсценировать (озвучить) договор о найме и
заключить его с мастером. Образец договора
находится в учебнике на странице 96. 3-4 минуты на
подготовку. Одна из групп инсценирует заключение
договора.

Подводя итог данного этапа урока, учащиеся
отвечают на вопрос: Почему мастер назначал
долгий срок обучения?

Вместе с учащимися делаем вывод и выделяем два
момента:

  1. овладение ремеслом требовало длительного срока
    обучения;
  2. в последние годы обучения ученик выполнял
    работу самостоятельно, и мастер пользовался его
    трудом бесплатно.

Ну что ж ученики заключили договор с мастером,
подмастерья изготовили шедевры и вынесли их на
суд своих мастеров. Мастера будьте добры, оцените
их труд. Ребята — мастера выбирают лучший рисунок.

Ремесленнику жилось непросто: покупателей
мало, многие крестьяне изготавливают орудия
труда и вещи сами, ремесленника часто притесняли
и грабили сеньоры, им приходилось бороться с
патрициями за участие в управлении городом.
Поэтому, чтобы преодолеть все эти трудности
мастера – ремесленники одной специальности,
жившие в одном городе, объединялись в союзы — Цехи.

Как действовали цехи? Как они защищали
ремесленников? Чтобы получить ответы на эти и
многие другие вопросы каждой группе необходимо
изучить инструкцию и материал учебника.

Инструкция для 1 группы:

Вам необходимо ответить на вопросы: а) что такое
цехи? б) кто возглавлял цехи и их роль? в) что
требовал устав цеха?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы
откройте в учебнике страницы 96 – 97.

Составьте опорную схему — план вашего ответа,
используя лист бумаги, фломастеры, карандаши
(бумагу готовит учитель).

Инструкция для 2 группы:

Вам необходимо ответить на вопросы: а) какую
роль играли цехи в жизни города? б) что такое
разделение ремесла? в) как цехи способствовали
развитию ремесла?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы,
откройте в учебнике страницы 97-98.

Составьте опорную схему – план вашего ответа,
используя лист бумаги, фломастеры, карандаши.

Инструкция для 3 группы:

Вам необходимо ответить на вопросы: а) кто такие
вечные подмастерья? б) как они боролись за
улучшение своих условий труда? в) как цехи
задерживали рост промышленного производства в
городе?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы
откройте в учебнике страницу 98.

Составьте опорную схему – план вашего ответа,
используя лист бумаги, фломастеры, карандаши.

Учащиеся работают, затем поочерёдно
представители каждой группы выходят к доске и,
прикрепив опору-план к доске, дают ответ на
вопросы в форме рассказа, обращаясь к опоре.
Заранее объяснить детям, что ответы должны быть
четкими, ясными, рисунки слова на опоре понятны и
разборчивы.

Подводя итоги урока, каждая группа оценивает
работу одноклассников в группах и делает
самооценку.

Следующий: