Открытый урок на тему: Города-герои


Задачи:

  • показать роль географической науки в годы
    Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.);
  • дать знания учащимся о городах героях;
  • воспитывать патриотизм.

Оборудование:

  • Карта РФ;
  • Набор открыток “Города-герои”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

– Дорогие ребята, приглашенные гости!
Приближается шестидесятилетие Победы в Великой
Отечественной войне. Это праздник “со слезами на
глазах”. Время неумолимо. 60 лет – это средняя
продолжительность жизни мужчин в современной
России. А с начала войны и вовсе прошло 65 лет.
Войны, в которой, Cоветский Cоюз только
военнослужащих потерял более 27 млн. Война
повлияла практически на все стороны жизни нашей
страны. Многогранность и сложность Великой
Отечественной войны требует тщательного
изучения представителями разных отраслей
знаний. Географы не раз подводили итоги своего
участия в войне. Сегодня на уроке мы поговорим о
роли географии в годы войны. Ребята, какая бывает
география?

Дети отвечают: физическая, экономическая,
социальная.

Учитель: “А ещё есть военная
география. У нас в России её становление как
самостоятельной дисциплины связано с эпохой
наполеоновских войн”.

Сообщение на тему “Вклад географов в
победу”.

Основные вопросы.

  1. Гидрометеорологическое обеспечение войск
  2. Топографы – глаза армии
  3. Труд картографов

Учитель: Кому же принадлежит главная
роль, как вы думаете, ребята?

Ученица читает стихотворение Михаила Дудина
“Победитель”.

ПОБЕДИТЕЛЬ



Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода, —
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Непокоряемый во век?
Идет, совершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.



Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

Учитель: В статье “География и война”
А. В. Фереман писал: “Победа всегда будет за тем, у
кого на знамени начертаны три слова: энергия,
правда и знание”. Это полностью относиться и к
географии.
К сожалению, в наше время приходиться напоминать
имена городов-героев, а для многих молодых людей
это вообще новость.

Работа у карты. Назвать и показать все города-герои.
Их – 13.

  • Брестская крепость;
  • Волгоград;
  • Керчь;
  • Ленинград;
  • Минск;
  • Москва;
  • Мурманска;
  • Новороссийск;
  • Одесса;
  • Севастополь;
  • Смоленск;
  • Тула.

– Ребята, послушайте сообщения о городах-героях.
О Смоленске рассказывает – Камалова Ильсияр, о
городе-герое Ленинграде – Ларионова Настя.
Москва! Как много в этом звуке для сердца
русского слилось! О городе-герое Москве сделает
сообщение Васильева Лена.



– Следующий город-герой Тула. (Васильева Вера).

– Один из красивейших портовых городов мира –
Севастополь. Имя, данное городу при его основании
в 1783 году, в переводе с греческого означает
“величественный, достойный поклонения,
героический город”. Севастополь – самое
посещаемое место Крыма (18 млн. туристов в год).
Здесь базируется Черноморский флот РФ. Население
около 400 тысяч человек.
Севастопольская бухта занимает по удобству
третье место в мире после гонконгской и
сиднейской.
В обороне Севастополя участвовал Л.Н. Толстой.
Всем известны его знаменитые “Севастопольские
рассказы”. В годы войны город был полностью
уничтожен.
В XXI веке имидж города будет меняться. Основные
направления развития города будут туризм,
гостиничное хозяйство. Украинской Ривьерой
называют город. Паустовский в своей книге писал:
“Мне пришлось видеть много городов, но лучше
города, чем Севастополь, я не знаю”.

Учитель истории рассказывает о
Сталинградской битве.
Звучит грампластинка В. Чуйков, Я. Павлов, В. Гусев
– «О героической обороне Сталинграда».
В заключении учитель говорит о тех городах-героях,
которые он посетил: “Ребята, я была во многих
городах-героях: в Бресте, Ленинграде, Туле”. (Краткие
личные впечатления.)
Завершается урок песней “Этот День Победы”.

Литература:

  1. Абрамов Л.С. Географы – трудной Победе, журнал
    “География в школе” № 3, 2005.
  2. Валиуллина С.А. Отмечаем шестидесятилетие
    победы, журнал “География в школе” № 3, 2005.
  3. Родная земля.
  4. География победы.
  5. «География», приложение к газете «Первое
    сентября», № 9, 2005.



Следующий: