Открытый урок Глоток зеленого шартреза… Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева

Цель урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством поэта.
  • Пробудить интерес к уникальной личности поэта,
    показать ее многогранность.
  • Выявить эстетическое воздействие поэзии
    Гумилева.
  • Предлагаемый урок – музыкальная композиция с
    элементами поисковой игры.

    Виды работ на уроке:
    Запись фактов биографии поэта и отрывков стихов,
    заинтересовавших учащихся.

    Эпиграф:

    1. «Как в этом мире дышится легко!
    Скажите мне, кто жизнью недоволен,
    Скажите, кто вздыхает глубоко,
    Я каждого счастливым сделать волен»
    .
    (Н.Гумилев)

    2. «Как упоительны, мелодичны и экзотичны
    стихи Гумилева, каждое слово — жемчужина.»

    (И.Анненский)

    Ход урока.

    Слово учителя:

    Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
    Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и
    запишите тему урока. Она звучит несколько
    экзотично: «Глоток зеленого шартреза…».
    Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева.

    Цель урока:

  • Познакомить с биографией и творчеством поэта.
  • Пробудить интерес к уникальной личности поэта,
    показать ее многогранность.
  • Выявить эстетическое воздействие поэзии
    Гумилева.
  • Предлагаемый урок – музыкальная
    композиция с элементами поисковой игры.

    Виды работ на уроке: запись фактов
    биографии поэта и отрывков стихов,
    заинтересовавших учащихся.

    Слово учителя (под легкую музыку):

    Сегодня мы будем говорить о замечательном
    поэте Николае Степановиче Гумилеве. Яркий
    представитель блестящей плеяды поэтов русского
    «серебряного века» (первой четверти XX
    столетия), Николай Степанович Гумилев (1886-1921гг)
    многое успел за недолгую жизнь.

    Он автор десяти поэтических сборников, а
    именно:»Путь конквистадоров» (1905);

    «Романтические цветы» (1908); «Жемчуга»
    (1910); «Чужое небо» (1912); «Колчан»
    (1916);

    «Костер» (1918); «Фарфоровый павильон»
    (1918); «Шатер» (1921); «Огненный столп»
    (1921);»К синей звезде» (1923) – (последние два
    сборника вышли уже после смерти Гумилева).

    Каждый из сборников стал заметным событием в
    литературной жизни России. Гумилев также
    пробовал свои силы в драматургии, прозе,
    литературной критике, эссе.

    “Темно-зеленая, чуть тронутая позолотой
    книга, прочитывается быстро
    (показывая книгу). Вы
    выпиваете ее как глоток зеленого шартреза.
    Зеленая книга оставляет впечатление чего-то
    пряного, сладкого, пожалуй, даже экзотического, и
    как-то невольно тянешься повторить этот сладкий
    зеленый глоток…
    «, — говорит о сборнике
    Гумилева Иннокентий Федорович Анненский.

    А сам Гумилев в одном из ранних стихотворений
    так отозвался о своих экзотических вкусах и
    пристрастиях:

    Сады моей души всегда узорны,
    В них ветры так свежи и тиховейны,
    В них золотой песок и мрамор черный,
    Глубокие, прозрачные бассейны.
    Растенья в них, как сны, необычайны,
    Как воды утром, розовеют птицы…

    Основной доминирующей чертой творчества
    Гумилева является экзотика.

    Песня на стихи «Я и вы». Поет А.Саханов (Приложение1)

    Вот он какой, лирический герой Гумилева, -
    самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

    Учитель:

    Николаю Степановичу Гумилеву

    15 апреля 2006
    года исполнилось бы 120 лет.
    Но дело не в
    круглой дате, а в том, что, к счастью, в последнее
    время мы возвращаемся к истокам, и многие
    страницы истории приоткрываются перед нами, и мы
    узнаем истинную цену и человеческой сущности и
    настоящей поэзии. Вот таким настоящим поэтом и
    был Николай Гумилев.

    Мы сегодня знакомимся с Гумилевым – поэтом,
    Гумилевым – человеком, именно знакомимся, делаем
    первый шаг…

    Для того, чтобы узнать поэта по-настоящему,
    нужно прочитать – и не один раз – все его
    стихотворения все его книги.

    А самое главное – нужно любить этого поэта,
    быть его со-беседником, со-мыслителем,
    со-чувствователем. И, возможно, сегодня
    свершится чудо
    : кто-нибудь из вас, сделав шаг к
    пониманию, найдет своего поэта, друга, спутника
    на всю жизнь…

    И, желая вызвать особый интерес к уникальной
    личности Гумилева, мы используем элементы
    поисковой игры. Перед вами возникнут штрихи из
    жизни читателя-романтика, поэта,
    путешественника, авантюриста, воина, влюбленного
    поэта.

    Ваша задача – увидеть живое лицо конкретного
    человека за каждым рассказом.

    Все наши рассказы начинаются с детства…

    * * * ЧИТАТЕЛЬ-РОМАНТИК * * *

    1 ученик:

    Николай Гумилев родился в Кронштадте в 1886 году
    в семье морского врача, в бурную штормовую ночь, и
    по семейным рассказам, старая няня предсказала:
    «У Колечки будет бурная жизнь». Ее слова
    оказались пророческими. Детство (Приложение2)

    2 ученик:

    Отец Гумилева рано вышел в отставку, и семья
    переехала в Царское Село. Читать Гумилев
    выучился пяти лет, и уже к 12 годам перечитал
    обширную библиотеку родителей, потом друзей и
    просто знакомых. Родителям пришлось
    договориться с букинистами. С тех пор его комната
    стала наполняться книгами, книгами, книгами…

    Чтение стало любимым занятием, любимым
    писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе. Приложение3

    * * * ПОЭТ * * *

    Ученик:

    Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень
    рано. А впервые в печати его стихи появились в
    газете «Тифлисский листок» в Тифлисе, куда
    семья переселилась в 1990 году.

    Через три года Гумилев возвращается в Царское
    село и поступает в 7 класс Николаевской гимназии,
    директором которой был замечательный поэт и
    педагог Иннокентий Федорович Анненский.
    (Портреты
    Гумилева и Анненского
    ).

    Он оказал большое влияние на своего ученика.
    Гумилев рано осознал себя поэтом и успехи в
    литературе ставил для себя единственной целью.

    В 1905 году выходит первый сборник Гумилева
    «Путь конквистадоров».

    /Конквистадор – это испанское – завоеватель –
    участник испанских завоевательных походов в
    Центральную и Южную Америку в XV-XVI веках/.

    Я конквистадор в панцире железном,


    Я весело приветствую звезду,
    Я прохожу по пропастям и безднам
    И отдыхаю в радостном саду.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Учитель:

    Лирический герой раннего Гумилева видит себя
    конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то
    отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к
    пропастям и безднам
    «. Он готов к смерти («Я
    с нею биться буду до конца
    «), но перед мечтой
    не отступит («Я лилию добуду голубую»).

    Завоевать весь мир означает для поэта –
    увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов,
    пиратов, океанские корабли, познакомиться с
    настоящими капитанами – потомками Кука,
    Лаперуза, Колумба, о которых он напишет
    прекрасные строки в знаменитой балладе
    «Капитаны». Именно в стихотворении
    «Капитаны» проявилось умение Гумилева
    вырваться из тисков книжной романтики на простор
    истинной и вольной поэзии. Свежий ветер
    настоящего искусства наполняет паруса
    капитанов, безусловно связан с романтической
    традицией Киплинга и Стивенсона.

    Песня на слова Гумилева, поет А.Саханов.


    Капитаны (Приложение4)

    * * ПУТЕШЕСТВЕННИК * * *

    Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних
    странствий. Неистрибимая жажда странствий
    владела им всю жизнь.

    Еще мальчишкой он увлекался зоологией и
    географией, дома завел разных животных: белку,
    морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома
    читали описание какого-нибудь путешествия,
    всегда следил по карте за маршрутом
    путешественников.

    Рассказы отца, корабельного врача, его дяди,
    контр-адмирала, увлечение приключенческой
    литературой оказали влияние на формирование
    мировосприятия Николая Гумилева.

    В 1906 году, окончив гимназию, Гумилев совершает
    свое первое путешествие – в Париж, где учится
    в Сорбонне, слушает лекции по французской
    литературе, изучает живопись и издает три номера
    журнала «Сириус», где печатает свои стихи, а
    также стихи царскосельской поэтессы Анны
    Горенко, будущей знаменитой Анны Ахматовой,
    которая стала вскоре его женой.

    В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева
    «Романтические цветы». Требовательный Валерий
    Брюсов
    , сурово оценивший первый сборник, в
    поэтической рецензии на «Романтические
    цветы» указал на перспективу пути молодого
    автора.

    «Может быть, продолжая работать столь
    упорно, он сможет пойти намного дальше, чем мы то
    наметили, откроет в себе возможности нами не
    подозреваемые
    «, — писал Брюсов.

    Находясь во Франции, Гумилев часто бывает
    в
    Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам
    затем – Италия, древние города, названия
    которых звучат, как музыка: Болонья, Флоренция,
    родина гениев; легендарный Рим.

    Потом последовали Греция, Константинополь,
    Швеция, Норвегия
    и, наконец, его любимая Африка.
    Африканский континент стал для Гумилева
    особенным континентом, а его африканские
    впечатления сложились в «Африканский
    дневник».

    1 ученик:

    Из «Африканского дневника»:

    «Я побывал в Африке три раза, и в общей
    сложности, провел в этой стране почти два года. Я
    прожил три месяца в Хараре, я бывал у раса Тафари,
    некогда губернатора этого города. Я жил также
    четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абеба,
    где познакомился со многими министрами и вождями
    и был представлен ко двору бывшего императора
    российским поверенным в делах в Абиссинии. Свое
    последнее путешествие я совершил в качестве
    руководителя экспедиции, посланной Российской
    Академией наук… У меня есть мечта, живучая при
    всей трудности ее выполнения: пройти с юга на
    север Данакильскую пустыню, лежащую между
    Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее
    течение реки Гаваша, узнать рассеянные там
    неизвестные загадочные племена».

    Учитель:

    Он ловил акул в южных морях, углублялся в
    джунгли и пустыни, охотился на львов,
    переправлялся с канатом через реку с
    крокодилами, болел тропической лихорадкой… Вот
    лишь одно из его приключений.

    2 ученик:

    Из воспоминаний А.С.Сверчковой, родственницы
    Гумилева:

    «В пути караван встретился с двумя
    абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну,
    чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Н.С.
    заинтересовался и повел караван к жилищу
    пророка… Гуссейн принял европейцев с почетом,
    остался доволен поднесенными подарками,
    позволил им все осмотреть… Для испытания
    греховности человека служили два больших камня,
    между которыми был узкий проход. Надо было
    раздеться догола и пролезть между ними. Если кто
    застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто
    не смел протянуть ему руку, никто не смел подать
    ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте
    валялось немало черепов и костей. Как ни
    отговаривал дядю племянник, он все-таки решил
    сделать опыт — пролезть между камнями… Все
    кончилось благополучно, и племянник поспешил
    увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал
    еще какой-нибудь опыт
    «.

    Вступление (Приложение5)

    Учитель:

    Кроме Африки, Николай Гумилев был в Абиссинии,
    Судане, Египте и других странах. Интерес к
    Востоку не был данью моде того времени. Романтик,
    поэт, исследователь, Гумилев проникся искренней
    любовью к дальнему континенту. Не только поиском
    приключений занят он в своих путешествиях, но и
    собирает для музея антропологии и этнографии в
    Петербурге
    предметы культа, произведения
    искусства африканских племен, он записывает
    песни, легенды, сказания… Гумилев первым перевел
    вавилонский «Гальгамеш».



    Коллекция Гумилева в этнографическом музее
    Академии Наук уступала лишь собранию
    Миклухо-Маклая.

    Ученик:

    В детстве Гумилев организовал в гимназии
    тайное общество, где был известен под именем Брамы-Тамы.
    В здании гимназии, в людской, заброшенном
    леднике, пустом подвале устраивались собрания
    членов общества при свечах, в самой
    конспиративной обстановке. Мальчики были
    помешаны на тайных ходах, подземельях, заговорах,
    искали клады, разочаровывались и увлекались.
    Предводителю общества полагалось быть
    «кровожадным», и юный Гумилев откусил голову
    живому карасю, но от подобных «испытаний» он
    отказался раз и навсегда…

    Он все время искушал судьбу…

    Ирина Одоевцева, знакомая Гумилева вспоминает:
    «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев,
    читая свои африканские стихи, он особенно громко
    и отчётливо проскандировал: Я бельгийский ему
    подарил пистолет И портрет моего государя.

    По залу прокатился протестующий ропот.
    Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать
    спокойно и громко, будто не замечая, не
    удостаивая вниманием возмущённых слушателей.

    Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди
    и спокойно обвёл зал своими косыми глазами,
    ожидая аплодисментов.

    Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели
    на него. И аплодисменты вдруг прорвались,
    загремели, загрохотали.

    Всем стало ясно: он победил. Так ему здесь ещё
    никогда не аплодировали

    «.

    Сценка (Приложение6)

    Гумилев любил искушать судьбу: ездил на
    необъезженных лошадях, участвовал в кровавых
    дуэлях…, играл в прятки со смертью…

    Песня на слова Гумилева, поет В.Назаров (Приложение7)

    * * * ПОЭТ * * *

    Возвратясь в 1918 году из Парижа

    , Гумилев
    сближается с Вячеславом Ивановым, под
    руководством которого была создана «Академия
    стиха». Одним из инициаторов ее организации
    стал Н.Гумилев. А в основанном Маковским
    журнале «Апполон» Гумилев начинает печатать
    письма о русской поэзии. Затем выходит сборник
    его стихотворений «Шатер», а третья книга
    Гумилева «Жемчуга», изданная в 1910 году
    принесла ему широкую известность. Она была посвящена
    Валерию Брюсову
    , которого автор считал своим
    учителем
    .

    Отмечая романтизм стихотворений, Брюсов писал:
    «Явно окреп и его стих, ученик Анненского,
    Иванова, Майкова и того поэта, которому посвящены
    «Жемчуга», Николай Гумилев медленно, но
    уверенно идет к настоящему мастерству в области
    формы. Почти все его стихотворения написаны
    прекрасно, обдуманными и утонченно звучащими
    стихами
    «.

    А Вячеслав Иванов именно в «Жемчугах»
    увидел точки расхождения Гумилева с учителем
    Брюсовым и предрек молодому поэту иной путь. » Гумилев,
    - писал Иванов, — подчас хмелеет мечтой веселей и
    беспечней, нежели Брюсов, трезвый в своем
    успокоении» (Приложение8)

    Характерно, что именно с освобождения от
    влияния Брюсова связан поиск своего места в
    русской поэзии начала века таких разных поэтов,
    как Блок и Гумилев.

    (Портреты Блока и Гумилева).

    Ученик:

    Разгоревшаяся в 1910 году полемика вокруг
    символизма выявила глубинный кризис этого
    литературного направления. Как реакция на
    символизм
    возникло созданное Гумилевым и
    Городецким новое литературное течение
    «акмеизм» (акме – вершина), предтечей
    которого стало литературное объединение «Цех
    поэтов». Акмеисты издавали небольшой журнал
    «Гиперборей». А Николай Гумилев стал одним
    из основоположников акмеизма.

    Приложение9

    Учитель: Военная тема нашла отражение в
    сборнике «Колчан», вышедшем в 1916 году. В
    «Колчане» начинает рождаться новая для
    Гумилева тема
    – о России. Она лишь намечается в
    таких стихотворениях, как «Старая усадьба»,
    раскрывается в вышедшем после революции
    сборнике «Костер». «Золотое сердце
    России мерно бьется в груди моей
    » –
    строки, трогающие до слез, до сердечной боли…

    Ученик:

    Октябрьская революция застала Гумилева за
    границей

    , куда он был командирован в мае 1917
    года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил,
    занимался восточной литературой, работал над
    драмой «Отравленная туника
    «.

    В мае 1918 года Гумилев вернулся в
    революционный Петроград. Его захватила
    напряженная литературная атмосфера. Гумилев,
    вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном
    Горьким
    издательстве «Всемирная
    литература». Под редакцией Гумилева выходят
    баллады о Робине Гуде. Он читает лекции в
    литературных студиях, в институте истории
    искусства и литературы, много занимается с
    молодыми поэтами.

    В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева
    «Костер» и сборник переводов восточной
    поэзии «Фарфоровый павильон».

    А какие это были годы! 1918-1921… Русская
    интеллигенция буквально выживала в физическом
    смысле… Не было продуктов, не было дров, а морозы
    стояли лютые…

    И в эти морозы, во время частых винтовочных
    выстрелов и грабежей он мечтал о далеком и
    жарком Китае
    , в который он так и не попал
    никогда…

    Песня на слова Гумилева «Я верил, я
    думал…». Исполняет В.Назаров:

    Я верил, я
    думал…

    (Приложение10)

    * * * АРИСТОКРАТ.
    РОМАНТИЧЕСКИ-ВЛЮБЛЕННЫЙ ПОЭТ * * *

    С детства Гумилев хотел быть оригинальным, ни
    на кого не похожим. Он всегда был снобом и
    эстетом. В 14 лет прочитал «Портрет Дориана
    Грея» и вообразил себя лордом. Любимый
    писатель на этот период
    – ОскарУайльд, любимый
    герой литературы
    – Дон Жуан. И, подобно Дон
    Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный
    человек, которого нельзя было назвать красавцем,
    был покорителем женских сердец. И каких сердец! В
    него были влюблены умнейшие из умнейших,
    прекраснейшие из прекрасных. И он постоянно был в
    кого-то влюблен, но отгорал быстро, как порох.

    Хотя стихотворение «Сон» посвящено
    несчастной любви Гумилева к Елене Дмитриевой,
    в нем звучит сладостный восторг перед женщиной.
    Возлюбленная ведет «сердце к высоте»,
    «рассыпая звезды и цветы
    «. Но счастье лишь
    во сне, в бреду. А реально томление по
    недостижимому: «Вот стою перед дверью твоею,
    не дано мне иного пути, хоть и знаю, что не посмею
    никогда в эту дверь войти
    …»

    Прозвучала песня «Сон» на слова Николая
    Гумилева в исполнении Сергея Малинина.

    Учитель:

    Говоря о Гумилеве, конечно же нельзя не
    упомянуть о его отношениях с замечательной
    поэтессой Серебряного века – Анной Ахматовой.
    Гумилев был страстно в нее влюблен. Эта любовь
    преследует его всю жизнь – великая и
    безнадежная… (Приложение11)

    Ученица:

    Из воспоминаний Анны Горенко:

    «Когда в 1918 году он вернулся из заграничной
    командировки, я сказала ему: «Дай мне
    развод». Он страшно побледнел…
    «Пожалуйста»… Не просил ни остаться, ничего
    не спрашивал даже. Спросил только: «Ты выйдешь
    замуж? Ты любишь?» Я ответила: «Да». Наш сын
    разбирал перед нами игрушки, — мы смотрели на
    него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно
    сказал «Зачем ты все это выдумала?»

    Учитель:

    Мы сегодня много говорили о Гумилеве

    ,
    человеке, поэте, путешественнике, романтике,
    романтическом влюбленном, воине, аристократе… в
    судьбе Поэта слились все эти такие разные жизни…

    Анна Ахматова писала о Н.С.Гумилеве: «Глубоко
    трагическая личность. Гумилевых несколько.
    Другие не меняются – какими были, такими и
    остались… Выдумывают о нем многое. А в чем правда
    о нем? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и
    погиб бесстрашно».

    Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он
    сам сделал свою жизнь такой – меняющейся,
    насыщенной событиями до краев, пульсирующей
    мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько
    жизней. Он пытался «сделать» и смерть. Ему
    казалось, что он умрет в 53 года
    ; что»смерть
    нужно заработать и что природа скупа и с человека
    все соки выжмет и выбросит», а этих соков он
    чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он
    говорить об этом во время войны: «Меня не убьют,
    я еще нужен».

    Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он
    любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку,
    поменяв цифры местами. Смерть он встретил в
    расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В
    остальном же умер, как и предсказывал:

    И умру я не на постели,


    При нотариусе и враче,
    А в какой-нибудь дикой щели,
    Потонувшей в густом плюще.

    Гумилев был расстрелян в августе 1921 года, как
    утверждалось долгие годы — за участие в
    контрреволюционном, так называемом
    Таганцевском, заговоре. Но вот в журнале “Новый
    мир”, №12 1987 г., появилось сообщение юриста
    Г.А.Терехова, который изучал по долгу службы все
    материалы по делу Гумилева, находящиеся в архиве.
    По делу установлено, пишет Терехов, что
    преступление Гумилева заключалось в том, что он
    «не донес органам советской власти, что ему
    предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую
    организацию, от чего он категорически
    отказался»
    . Никаких обвинительных
    материалов в том деле, по которому он осужден,
    больше нет. Мотивы поведения Гумилева
    зафиксированы в протоколе его допроса: пытался
    его вовлечь в организацию его друг, с которым он
    учился и был на фронте. “Предрассудки, как вы
    называете это, дворянской офицерской чести не
    позволили мне пойти с доносом”, — заявил он

    Гумилев очень мужественно встретил смерть.
    Перед расстрелом он был спокоен, курил папиросу,
    шутил… и только лицо было чуть бледным и пальцы,
    держащие папиросу, слегка дрожали… Так
    насильственно была прервана яркая, прекрасная
    жизнь…

    Песня на слова Гумилева «Крест» в
    исполнении С.Малинина (Приложение12)

    Учитель:

    Имя Гумилева было на пять десятилетий
    выкорчевано из русской культуры. Как только не
    клеймили его! И еще хуже: молчали о нем. Но…

    1 ученик:

    Михаил Дудин, поэт, защитник Ленинграда в
    блокаду:

    «Гумилев был нашим поэтом. Нам казалось, что в
    своих стихах он понимал нас… Oн был поэтом нашего
    солдатского братства».

    2 ученик: Евгений Евтушенко:

    «…его лучшие стихи … будут повторять
    мальчишки новых поколений России и, став седыми,
    не забудут их, как не забывают детства».

    У Гумилева, несмотря ни на что, всегда были, есть
    и будут читатели. И он знал это.

    Учитель:

    Вот таков он был, Николай Гумилев, умевший
    радоваться и страдать, умевший любить и знавший,
    что такое любовь. Николай Гумилев, чья судьба
    была и трагической и в то же время вместившей в
    себя все веяния этой суровой эпохи. Николай
    Гумилев – истинный поэт, гордость России…

    Заключение:

    На этом наше знакомство с Н.С.Гумилевым
    заканчивается. И я думаю, что чудо свершилось, и
    вас не оставили равнодушными жизнь, судьба и
    стихи Гумилева. Все работали хорошо и отлично,
    спасибо.

    Д/з: Выучить наизусть понравившееся
    стихотворение Гумилева.




    Следующий: