Открытый урок истории на тему Россия накануне преобразований

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

образовательные

– познакомить с
основными событиями Северной войны, раскрыть
значение начатых Петром I реформ, активизировать
познавательную активность учащихся;

развивающие

– продолжить развитие умения
анализировать факты, устанавливать
причинно-следственные связи, продолжить
формирование умений работать с картой;

воспитательные

– воспитание чувств
патриотизма, гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

  • персональный компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • рабочие материалы.

Целесообразность выбора приемов и методов,
применяемых на уроке.

  • Недостаточное количество наглядного материала.
  • Повышение эффективности усвоения учебного
    материала за счёт использования различных
    источников информации.
  • Наглядная презентация учебного материала.
  • Формирование информационной культуры и
    компетентности обучающихся.
  • Развитие мышления учащихся за счёт возможности
    самостоятельной систематизации и обобщения
    материала, установления и прослеживания
    логических связей.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.


    2. Сообщение учащимся темы урока, его целей,
    разъяснение практической значимости занятия,
    постановка перед учащимися задач урока.


    3. Актуализация опорных знаний учащихся.


    4. Изучение нового материала.

    (Учащиеся слушают лекцию учителя и смотрят
    Презентацию (смотри Приложение 1)).

    5. Подведение итогов урока.


    Соотнесите правильно даты и события.


    Начало Северной войны 1700
    Поражение русских под Нарвой 1701
    Первая победа русских над шведами в
    войне
    1704
    Взятие Нарвы 1703
    Основание Петербурга 1702

    6. Рефлексия.



    Выполните тестовое задание:

    1) Соправителем Петра был его слабоумный
    брат:

    а) Иван V;

    б) Алексей II;

    в) Василий V;

    г) Борис II;

    д) Даниил II.

    2) Кто был регентом до совершеннолетия Петра
    I?

    а) его мать Наталья Кирилловна;

    б) его мачеха Мария Ильинична;

    в) его сестра Софья Алексеевна;

    г) его тётка Марфа Михайловна.

    3) Фаворитом Софьи, совершившим два
    неудачных похода на Крым, был князь:

    а) Василий Голицын;

    б) Артамон Матвеев;

    в) Яков Долгорукий;

    г) Борис Шереметьев;

    д) Фёдор Апраксин;

    е) Кондратий Булавин;

    ж) Александр Меншиков.

    4) Первый военный успех Петра I:

    а) захват северного побережья Каспийского моря;

    б) взятие Азова;

    в) присоединение Крыма;

    г) захват устья Невы;

    д) захват устья Дуная.

    5) Цели Великого посольства (выбрать
    неправильный ответ):

    а) поиск союзников против турок;

    б) вербовка на русскую службу иностранных
    специалистов;

    в) поиск союзников против шведов;

    г) обучение Петра I наукам и ремёслам.

    6) Какая из этих целей не была выполнена?

    а) вербовка на русскую службу иностранных
    специалистов;

    б) поиск союзников против шведов;

    в) обучение Петра I наукам и ремёслам.

    7) Первые гвардейские полки в России
    (“потешные”):

    а) Семёновский и Преображенский;

    б) Измайловский и Преображенский;

    в) Ингерманландский и Преображенский;

    г) Гродненский и Преображенский.

    7. Объяснение нового домашнего задания.




    Следующий: