Открытый урок географии в 8-м классе по теме Высотная поясность


Цели:

  • сформировать представление о закономерностях
    смены природных условий и ПТК в горах, закрепить
    знания о высотной поясности, познакомить с ПТК
    альпийских и субальпийских лугов, формировать
    обзор гор;
  • развивать интерес к изучаемому материалу,
    развивать память, мышление, познавательную
    активность, совершенствовать умения работать с
    картой, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к
    окружающему миру.

Оборудование: видео проектор,
физическая карта России, карта природных зон,
картины – горный пейзаж.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Диктант на термины и понятия.

Я читаю определение, вы должны записать
соответствующий термин с доски (термины
записаны на доске).


Ландшафтоведение Эфемеры
Тайга Такыры
Степь Серозёмы
Солонцы Джузгун
Солончаки

  1. Растительное сообщество с преобладанием
    хвойных деревьев (тайга)
  2. Растительное сообщество состояние из
    разнотравья, формируется на чернозёмах при
    недостаточном увлажнении (степь)
  3. Наука изучающая ПТК (ландшафтоведение)
  4. Засолённые почвы, в которых легкорастворимые
    соли, в больших количествах содержащиеся в почве,
    находятся на глубине 20-50 см. пригодные для
    земледелия после промывки (солонцы)
  5. Тип почвы, в которых соли в большом количестве
    находятся в поверхностном слое (серозё-мы)
  6. Ровное глинистое место, лишенное
    растительности в сухое время разбиты трещинами
    на многоугольники (такыры)
  7. Песчаная акация, растёт на песках, может пускать
    из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и
    расти наоборот (джузгун)
  8. Растения с коротким сроком вегетации (эфемеры)

Фронтальный опрос:

- Где расположены зоны степей и полупустынь?
- Почему в степи не растут деревья?
- Почему почвы степей обладают высоким
плодородием?
- Где в степи можно увидеть деревья?
- Какие почвы в полупустыне?
- Почему невозможно определить возраст саксаула
по кольцам?
- Какие опасные явления могут быть в степях?
- Почему тайга сменяется на смешанные и
широколиственные леса?

Итог.

3. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя (выступление
сопровождается показом слайдов).

И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.

Горы, заметно возвышаясь над земной
поверхностью, представляют своеобразную
особенность пейзажа и часто отличаются
значительными размерами. Но не только физические
свойства придают им ту привлекательность, всегда
прельщавшую человека, который в старину, когда
горы были неприступны, полагал, что там находится
жилище богов и духов. В наше время горные хребты
нередко играют роль последних убежищ для многих
животных, преследуемых в результате
интенсивного освоения Земли человеком.
Следовательно горы могут считаться островами,
населёнными свойственными им видами и часто
изолированными от окружающего мира.

2. Объявление темы и целей урока.

Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем
знакомиться с высотной поясностью и поговорим о
распределении природных зон на данных
территориях.

3. Понятие о высотной поясности. Приложение 1

(Запишите определение в тетрадь)

Закономерная смена почв растительного и
животного мира с поднятием в горы называется – высотной
поясностью.

- В каких горах богаче природа?

4. Спектр высотной поясности.

Закономерность расположения природных зон.
Запишите их в тетрадь.

  1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон
    (многоэтажность).
  2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее
    природные комплексы в горах.
  3. Смена природных зон в горах схожа со сменой
    природных зон на равнине, с юга на север.
  4. Смена природных зон на северных и южных склонах
    отличаются. Снега на северных склонах начинаются
    на меньшей высоте.
  5. Первая природная зона у подножья та, в которой
    находятся горы.

5. Северный Кавказ (схема).

Кавказ –

обширная территория между Черным,
Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв.
км. Природные условия Кавказа изменяются от
субтропиков на низменностях Закавказья, до
вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

6. Показ фотографий (показ сопровождается
выступлением учащихся).

Домбай –

вершина западной части Главного
Водораздельного хребта Большого Кавказа, в
истоках реки Теберды. Высота 4046м. сложена
гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами.
Покрыта вечными снегами и ледниками.

Западный Кавказ – часть горной системы
Большого Кавказа. Господствуют горно-лесные и
горно-луговые ландшафты.

Богатые травами альпийские луга испокон веков
служили скотоводам летними пастбищами. Цветущий
рододендрон – одно из растений альпийских лугов.
Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту
от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается
более 12000 сортов. Цветут рододендроны с конца
апреля по первую декаду августа.

7.

- С чем связана сложная структура высотной
поясности Кавказа?
- Какие зоны расположены у подножий гор?

8. Урал (видео). Приложение
2

Уральские горы – протягиваются с севера на
юг более чем на 2000км

9. Схема Уральских гор.

- Чем отличается высотная поясность Северного
Урала от Южного Урала?

10. Юг Сибири (схема).



В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян,
Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья)
отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр
определяется географическим положением и
высотами горных массивов. В горах выделяется
несколько высотных поясов: горно-степной,
горно-таёжный и высокогорный.

11. Показ фотографий (показ сопровождается
выступлением учащихся).

Алтай –

горная система Азии. Длина более
2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов,
образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек
бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее
высокие вершины поднимаются в западной части
(Белуха – 4506м).

Восточный Саян –

горная система,
расположенная в пределах Южной Сибири.
Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных
Саян. По мере изменения высоты растительность
сильно меняется.

Забайкалье –

горная область, расположенная к
востоку от озера Байкал. Преобладают
средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с
севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).

- Почему тайга бывает темнохвойной и
светлохвойной?

12. Дальний Восток. (Схема).

На территории Дальнего Востока, несмотря на
значительную протяженность, расположены всего
две природные зоны. С севера господствует тундра,
а вся остальная часть расположена в лесной зоне.

Для гор восточных окраин материка: Камчатки,
Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны
своеобразные пояса лесов из каменной березы и
зарослей кедрового стланика. Эти пояса
отсутствуют в горах других районов страны.

13. Показ видеофильма сопровождается
рассказом учащегося.
Приложение
3

Сахалин – остров у восточных берегов Азии,
между Охотским и Японским морями. От материка
отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв.
км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах
преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах
лиственничная тайга.

4. Закрепление изученного.



1. Практическая работа.

Задание.

Разместить спектры высотной
поясности в соответствии с горными системами.
Используя шаблоны и контурную карту.

2. Фронтальный опрос.

- От чего зависит количество природных зон в
горах?
- Какая природная зона образует первый пояс гор?
- В каких горах России самый большой набор
природных зон?
- Что такое субальпийские и альпийские луга?

3. Давайте вспомним, что такое заповедник,
заказник, национальный парк и чем они отличаются
друг от друга.

4. Чтение стихотворения учеником.

“Заповедник” – это слово
Всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоёмов и болот.
Вся природа здесь живёт
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.

5. Просмотр видеофильмов. (Уссурийская
тайга. Кроноцкий заповедник).
Приложение 4, 5.

Кроноцкий заповедник расположен в Российской
Федерации на востоке полуострова Камчатка.
Основан в 1934 г. Площадь свыше 1млн.га. Леса из
берёзы каменной. Заросли кедрового и ольхового
стланика. Животный мир – соболь, горностай,
горный баран, медведь, рысь. С 1985г. биосферный
заповедник.

5. Итог урока.

- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других
природных зон?

Выставление оценок.



6. Домашнее задание.

Параграф 31 с. 189 – 190.

Список литературы:

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии:
    Природа России: 8 класс. – М.: “ВАКО”, 2004г.
  2. Раковская Э.М. География: природа России: учеб.
    для 8 класс. – М.: Просвещение, 2007г.
  3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.
    – М.: Дрофа, 1997г.
  4. Электронное издание. Библиотека наглядных
    пособий. География 6 – 10 классы. (1 С:
    Образовательная коллекция)
  5. Большой атлас животных/ Пер. с исп. Н.В Морозова.
    – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006. – с.
    136
  6. Газета “ПедСовет” — №8, 2007 – с. 11



Следующий: