Открытый урок география + литература по теме Географический образ территории Зарубежной Европы

Цели и задачи урока:

Дидактические цели урока будут знать:

1. Характерные черты стран Европы, многоликость
стран Европы.

2. Составлять образную географическую карту
Европы, находить яркие специфические черты
выбранной страны.

будут уметь:

3. Аргументировать свою точку зрения.

4. Анализировать разные источники информации.

Развивающие цели урока

5. Развивать опыт творческой деятельности.

6. Развивать устную речь учащихся.

Воспитательные цели урока

7. Воспитывать чувство уважения к самобытной
культуре разных стран.

Оборудование:

политическая карта Европы,
учебники, атласы, тетради, творческие работы
учащихся, высказывания о Европе и ее отдельных
странах, музыка европейских стран.

Формы работы:

  • Работа в группах
  • Творческий отчет-презентация субрегиона
  • Самоанализ деятельности
  • Презентация.

Ход урока

1. Оргмомент (2 мин)

Сообщение темы, мотивация. Знакомство с целями
и задачами урока, формами и методами работы,
формой рефлексии (см. лист отчета)

2. Создание психологической атмосферы
урока (1 мин)

Звучит стихотворение Л.Мартынова в исполнении
ученицы.

А что такое Европа?
Может быть, просто
Не очень большой полуостров
В распятьях, в крестах погостов,
Окопами перекопан.
А может быть, просто
Замшелый романо-готический остов
В засохших коростах наростов барокко,
Тот храм, чья утроба
Прохладна, как погреб,
И, будто из гроба,
С порога пустого
Там сухо и строго взирает старуха,
Во имя Отца и Сына и Святого духа
Невеста Христова.
Но вот
На сверкающий перекресток,
Где скрещены тропы порока и тропы пророков,
Вбегает, как будто в кинематограф,
Европа, девчонка-подросток…

3. Творческий отчет групп (38 мин)

На протяжении последних уроков, мы рассмотрели
общие черты стран Европы, вы выполняли
практические задания на контурной карте и в
тетради.



Но мы смогли рассмотреть лишь небольшое число
стран этой части света. А в Европе, как и в других
частях света, много интересных, самобытных стран.
Так пусть же наш сегодняшний урок поможет вам
побольше узнать об этом интересном уголке
планеты. Сегодня мы попробуем нарисовать
образную географическую карту Европы,
сформировать образ этой территории. Вы получили
опережающее задание по подготовке работ о
странах Европы. Каждая группа должна была
по-своему представить одну из стран этой части
света.

План отчета (комментируется учителем)

1. Представление карты (географический образ)

2. Представление музыки и композитора (слуховой
образ)

3. Представление стихотворения (словесный
образ)

4. Представление видеоклипа (зрительно-слуховой
образ)

В группах на местах проходит работа с картами,
заполняются листы отчета.

4. Рефлексия (3 мин)

Звучит стихотворение О.Мандельштама в
исполнении ученицы.

Как средиземный краб или звезда морская,
Был выброшен водой последний материк.
К широкой Азии, к Америке привык,
Слабеет океан, Европу омывая.
Изрезаны ее живые берега,
И полуостровов воздушны изваянья;
Немного женственны заливов очертанья:
Бискайи, Генуи ленивая дуга.
Завоевателей исконная земля,
Европа в рубище Священного Союза —
Пята Испании, Италии медуза
И Польша нежная, где нету короля.
Европа цезарей! С тех пор, как в Бонапарта
Гусиное перо направил Меттерних —
Впервые за сто лет и на глазах моих
Меняется твоя таинственная карта!

Мы создали образ Зарубежной Европы, на листах
отчета вы сформировали и зрительные, и цветовые,
и слуховые ассоциации, сформулировали
цитату-афоризм. Заслушаем несколько ответов.

А вот у учителя литературы сформировался такой
образ-экспромт:

Европа — миф, прошедший сквозь века.
Европа — лик, и облик, и личины.
Европа — мир, весомый, грубый, зримый.
Европа сказочно волшебна и ярка!

5. Домашнее задание (1 мин)




Следующий: