Открытый урок истории в 7-м классе на тему Ремесло и торговля в средневековом городе

Цели и задачи урока:

  • Выяснить, каким образом успехи в хозяйстве
    привели к возникновению городов.
  • Показать роль крестьян и ремесленников в
    возникновении общественного разделения труда.
  • Продолжить формировать умение учащихся
    работать с учебным текстом и картами, делать
    выводы, сравнивать исторический материал,
    составлять опорные схемы.
  • Воспитывать уважение к историческим
    накоплениям прошлого, заботливое отношение к
    памятникам истории и культуры.

Тип урока:

Комбинированный урок; урок
изучения нового материала, формирования новых
знаний, умений и навыков.

Оборудование урока:

  • Историческая карта “Европа в XIV — XV вв.”
  • Учебник по истории Средних веков
  • Иллюстрированный материал
  • Информационные карточки

Основные термины и понятия:

  • Ярмарка
  • Ростовщики
  • Цех
  • Устав
  • Общественное разделение труда

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся
целей и задач урока. Оформление учащимися
рабочих тетрадей.

II. Проверка предыдущего домашнего задания
(осуществляется по ходу урока).

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

А. Решите историческую задачу:

“Кому
принадлежит село, если рыцарь получил его как
феод от барона, а тот, в свою очередь, от своего
сеньора-графа, а граф — от герцога, а герцог — от
короля? От кого в итоге зависели крестьяне?”

Б. Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  • Кого называли феодалами?
  • Как называли человека, который получил феод?
  • Как называли средневековых поэтов?
  • Какие человеческие качества больше всего
    ценились среди рыцарей?
  • Что вы знаете о рыцарском кодексе чести?
  • Раскройте понятие “феодальная лестница”.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

Падение Римской империи привело к
упадку городов. Почти на пятьсот лет Европа
вернулась к сельской жизни. Лишь кое-где
сохранились отдельные островки городской жизни,
но они мало чем отличались от сельской. Даже
Капитолий Вечного города (Рима), каким
восхищались в старину, стал безлюдным, а
городские жители прозвали его Козлиной горой. Но
в X — XI веках в странах Западной и Центральной
Европы начинают возрождаться старые и возникают
новые города. Сегодня мы с вами выясним, что
послужило причиной этого процесса.

V. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

Возникновение средневековых городов.

  • Цеха. Мастерская ремесленника.
  • Торговля. Банкиры и ростовщики.
  • 1. Возникновение городов.

    Задание классу:

    В европейских языках
    названия городов имеют одинаковые части: “бург”
    (нем) — мощность, “хафен” (нем) — гавань, “честер”
    (лат) — лагерь, “фурт” (нем) — брод, “бридж” (англ) -
    мост. Найдите на карте атласа города с такими
    названиями. Объясните, каким образом возникли
    эти названия и сделайте вывод.

    Б. Работа с историческим документом:

    Задание к документу:

    Прочитайте текст
    исторического документа и дайте ответы на
    вопросы:

    1. Как возн ик город Брюгге ?
    2. Какие главные причины возникновения этого
      города?

    “Из рассказа о возникновении города Брюгге (IX
    в.)

    “… Для потребностей жителей замка начали
    сходиться к воротам этого города торговцы, потом
    собственники постоялых дворов для
    подкармливания и прибежища тех, кто вел торговые
    дела в присутствии государя, что часто бывал тут
    же; строить отели и дома, где размещались те, кто
    не мог жить в середине замка. И превратилось в
    привычку говорить “идем к мосту”. Тут поселение
    настолько разрослось, что вскоре образовался
    большой город, который называется “мост”,
    потому что на их языке Брюгге и означает “мост”.

    Работа с учебником и схемой:

    Давайте с помощью учебника и схемы выделим
    основные причины возникновения городов.

    Схема 1.


    Развитие сельского хозяйства Отделение ремесла от сельского
    хозяйства
    Специализация частей стран Развитие торговли

    Причины и предпосылки
    возникновения городов


    Формирование центров
    Христианства (городов, монастырей)
    Военные центры для защиты
    территории
    Потребность в существовании
    административно-территориального центра

    Вывод: Количество городов в
    рассматриваемый нами исторический период
    увеличилось.

    2. Цеха. Мастерская ремесленника.

    А. Слово учителя.

    Учитель:

    Ремесленники (мастера) одной
    специальности, которые жили в одном месте,
    объединялись в союзы — “цеха”.

    Цех — объединение в один союз ремесленников
    одной специальности.

    Цех на общем собрании принимал Устав — правила,
    обязательные для всех членов цеха. Устав обычно
    предусматривал уровень качества и образцы
    изделий, количество оборудования, учеников,
    подмастерьев, правил продажи (нельзя было
    переманивать заказчиков, самостоятельно снижать
    цену).

    Во главе цеха стояли старейшины, которые
    выбирались самими мастерами. Цех проводил вместе
    праздники, организовывал помощь членам цеха при
    ее необходимости.

    Члены цеха по очереди несли охранную службу в
    городе. Цех имел свой герб, флаг, церковь,
    кладбище. Долгое время цеха способствовали
    развитию ремесла, создавая равные условия для
    производства и продажи изделий. (Но в конце
    средневековья они сдерживали производство).

    Б. Работа с документом.

    “Устав парижских ткачей” (ХШ в.) из книги
    ремесел

    “Из цехового Устава кельнских ткачей шелковых
    изделий” (XV в.)

    (Документы находятся в Хрестоматии по истории
    Средних веков)

    Вопросы к документу:

    1. Найдите в документе строчки, которые
      свидетельствуют о контроле цеха за качеством
      изготовленных товаров, количеством станков,
      учеников. Чем это объяснить — стремлением просто
      контролировать работу мастера или боязнью, чтоб
      отдельные мастера не брали больше заказов и тем
      самым не приносили вреда интересам других членов
      цеха?
    2. Способствовала ли такая четкая регламентация
      всех сторон жизни и деятельности ремесленника
      развитию производства?
    3. По тексту документа опишите положение ученика.
    4. Какими были причины и цели возникновения цехов?

    A) Защита от нападения рыцарей, организация
    обороны города на случай войны.
    Б) Защита от конкуренции.
    В) Создание для всех мастеров одинаковых условий,
    а так же единых правил по производству и продаже
    изделий.

    В. Устная работа по изучаемому материалу.

    Порассуждайте:

    В 1412 году в Кёльне мастера цеха ткачей
    запретили изобретателю колеса для прядения и
    ткачества шелка применить свое изобретение в
    производстве.

    Почему мастера так поступили? Какую роль в
    развитии техники сыграл в данном случае цех?

    Г. Работа со схемой.

    Схема 2

    Мастерская ремесленника

    Мелкое производство.
    Отсутствие разделения труда
    Ручное производство Личный труд мастера.
    Эксплуатация учеников
    Изготовление изделий на заказ
    или продажу

    Вопросы для работы со схемой:

    1. Почему устанавливали срок обучения мастерству?
    2. Какие изделия-шедевры способствовали развитию
      производства и культуры стран Европы? Д.
      Творческое задание:
    3. Объясните значение слов, приведенных ниже, и
      связь между ними: “Мастер”, “цех”, “устав”,
      “шедевр”, “подмастерье”, “старейшина”.

    3. Торговля. Банкиры и ростовщики.

    А. Комментированное чтение пункта
    соответствующего параграфа учебника.

    Вопросы и задания:

    1. Что способствовало развитию торговли?
    2. Назовите основные торговые пути и центры
      Европы.
    3. Назовите наиболее популярные товары для
      продажи.
    4. Назовите места осуществления торговых
      операций.

    Б. Работа с историческими понятиями (проводится
    путем записи определений в тетради учащихся).

    • Ярмарка — большие ежегодные торги, в которых
      принимали участие купцы из разных стран.
      Ростовщики — люди, которые давали деньги в долг
      под проценты.
    • Вексель — документ, согласно которому одна особа
      поручает другой заплатить определенную сумму в
      определенном месте третьей особе, обозначенной в
      документе.
    • Гильдия — объединение купцов.
    • Братства — союзы подмастерьев.
    • Банкир — собственник банка.

    VI. Обобщение и систематизация знаний учащихся
    (закрепление изученного материала) проводится
    путем фронтального устного опроса учащихся).

    1. Каковы причины возникновения городов в
      средневековой Европе?
    2. Что такое цеха?
    3. Какова роль цехов в жизни города?
    4. Дайте характеристику особенностей торговли в
      Средние века.
    5. Какую роль сыграли ростовщики и меняйлы в
      развитии торговли?
    6. Установите соответствие:

    1. Ростовщик А. Собственник банка
    2. Ярмарка Б. Экономическое учреждение, где
    хранятся свободные деньги
    3. Товар В. Ежегодный большой торг
    4. Банк Г. Вещь, изготовленная для продажи
    5. Банкир Д. Человек, который меняет деньги на
    ярмарке
    6. Меняй л а Е. Человек, который дает деньги в долг
    под проценты

    VII. Объяснение нового домашнего задания.

    • Отработайте текст соответствующего параграфа
      учебника.
    • Дайте устные ответы на вопросы после параграфа.
    • Творческое задание: Составьте план рассказа на
      тему: “В средневековой мастерской
      ремесленника”.

    VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
    учащимся.

    Вывод:

    В X–XI веках в Западной Европе возрождаются и
    появляются новые города. Чтобы избежать
    конкуренции, ремесленники объединяются в цеха, а
    купцы — в гильдии.

    Презентацию, сопровождающую урок, вы можете
    найти в Приложении 1.

    Следующий: