Открытый урок на тему Путешествие по Зеленограду


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,61 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



Тип урока: комбинированный, обобщение и
систематизация ЗУН.

Цели и задачи урока:

Обобщить знания по теме
физико-географическое положение территории,
климата, на примере родного города.

  • Продолжить формирование представления о
    рельефе и рельефообразующих факторах. Прививать
    навыки и умения анализировать
    причинно-следственные связи.
  • Развитие познавательных навыков.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение своей
    родине, чувство гордости к защитникам и
    строителям города.

Опорные знания и умения.

  • Понятие “рельф ”, “географические
    координаты”.
  • Элементы, характеризующие рельеф, климат.
  • Формирование навыков характеристики
    экономико-географического положения территории.

Методы и формы учебной деятельности:

  • Рассказ учащихся; об истории города и дне
    рождения Зеленограда в 20011г. 4 сентября в котором
    участвовала и наша школа, чтение
  • Рассказ учителя о причинах разнообразия
    рельефа.

Практическая работа:

по определению
географических координат, географического
положения, определение форм рельефа.

Словарная работа, выполнение тестовых заданий.

Результаты работы:

записи в тетрадях,
заполнение таблицы “Визитная карточка города”,
заполняется в течение урока в процессе
прослушивания выступления учащихся и учителя.

Оборудование:

  • карта города Зеленоград, атласы,
  • тестовые вопросы и задания,
  • карточки-задания, интерактивная доска
  • дополнительный материал по родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Словарная работа

Термины. По карточкам-заданиям дать
определение понятий.

Рельеф, пологохолмистая моренная
(ледниковая) равнина, эрозия, безвалунные
суглинки, ледниковый рельеф, возвышенность,
гряда, влияние внутренних и внешних сил на
формирование рельефа, климат, погода. (Учащиеся
отвечают устно).

Учитель.

Зеленоград расположен к северу-западу от
Москвы на Смоленско-Московской возвышенности на
южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды
на реке Сходня в 20-ти км от МКАД, на 37-м км
Ленинградского шоссе на северо-запад от Москвы…
Он имеет хорошую систему озеленения, сохранены
леса, расположенные на его территории, есть
водные пространства. В целом экологическая
ситуация в Зеленограде благоприятная.
Территория округа- 3722 га, в том числе
Гослесфонд — 876 га.

Город окружают земли Солнечногорского района
Московской области, но сам он считается частью
Москвы, её отдельным округом.

Западная граница проходит частично по железной
дороге на С.-Петербург, северная — частично по
Ленинградскому шоссе, южная — по р. Горетовке. С
остальных сторон город ограничивают лесные
массивы.

Зеленоград по-праву считается одним из самых
чистых городов подмосковья, хотя и является
лидером в производстве микроэлектроники.



Годом рождения Зеленограда считается 1958 год.

Самые значимые страницы истории связаны для
горожан с деревней Крюково, которая в 1851 г, с
момента пуска в эксплуатацию первой
магистральной Николаевской железной дороги,
стала станцией. Этот же населенный пункт стал
ключевым местом обороны Москвы в 1941 году. В
течение месяца героическая Панфиловская дивизия
вела беспрерывные бои на подступах к Москве.
Отсюда началось контрнаступление наших войск. 3
марта 1958 года Совет Министров СССР принял
постановление о строительстве города-спутника
Москвы в районе станции Крюково Октябрьской
железной дороги. Под будущий город была отведена
территория в 1128 га в 37 км от центра Москвы, между
Октябрьской железной дорогой и Ленинградским
шоссе. Строительство началось в нынешнем первом
микрорайоне в 1960 г. Первыми строителями города
были демобилизованные после службы в армии
солдаты, выпускники строительных училищ и
опытные московские специалисты. В 1961 г. были
возведены первые жилые дома, магазин, столовая,
школа, поликлиника и детский сад. Поначалу
планировалось сделать город-спутник центром
текстильной промышленности. Но в 1962 году по
инициативе министра электронной промышленности
СССР А.И. Шокина строящийся город был передан в
ведение Государственного комитета по
электронной технике с целью создания
комплексного центра микроэлектроники. 15 января
1963 года Исполком Москвы принял решение присвоить
новому городу наименование Зеленоград. 16 января
1963 года Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР населенный пункт Зеленоград преобразован
в город районного подчинения. С момента пуска
первых предприятий Зеленоград занял ведущее
место в советской электронной промышленности.

Практическая работа:

учащиеся определяют
географические координаты своей местности,
записывают данные в тетрадях. Провести
совместное обсуждение. Беседа по данным
практической работы по определению
географических координат.

Визитная карта




Страна Субъект Федерации Координаты Внутреннее деление Основан Площадь Население Основатель Зеленограда — центра
миктроэлектроники
Россия Москва 55° 59′ 52.5» с.ш 37° 11′ 25.5» в.д 5 районов 1958

Город с 1963

37,22 км2 218839 чел

Плотность- 5800 чел./км2

Александр Иванович Шокин

Рельеф:

в формировании рельефа Зеленограда
основную роль сыграли ледники, их талые воды, а
также реки и ручьи послеледникового времени. В
первом приближении вся эта местность -
пологохолмистая моренная (ледниковая) равнина,
частично переработанная позднейшей эрозией и
прикрытая сверху безвалунными суглинками,
которые возникли из нижележащих слоёв под
действием воды, ветра и других поверхностных сил.

Климат Зеленограда:

климат — многолетний
режим погоды, характерный для данной местности,
называется климатом этой местности.

Погодой называется состояние нижнего слоя
атмосферы, тропосферы, в данном месте за
определенный промежуток времени.

Тип климата Климат
умеренно-континентальный — сильные морозы и
палящий зной здесь довольно редки, но отклонения
от нормы бывают часто. Например, в декабре могут
начаться длительные оттепели, а летняя жара
неожиданно сменяться резким похолоданием с
продолжительными дождями. На климат города
оказывает влияние географическое положение (в
зоне умеренного климата в центре
Восточно-Европейской равнины — что позволяет
свободно распространяться волнам тепла и холода,
отсутствие крупных водоемов, что способствует
довольно большим колебаниям температуры),
циркуляция атмосферы — влияние Гольфстрима,
вызванное атлантическими и средиземноморскими
циклонами, обеспечивающими относительно высокую
температуру в зимний период.

Территория округа характеризуется
благоприятными условиями для состояния
воздушного бассейна, связанными с
географическими особенностями округа. Положение
округа на северо-западе Москвы и относительно
возвышенный рельеф территории способствуют
самоочищению атмосферы. В течение года
преобладают западные ветры, приносящие чистый
воздух и уносящие загрязняющие вещества,
поступающие с выбросами промышленных
предприятий и транспорта. Следует отметить, что
по такому показателю как среднесуточное
содержание пыли в воздухе округ занимает лучшее
место среди других административных округов.

На большей территории округа состояние
атмосферного воздуха оценивается как
удовлетворительное.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха
являются автотранспорт и промышленные
предприятия, основной вклад вносят четыре ТЭЦ,
расположенные на территории города. Основными
загрязнителями атмосферного воздуха являются
оксиды азота, сернистый ангидрид, взвешенные
вещества, оксиды углерода, оксид марганца, пыль
кремнесодержащая, пыль древесная, формальдегид и
др. соединения.

ПТК

— его виды. природно-территориальный
комплекс (природная геосистема, географический
комплекс, природный ландшафт), закономерное
пространственное сочетание природных
компонентов, образующих целостные системы
разных уровней (от географической оболочки до
фации); одно из основных понятий физической
географии.

Культурный ландшафт.

Это природный комплекс,
рационально измененный на научной основе в
интересах человека и постоянно им регулируемый,
в котором достигается получение максимального
экономического эффекта, и улучшаются условия
жизни людей.

Закрепление изученного материала.


Вывод:

Работа в группах (класс делится на 2 группы)
работа состоит в подведении итогов урока
самостоятельно детьми.

Для этого предлагаются следующие вопросы:

  1. Наш город как пример антропогенного ландшафта,
    как носитель культуры и истории.
  2. Климат местности. Тип климата; Преобладающие
    ветры; Причины формирования такого климата.
  3. Рельеф местности, причины его возникновения.
    Опишите географическое положение местности по
    плану:
  4. История возникновения нашего города.
  5. Перспективы развития города по вашему мнению
    ссылйтесь на конкретные факты.

V. Итог урока. Домашнее задание.




Следующий: