Открытый урок Кузнецкий край — наш край родной. По курсу Краеведение для учащихся 6—7-х классов системы дополнительного образования


Цель: дать учащимся комплексные
знания о Кузбассе. В целях лучшего восприятия и
усвоения предлагаемый материал даётся в игровой
форме.

Задачи:

  • Занятие повышает интерес учащихся к родному
    краю.
  • Работа с картой дает знания географического
    положения края.
  • Краеведческая викторина-аукцион увлекает
    учащихся в познавательный процесс, даёт
    возможность лучшего восприятия и усвоения
    предлагаемого материала.

Методика проведения занятия:

Занятие состоит из нескольких туров, в которых
даются задания по различным направлениям курса
краеведения: историческом, географическом,
знания гидроводных ресурсов края и т.д.
Задания туров разноплановы, здесь одна
деятельность учащихся сменяется другой.
В приложении даётся дополнительный игровой
материал, который используется в занятии.
На занятии принимается любое высказывание ребят
по теме и затем оценивается членами жюри с точки
зрения их правильности и точности.
Участники игры делятся на команды в количестве
3-х.
Каждая команда располагается за отдельным
столиком.
Ответы готовятся либо в устной либо в письменной
форме, которые потом сдаются в жюри для проверки
и подведения итогов. Отвечая на вопрос устно
участники либо встают, либо подходят к
специально оборудованному месту, которое
соответствует номеру правильного ответа.
Побеждает команда, набравшая наибольшее
количество баллов во всех турах.
Для отдыха участников проводится разминка.
Членами жюри являются тоже дети, посещающие это
творческое объединение в старшей возрастной
группе.

Кабинет, в котором проходит занятие оформлен по
тематике занятия. На стенах висят карты
Кемеровской области, выдержки из стихотворений
кузбасских поэтов, оформлена выставка книг о
Кузбассе, установлен ноутбук. Столы с табличками,
на которых написаны названия команд установлены
так, чтобы и педагог и ребята могли видеть друг
друга, между столами предусмотрены проходы. Стол
для жюри установлен так, чтобы было видно и ребят
и места где будут проходить конкурсные задания.

Педагог: (читает стихи кузбасского
поэта Г.Юрова)

Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя-Кузбасс.

(Демонстрируется фрагмент фильма о Кузбассе. Приложение №1)

Здравствуйте, ребята и уважаемые педагоги.
Сегодня на нашем занятии присутствуют истинные
краеведы родного края, посещающие творческое
объединение «Истоки» и они покажут свои знания
родного края, родной земли. Я с удовольствием
представлю наши команды:
Команда №1 – «Киселевчанки», учащиеся школы –
интернат №12.
Команда№2 – «Знатоки Кузбасса», учащиеся школы
№25.
Команда №3 – «Экстремалы», учащиеся школы №24.
И наше уважаемое жюри: Вячеслав Кононец, Светлана
Белякова, Светлана Краснопёрова, Ульяна
Кузьмина, Анастасия Щетинина, Сергей Горшунов.
Наша игра-занятие состоит из 5 конкурсных
заданий:

  • Визитная карточка
  • Конкурс «Гидроводные ресурсы Кузбасса»
  • Конкурс «Родные места»
  • Географическое лото
  • Конкурс «Угадай мелодию»

Жюри будет оценивать каждый конкурс по 5-ти
бальной системе. Наивысшая оценка 5 баллов. Желаю
вам показать хорошие знания и увлекательной нам
всем игры.

1 конкурс «Визитная карточка» (Домашнее
задание)

Ваша задача рассказать нам о своей команде.
Форма показа Визитной карточки любая. Это может
быть музыкальное произведение, литературное
творчество, агитбригадное выступление и т.д.

2 конкурс «Гидроводные ресурсы Кузбасса»

Задание: на картосхемах, которые
расположены на стене перед вами, вы должны
подписать названия рек и озер. Приглашаем по 1
представителю от команды, кто выполняет первым
получает 5 баллов. (Приложение
№2
)

3 конкурс «Родные места» (Приложение
№3
)

Задание: По фотографии вы должны
угадать место, которое на ней запечатлено. (На
столике перед ребятами лежат фотографии родного
города, но они перевёрнуты изображением вниз,
ребята выбирают фотографии сами)

Кто правильно первым назовёт место, изображённое
на фотографии получает 5 баллов.



Педагог: Прошло 3 конкурсных задания, и
мы можем подвести предварительные итоги. Итак,
слово нашему жюри.

4 конкурс «Географическое лото» это
самый сложный конкурс. (Приложение
№4
)

Я зачитываю вопрос, а вы должны изучив свою
блок-карту, попытаться угадать ответ и проверить
его по своей карте. Если вы угадали правильно, то
закрываете ответ фишкой. Свой ответ вы
озвучиваете устно, чтобы мы смогли проверить его
правильность. Представитель, какой команды
закрывает первым все ответы, зарабатывает своей
команде 5 баллов. Работа индивидуальная, но баллы
вы зарабатываете своей команде. В географическом
лото 85 вопросов, итак, начали.

Педагог: После самого сложного
конкурсного задания я предлагаю вам небольшую
минуту отдыха от интеллектуально-краеведческих
вопросов, и мы с вами перекинемся в мир природы.
«Мы – хозяева нашей природы», – сказал как-то
прекрасный писатель М. Пришвин и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь,
горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу
– значит охранять Родину.
А сейчас загадки о нашей родной природе.

Загадки:

С давних пор живу в Сибири,
Без Сибири не могу.
Самым пышным мехом в мире
Я прославил всю тайгу. (Соболь)

Там, где сосны веют запах,
В чаще леса, в тишине,
Положив на брюхо лапы
Сплю я только на спине. (Барсук)



От охотников спасаюсь,
Так я мчу в знакомый лог-
Ноги задние бросаю
Впереди передних ног. (Заяц)

Если даже буду хворым,
Мне не нужно докторов.
Съем лукошко мухоморов
Окажусь опять здоров. (Лось)

Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А пол года без обедов
И без завтраков живу. (Медведь)

Впрок маслят набрать стараюсь,
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлыки. (Белка)

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека –
Вроде сумки для орехов,
Или, скажем, вещмешка. (Бурундук)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

На лису, на зайца метко
С клёна, с вяза соскочу
И всегда перед обедом
Ногти я свои точу. (Рысь)

Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар)

В маленьком горшочке
Кашка сладка. (Орех)

Стоят казаки, на них белы колпаки. (Пни под
снегом)

Педагог: Ну вот, мы с вами и подошли к
последнему конкурсному заданию, и называется
оно:

«Угадай мелодию»

Задание: Вам будет предложено
произведение, а вы должны угадать что это за
произведение как называется и кто его авторы.

Внимаю ребят предлагается видеоклип с Гимном
Кузбасса, который называется «Рабочая мелодия
Кузбасса», его авторы: музыка Евгения Лугового,
слова Геннадия Юрова. (Приложение
5
)

Педагог: А сейчас слово нашему жюри,
которое подведет итоги.

Выявляется команда победитель, которая
награждается сладкими призами и грамотой Дома
детского творчества.



Педагог: Спасибо вам, ребята, за
хорошие знания своего края за то, что вы любите
свою Родину. Желаю вам дальнейших успехов в
изучении родного края!




Следующий: