Открытый урок истории в 7-м классе Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России

Цели урока:

  • Образовательная цель: создать условия для
    появления у школьников представления о событиях,
    способствующих формированию личности царя
    Петра, для понимания причин и объяснения
    характера проводимых им в будущем реформ.
  • Развивающая цель: содействовать
    формированию у учащихся умения анализировать
    документы, делать выводы, ставить цели, выделять
    главное из материала урока.
  • Воспитательная цель: способствовать
    воспитанию в учениках чувства патриотизма,
    уважительного отношения к прошлому своей страны.

Оборудование: карта европейской части
Евразии в XVII веке, отрывки из документов, портрет
Петра Великого, эпиграф на доске (см.
Приложение 1
), аудиокассета с записью
торжественной музыки. Набор карточек разных
цветов, для каждого учащегося, для диагностики
настроения учеников в начале и в конце урока
“Цвет и настроение”, (см. Приложение
2
), карточки “Фрагмент династического древа
Романовых” (см. Рисунок 1),
карточки со “схемой-крепостью” — “Уроки жизни
Петра” (см. Рисунок 2), схема на
доске “Профессии Петра 1” (см. Рисунок
3), четыре цитаты-отрывка из документов на
отдельных листах формата А 4 большим шрифтом (см. Приложение3) и силуэт
корабля-парусника.

Ход урока

1. Организационный момент:

А) Приветствие; диагностика настроения
учащихся перед уроком “Цвет и настроение” (см.
Приложение 2
).

Б) Вступление учителя:

Любой человек, прожив жизнь, оставляет после
себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о
нем и сохранится память, его будут оценивать по
поступкам, делам, творениям.

2. Целеполагание, план урока:

Наш урок посвящается крупному политическому
деятелю России – Петру Великому!

Тема урока: “Личность Петра Великого или уроки
жизни для будущего реформатора России”.

Сегодня мы будем:

  1. Ставить цель урока;
  2. Восстанавливать фрагмент;
  3. Знакомиться с отрывками документов и
    сообщениями;
  4. Изучать новые факты;
  5. “Строить крепость”
  6. Подводить итоги;
  7. Получать необычное домашнее задание;

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения
учащихся
).

Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы
уже знаете? (высказывания учащихся).

А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания
учащихся
).

Таким образом, цель сегодняшнего урока
заключается в том, чтобы понять, что повлияло на
формирование личности Петра, какие события в его
жизни можно назвать настоящими “уроками жизни”,
чтобы представить причины его реформ в будущем.

Если представить уроки жизни Петра как
отдельные кирпичики, складывающие крепость, то
получится, например, такая картина (Рисунок
2):

В течение урока Вы на местах должны будете
сделать запись в каждом “кирпичике” данной
крепости, наполнить ее содержанием, взвешивая
все, о чем мы сегодня будем говорить, а в конце
урока мы вернемся к этой крепости и сравним, что
же каждый из Вас считает “уроками жизни” для
Петра Великого? При чем число кирпичиков, у
каждого из Вас может варьировать, если вы еще
предложите какой- либо “кирпичик” — дорисуйте
его снизу или сбоку крепости.

А.С. Пушкин период петровского правления назвал
движущимся кораблем с великим
капитаном-шкипером на мостике [1] – стр. 31. (Учитель
на фоне музыки читает эпиграф, записанный на
доске)
:

Сей шкипер был тот шкипер славный, славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля!

2. Проверка знаний учащихся, беседа по
отрывкам из документов и сообщениям.

Учитель:

Дома Вы должны были составить опорный конспект
по параграфу 19 “Начало царствования Петра”, это
домашнее задание поможет Вам в достижении
сегодняшней цели урока, а тетради Вы сдадите на
проверку в конце урока. Также дома четверо из Вас
приготовили сообщения: “Детство Петра”,
“Юность Петра”, “Азовские походы Петра”,
“Великое посольство”, эти сообщения сегодня
помогут всем нам понять, какие события в жизни
Петра I повлияли на его личность и будущие
реформы.

В достижении цели урока нам поможет также
разминка:

А) На листочках восстановить фрагмент
“династического дерева” Романовых в течение 1
минуты (см. Рисунок 1); проверка в
парах; сверка с фрагментом на доске [1]- – стр. 23.(Учащиеся
проверяют правильность заполнения фрагмента,
сличая с заполненным фрагментом на доске, а затем
сдают листочки учителю).

Б) Работа с отрывками из документов и сообщения
учащихся:

Чтобы лучше понять личность Петра мы пустимся в
плавание, в котором волны – это отрывки из
документов, мнения историков, после обсуждения
каждого документа мы выслушаем сообщение,
которое один из Вас сегодня приготовил (на
доске прикреплен силуэт корабля-парусника,
нарисованы 4 волны, под каждой прикреплен листок
с напечатанной цитатой – см.
Приложение 3).

Итак, в плавание!

1 цитата-волна: Секретарь шведского
посольства Кемпфер:

“В отличие от старшего брата, младший смотрел
на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая
кровь играла в нем… Удивительная красота его
поражала всех присутствующих, а живость его
приводила в замешательство степенных сановников
московских” [1] – стр. 25.

Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет
речь? (предположения учащихся)

Сообщение ученика на тему “Детство Петра”.

(В помощь — отрывок из письма Нарышкиных:
“Того же году, майя в 15 день, на Московском
государстве было смятение. Стрельцы, салдаты
пришли в город в Кремль во 11 часу дни з знаменны з
барабаны, с мушкеты, и с копья, а сами, бегучи в
город, кричали, будтто Иван да Офонасей
Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна
Алексеевича…” О чем идет речь?) [1] – стр. 30.



2 цитата: историк М.М. Богословский:

“С той архангельской поры для Петра шум
морских волн, морской воздух, морская стихия
тянут его к себе и с годами сделаются необходимой
потребностью. У него разовьется органическое
стремление к морю” [1] – стр. 31.

А сейчас о каком событии в жизни Петра, о каком
периоде идет речь?

(мнения учащихся).

Сообщение ученика о юности Петра.

3 цитата: историк Е.В.Анисимов:

“Эта неудача только подстегнула его. Придала
ему силы. Он имел мужество взять на себя
ответственность за поражение, сумел трезво
оценить собственные промахи… Представление о
том, что он не просто сидит на престоле, а несет
свою тяжелую службу во имя России наполняла всю
его жизнь высшим смыслом, особым значением…”[1]
– стр. 33.

О каком поражении идет речь? (мнения учащихся).

Сообщение ученика об Азовских походах.

4 цитата: современник:

“…В его составе значились дипломаты,
переводчики, волонтеры, ехавшие изучать
военно-морское дело и кораблестроение,
священники и лекари, слуги, солдаты и офицеры
охраны, повара и даже четыре шута-карлика – всего
более 250 человек. Обоз посольства насчитывал
тысячу саней” [2] – стр. 109.

Ребята, о чем идет речь? (мнения учащихся).

Сообщение ученика о Великом посольстве.

(В дополнение: “Повсюду он проявлял
необыкновенную любознательность и часто
спрашивал о том, что значительно превышало
познания тех, к кому он обращался с расспросами.
Многие поражались его ловкости в работе, которой
он превосходил даже более опытных в деле людей”
[1] – стр. 35).

Учитель:

Почему Петр решил ехать инкогнито? (предположения
учащихся).

Какие профессии освоил Петр? (беседа и
заполнение схемы на доске)

(см. Рисунок 3).

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина:

То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

3. Рассказ-рассуждение учителя о будущих
реформах:

Мы еще не проходили реформы Петра. Мы
познакомимся с ними подробно на следующих
уроках, а суть реформ, их идея рождалась, где-то
глубоко в личности царя, но по-разному: одни
проводились обдуманно, другие несколько
непоследовательно, с импровизацией, а порой
чувством гнева и державная вседозволенностью.

Особой строкой в политике Петра прошли войны,
для ведения которых нужна была большая, хорошо
вооруженная армия.

Иван Посошков писал о состоянии русского
войска перед реформами Петра:

“У пехоты ружье было плохое и владеть им не
умели, только боролись ручным боем – копьями и
бердышами и то тупыми. А если конницу посмотреть,
то не то, что иностранцам, но и самим смотреть на
них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и
ружьем владеть никак не умели…”.

“Побывав в составе Великого посольства в
Европе Петр понял, что чтобы сделать Россию такой
же богатой, сильной и просвещенной, нужно быстро,
не теряя времени , перенять с Запада все, что для
этого нужно: промышленность, оружие, технику,
книги…Этой мечте он посвятил всю свою жизнь и
ради ее осуществления он не жалел ни времени, ни
денег, ни себя, ни людей, ни России…”
(Е.В.Анисимов) [1] – стр. 37.

А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что
некоторые их указов царя написаны кнутом… При
изучении реформ Петра на следующих уроках Вы в
этом убедитесь…

(Например, тягостное впечатление производил
указ царя о метках, наносимых рекрутам в 1712 году:

“…а для знаку рекрутам значить на левой руке,
накалывать иглою крест и натирать порохом. И
сказать всех губерний в уездах явственно, в
городах и по церквам, и на торгах, кто увидит
такого человека, который имеет крест на левой
руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в
город. А кто такого человека увидит и не приведет,
то сам записан будет в рекруты. А для образа в
губернии послать начертанные руки с
назначенными крестами..” [1] – стр. 56)

4. Итоговое обобщение “Уроки жизни Петра”:

Вернемся к цели нашего урока: что же повлияло на
формирование личности будущего реформатора
России? Какие уроки преподнесла жизнь Петру?

(каждый ученик предлагает те уроки жизни –
“кирпичики”, которые он выделил в течение урока;
происходит обсуждение, а учитель на доске
заполняет схему-крепость
).

5. Обобщение, рефлексия:

Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания
учащихся).

Какая сегодня стояла перед нами цель?
(высказывания учащихся).

Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).

И в заключение хотелось бы прочесть слова
историка С.М. Соловьева:

“Гений Петра высказался в ясном уразумении
положения своего народа и своего собственного
как вождя этого народа, он осознал, что его
обязанность – вывести слабый, бедный, почти
неизвестный народ из этого печального положения
посредством цивилизации…” [2].

6. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: ранее мы с Вами составляли
синквейн по отцу Петра 1 -Алексею Михайловичу, а
теперь Вам предстоит дома составить синквейн по
самому Петру I, отразив в нем свои впечатления по
сегодняшнему уроку, а по параграфу №20 –
попробуйте составить таблицу “Толстый и тонкий
вопрос”

7. Диагностика настроения учащихся в конце
урока — “Цвет и настроение”

(см. Приложение 2).

Всем спасибо за активную работу, до свидания!

Литература:

  1. “История современной России. 1682 – 1861”:
    экспериментальное учебное пособие для средних
    школ. / Под общей редакцией В. Шелохаева, авторы Е.
    В. Анисимов, А. Б. Каменский. – М.: ТЕРРА, 1996.
  2. Черникова Т. В. “История России. 17-18 века”:
    учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных
    заведений/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Дрофа, 2002.



Следующий: