Открытый урок истории на тему Эпоха дворцовых переворотов


Цели и задачи урока:

образовательные:

  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых
    переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и
    характера дворцовых переворотов.
  • Развивающие:

  • продолжить развитие умений выделять главное,
    систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное
    мнение.
  • Воспитательные:

  • на материале урока способствовать формированию
    исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям
    исторической действительности.
  • Оборудование урока:

    • персональный компьютер,
    • проектор,
    • экран,
    • рабочие материалы.

    Целесообразность выбора приемов и методов,
    применяемых на уроке.

  • Недостаточное количество наглядного материала.
  • Повышение эффективности усвоения учебного
    материала за счёт использования различных
    источников информации.
  • Наглядная презентация учебного материала.
  • Формирование информационной культуры и
    компетентности обучающихся.
  • Развитие мышления учащихся за счёт возможности
    самостоятельной систематизации и обобщения
    материала, установления и прослеживания
    логических связей.
  • Ход урока



    1. Организационный момент.

    2. Сообщение учащимся темы урока, его целей,
    разъяснение практической значимости занятия,
    постановка перед учащимися задач урока.

    3. Актуализация опорных знаний учащихся.

    Вопросы к учащимся:

    Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок
    наследования престола при Петре I?



    Каковы положительные и отрицательные
    последствия данного изменения?

    4. Изучение нового материала.

    (Учащиеся слушают лекцию учителя и смотрят
    презентацию (Приложение 1)

    5. Подведение итогов урока.

    Вопросы к учащимся:

    1. Почему в России в XVIII веке были так часты
      дворцовые перевороты?
    2. Менялся ли характер власти?
    3. Каковы последствия дворцовых переворотов?
    4. Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730
      году был упущен уникальный шанс перехода России
      к конституционной форме правления. Согласны ли
      вы с этим мнением?

    6. Рефлексия.

    О каком правителе идёт речь?

    1. В.О. Ключевский писал о ней “Наиболее
    законная из всех приемников и преемниц Петра I, но
    поднятая на престол мятежными гвардейскими
    штыками, она унаследовала энергию своего
    великого отца. (Елизавета)

    2. По мнению историка В.О. Ключевского, “…Это
    царствование – одна из мрачных страниц нашей
    истории, и наиболее тёмное пятно на ней — сама
    императрица….немцы посыпались в Россию, точно
    сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели
    престол, забились на самые доходные места в
    управлении…”. (Анна Иоановна)

    3. А.С. Мыльников – современный
    исследователь. “Несколько месяцев пребывания
    у власти с наибольшей полнотой выявили
    противоречивость характера .., его не только
    слабые и вызывающие сожаление, но и сильные
    привлекательные стороны. Почти все современники
    … отмечали такие черты характера императора, как
    жажда деятельности, неутомимость, доброта и
    доверчивость… Но наряду с этим они же писали о
    его вспыльчивости, гневливости,
    поспешности, отсутствии политической
    гибкости”. (Петр III)

    4. В.И. Буганов – советский историк. “Судьба
    бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко –
    для женщины “подлого” происхождения. Как
    правительница она ничем себя не проявила; да и
    трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в
    её жизни и судьбе — близость к великому человеку.
    Преобразователю России”. (Екатерина I)

    5. Е.В. Анисимов – современный историк. “Вообще,
    юный царь производил тяжелое впечатление на
    окружающих: гордый и капризный, он вырос
    человеком недобрым и скрытным. Отличался
    насмешливым, желчным умом и только одного
    человека ещё как то слушался – свою старшую
    сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и
    управы на царя-охотника уже не стало никакой”.
    (Петр II).



    6. С.Н. Синегубов – современный исследователь.
    “Она оказалась во главе Российского государства
    по воле случая, что как нельзя лучше
    характеризует “эпоху дворцовых переворотов”.
    (Анна Леопольдовна)

    7. Объяснение нового домашнего задания.




    Следующий: