Открытый урок истории на тему Российская архитектура в перспективе столетий

Цели урока:

  • Интегрировать знания учащихся по одному из
    направлений российской культуры (архитектура
    XIII-XVII вв.).
  • Продолжить работу по формированию знаний
    учащимися специальной терминологии.
  • Развивать методику применения на уроках
    истории медиаматериалов.
  • Воспитывать учащихся в духе бережного
    отношения к культурному наследию прошлого.

Оборудование:

  • LED TV 102;
  • DVD-плейер;
  • авторские фильмы “Великий Булгар” и “Град
    Свияжск”;
  • приложение №1– компьютерная презентация
    “Российская архитектура XIV-XVII вв.”


Ход урока

На территории современной России находятся два
уникальных архитектурных ансамбля, которые в
настоящее время переживают период грандиозного
возрождения. Это Великий Булгар и град Свияжск на
Волге.

Правительства Российской Федерации и
Республики Татарстан вкладывают очень много сил
и средств в восстановление мусульманской и
христианской святынь, что является, на наш
взгляд, наилучшим примером сближения различных
культур и религиозных конфессий. В результате
монгольского нашествия Волжская Булгария
утратила независимость. Сотни сел и городов
лежали в развалинах. Экономике страны был
нанесен тяжелый урон. Волжская Булгария вошла в
состав Золотой Орды. Население превратилось в
данников монгольских ханов, отдавая им часть
собранного урожая или дохода. Пережив батыево
разорение, булгары начали восстанавливать
разрушенное. Постепенно из пепла поднимаются
города. На Волге отстраивается Болгар,
возрождается Джукетау, Биляр, Сувар. В Булгаре
начинается чеканка самых первых золотых монет. В
предкамских районах возникают новые поселения и
получают развитие старые – Казань, Чаллы,
Алабуга и др.

Вопрос:

Почему, несмотря на монгольское
завоевание, началось восстановление булгарских
городов?
За относительно короткий период
Булгар стал одним из крупнейших городов Золотой
Орды. Период его бурного расцвета пришелся на
первую половину 14 столетия. С большим размахом
велось в Булгаре каменное строительство.
Украшением города на рубеже XIV-XV вв. стала
соборная мечеть, которая была центром
архитектурного комплекса.

Вопрос

: Почему монголы украсили языческий
город мусульманской мечетью?
Архитектурными
шедеврами булгарского средневековья являются:
Малый минарет, Черная палата, Восточный мавзолей,
останки Белой палаты и др. Свияжск, живописный
остров с белокаменными колокольнями и маковками
церквей, далеко виден на просторах Большой Волги.

В истории русского градостроительства он
знаменит тем, что возник в XVI в. как
стратегическая крепость в 30 километрах от Казани
и являлся опорным пунктом Москвы при взятии
столицы Казанского ханства. После нескольких
неудачных попыток Ивана Грозного овладеть
Казанью осенью 1550 г. русское войско
расположилось лагерем у реки Свияги. Внимание
царя и воевод привлекла круглая гора – весьма
удачное место для возведения фортификационных
сооружений. Здесь и решили заложить город.

Всю зиму в Угличском уезде, вотчине бояр Ушатых
на Верхней Волге, за тысячу километров от Казани
рубили город со стенами, башнями и церквями.

После пробной сборки все бревна разметили,
потом разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551
г. караван судов отправился вниз по Волге. 24 мая
1551 г. к устью Свияги подошли основные воинские
силы. Сюда же прибыли и суда с заготовленными и
размеченными бревнами. Сборка крепости велась
лихорадочными темпами. За четыре недели
город-крепость был построен.

Крепостные сооружения Свияжска по размерам
превосходили крепости Новгорода Великого,
Пскова и даже Московского Кремля.

Вопрос

: Почему Иван Грозный в течение
нескольких лет добивался завоевания территории
Казанского ханства?
Свияжск – одна из
замечательных страниц летописи русского
зодчества XVI-XVIII вв. Несмотря на многочисленные
перестройки, они сохранили для нас древнюю
красоту. Это и знаменитая деревянная Троицкая
церковь 16 в., белокаменный Успенский собор,
строителями которого были Постник Яковлев и Иван
Ширяй– создатели уникального Собора Василия
Блаженного в Москве, гигантский храм “Всех
скорбящих радость” и многие другие.

В течение урока учащимся предлагается не
только ответить на поставленные вопросы,
высказать свою точку зрения, но и посмотреть
фрагменты DVD– фильмов, созданных автором, а также
презентацию на тему “Булгар” и “Свияжск” (См. Приложение 1).

Выводы

На протяжении многих столетий российская
культура прошла сложный и противоречивый путь
развития. Характеризуя этот путь, нельзя
забывать о том, что это был путь отторжения и
взаимопроникновения различных культурных
элементов и связанных с ними религиозных
конфессий. Применяя различные методы (беседа с
учащимися, демонстрация авторских фильмов и др.),
учитель подводит учащихся к главной идее урока: в
многонациональном Российском государстве не
должно быть места культурному и религиозному
противостоянию.

Литература

:

  1. Остроумов В.П. и Чумаков В.В. Свияжск. – Казань,
    2011.
  2. Хузин Ф.Ш. Города Казанского ханства. – Казань,
    2008. 3.Алишев С.Х. Казанское ханство. – Казань, 2002.

Презентация

Следующий: