Открытый урок Экономико-географическая характеристика Северного Кавказа

Тема урока: — «Экономико — географическая характеристика Северного Кавказа».

Тип урока:    Урок изучения нового учебного материала, самостоятельная, 
практическая работа в группах исследовательского характера.

Методы и приемы обучения: Исследовательский, поисковый.           

                         
Цель: Изучить экономико – географическую характеристику Северного Кавказа.

Задачи:

  • В ходе самостоятельной, практической работы получить знания о  ЭГП Северного Кавказа;
  • Определить особенности природных условий и природных ресурсов района и оценить природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа;
  • Определить отраслевую и территориальную структуры хозяйства;
  • Выявить, как влияет природно-ресурсный фактор на развитие отраслевой и территориальной структуры хозяйства Северного Кавказа.
  • Изучить национальный состав  района. Обратить внимание на проблемы Северного Кавказа и пути их решения.
  • Развивать умение самостоятельно работать со статистическим и картографическим материалом, умение работать в группах.

Оборудование:

  • Техническое оснащение: компьютер с проектором у учителя с установленной презентацией к уроку «Северный Кавказ», с образовательной программой для урока «Северный Кавказ» из «Образовательной коллекции. Экономическая география России», с подборкой дополнительного образовательного материала из «Единой коллекции ЦОР»
  • Компьютеры для каждой группы учащихся  с образовательной программой для урока «Северный Кавказ» из «Образовательной коллекции. Экономическая география России».
  • Экономическая география России»Физическая и политическая карты России, атласы «География России» 9 кл;
  • Опережающие  задания каждой из групп;
  • Приложение № 1
  • Приложение № 2
  • Приложение №  3
  • Приложение №  4
  • Приложение №  5
  • Приложение №  6
  • Дополнительный материал группам или ссылка на информационный источник для решения заданий;
  • Приложение № 7
  • Приложение № 8
  • Приложение №  9
  • Приложение №  10
  • Приложение №  11
  • Карты контроля, необходимый статистический материал, план работы и план выступления групп.

Ход урока

Элемент урока

Основная часть элемента

время

I. Организационная часть урока.
Учитель использует свой компьютер для  показа слайдов презентации урока.

I.
Вступление
Показ слайда 1

Учитель:
Сегодня мы с вами приступаем к изучению следующего района Российской Федерации. Постарайтесь узнать его по следующим фактам.
Этот район самый многонациональный и самый не стабильный в этом плане регион.
Этот район самый высокогорный.
Этот район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.
Так что же это за район, как он называется?
Предполагаемый ответ Северный Кавказ показать на карте
Презентация

1
мин

I.1
Определение целей
Показ слайда 2

Прежде чем приступить к изучению региона, мы с вами должны определить цель урока, что мы должны узнать, определить, сделать и для чего.
Итак, что мы должны узнать и определить на уроке
Предполагаемый ответ Определить состав района,
особенности природных условий и природных ресурсов района,  отраслевую и территориальную структуры хозяйства,  изучить национальный состав  района, обратить внимание на проблемы Северного Кавказа и пути их решения.

2
мин

I.2
Организация работы
Показ слайда 3

Учитель: Северный Кавказ — это самый многонациональный район России. Это здравница и житница страны. Но одновременно — это самый нестабильный район вспомните события в Чечне, террористические акты в Буденновске, Беслане.
На этом уроке нам предстоит изучить регион северного Кавказа , мы познакомимся с особенностями ЭГП северного Кавказа , узнаем о составе северного Кавказа и его населении, о природных ресурсах и природных условиях, а также о территориальной и отраслевой структуре хозяйства.
Работа будет,проводится, в группах, каждая группа предварительно получила задание, подобрала необходимый материал, сделала наработки а сейчас вам предстоит обработать свой материал  в течении 10 минут, по окончании работы,  представитель от каждой группы расскажет нам свое экспертное заключение.

Темы групп.

1 группа  — Состав и оценка ЭГП Северного. Кавказа.
2 группа  -Природные условия Северного Кавказа
3 группа — Оценка природных ресурсов Северного Кавказа.
4 группа — Население Северного Кавказа.
5 группа — Хозяйство Северного Кавказа
6 группаПроблемы Северного  Кавказа

Для выполнения практической части Вам необходимы информационные источники: используйте информационную базу компьютера, учебники, атласы, карты,дополнительный статистический материал.
Группы готовы к работе,  желаю плодотворно потрудиться.

1
мин

II. Изучение темы урока.

На все компьютеры установлен диск «Образовательная коллекция» 9 класс «География России, хозяйство и регионы». Каждая  группа при выступлении используют наглядный материал из «Образовательной коллекции» . Учитель использует свой компьютер для  показа слайдов презентации урока.

II.1Самостоятельная работа

Группы самостоятельно работают, учитель помогает.

5-6
мин

II.2 Отчет групп

II.2.1
Отчет 1группы
Показ слайдов презентации с 4 по 19

Отчет групп по проделанной работе.

Учитель. Время отведенное группам на выполнение заданий закончилось.
Заслушаем представителя первой группы: Состав и оценка географического положения  северного Кавказа.

Предполагаемый ответ 1 группы
В состав Северного Кавказа

1. Краснодарский край (Краснодар). 2.Ставропольский край (Ставрополь).
3. Ростовская область (Ростов-на- Дону). 4. Республика Дагестан (Махачкала).
5. Республика Чечня ((Ичкерия) Грозный). 6. Республика  Ингушетия (Магас).
7. Республика Северная Осетия ((Алания) Владикавказ). 8. Республика Кабардино-Балкария (Нальчик). 9. Республика Карачаево-Черкессия (Черкесск). 10. Республика Адыгея (Майкоп). Иногда сюда включают республику Калмыкию (Элиста).
1.Положение на юге европейской части России (теплый , благоприятный климат.)
2.Положение приморское, на востоке омывается Каспийским морем- это выход к Казахстану, Туркмении, Ирану, Азербайджану,
На западе Черное и Азовское моря. Моря внутренние, но через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море.
3.Северный Кавказ имеет приграничное положение.  Граничит по Кавказским горам (главному водораздельному хребту) с Грузией  и Азербайджаном. В Грузии нестабильная политическая обстановка (особенно в Абхазии).
4.Северный Кавказ имеет общую границу с Центрально-Черноземным районом и Поволжьем.
5.Транспортная сеть достаточно развита на равнинной части Северного Кавказа, а в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережий проложены дороги Туапсе-Сочи-Сухуми(Грузия), на востоке (Махачкала – Дербент — Баку).Через главный хребет проходит Военная Грузинская автодорога в Тбилиси.
Вывод: ЭГП Северного Кавказа выгодное, но необходима стабильная обстановка как  на территории С.Кавказа так и у соседей а особенно на территории Грузии.

Проблема 1. Нестабильность населения 2. После потери портов и флота, на Черном море, один  порт Новороссийск не справляется с увеличивающимся объемом грузов.

4 мин

II.2.2
Отчет 2группы

Показ слайдов презентации с 20 по 26.

Учитель: Отчет  второй группы, которая исследовала природные условия Северного Кавказа.

Предполагаемый ответ 2 группы

1.Рельеф разнообразный, на севере равнинный, на юге- горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Горообразование происходит и сейчас.
2.Климат.благоприятен для жизни людей и для сельского хозяйства. Здесь длинное и очень теплое лето. Осадков выпадает больше на западе района, на востоке за Ставропольской возвышенностью осадков выпадает меньше – 300-400 мм и увлажнение недостаточное. На черноморском побережьеклимат субтропический (Сочи) – это курортный район.
3.Воды.Реки Северного Кавказа- Кубань, Дон, Кура, Кума, Терек. Они используются для орошения, водных ресурсов здесь не хватает. В Предкавказье проложены оросительные каналы.
4.Почвы равнинной части плодородные- черноземы, дают высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей.
5.Природные зоны- степи- на западе, к востоку переходят в сухие степи и в полупустыни. В горах- высотная поясность. До высоты 2000 м склоны покрыты лесами.
Вывод: Природные условия Северного Кавказа благоприятны. Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни людей из всех районов России.
Проблема.1. Водных ресурсов не хватает. 2. Эрозия почв, при интенсивном использовании. 3.Загрязнение почв ядохимикатами

4 мин

II.2.3
Отчет 3группы
Показ слайдов презентации с 27  по 35.

Учитель: Оценить природные ресурсы предоставим третьей группе.

Предполагаемый ответ 3 группы
1.Из минеральных ресурсов Северного Кавказа отметим топливные ресурсы:
А)каменный уголь Донбасса (г. Шахты). Это угли высокого качества, но вся добыча ведется подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются.
Б) В предгорьях имеются запасы природного газа и нефти. Доля их в общем объеме добычи России незначительна. Газ добывают в Ставропольском крае, нефть в районе Грозного, Махачкалы.Можно сказать, что Северный Кавказ обеспечен собственным топливным сырьем.
В)В горах добываются вольфрамомолибденовые руды в районе города Тырныаза (Кабардино — Балкария) – это условие для развития цветной металлургии.
2.Северный Кавказ расположен в зоне степей, где самые плодородные почвы – черноземы.
3.Северный Кавказ имеет самые богатые рекреационные ресурсы. Здесь мягкий климат, красивые ландшафты, пышная растительность. По рекреа-ционным ресурсам район Северного Кавказа можно поделить на три части:
А) Черноморское побережье ( теплое море) – курорты Сочи, Анапа, Геленджик. Б) Приэльбрусье- район альпинизма и  горнолыжного спорта.
В) Кавказскин минеральные воды: г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами. 
4)Агроклиматические ресурсы. Северный Кавказ имеет длинное и теплое лето (2200-240 дней в году со среднесуточной температурой выше +10 градусов С). Здесь могут расти теплолюбивые культуры. Зима мягкая, средние темпера-туры января +5- 10 градусов С. Особые климатические условия на черно-морском побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики. Здесь можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.
В центральной и восточной части Предкавказья недостаточное увлажнение,  поэтому здесь необходимо орошение.
5)Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки — Дон, Кубань, Терек, — используются для орошения. Некоторые реки в частности Кума пересыхают.
Вывод: Северный Кавказ  имеет значительные рекреационные, агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе: рекреационного хозяйства; АПК; Топливной промышленности.



4 мин

II.2.4 Отчет 4группы

Показ слайдовс 36 по 39

Учитель: О населении Северного Кавказа мы узнаем из отчета 4 группы.

Предполагаемый ответ 4 группы 1.Численность населения Северного Кавказа составляет 17 992 тыс. человек (на 1 января 2000 года)
2. Естественный прирост ( Р-С ) Рождаемость северного Кавказа составляет 10,8 человек на 1 тысячу жителей, смертность составляет12, 9 человек на 1 тысячу человек,  в результате естественный прирост населения региона составляет -2,1 человек на 1 тысячу жителей (10, 8 – 12,9 = — 2,1).
3.  Сальдо миграции Северного Кавказа составляет 4,9 человек на 1 тысячу. 
- Северный Кавказ всегда был районом миграционной прибыли населения.
Потому что здесь благоприятные условия для жизни людей: теплый климат, плодородные почвы, теплое море.  Нет миграционной прибыли в Чечне, Кабардино- Балкарии и Карачаево- Черкесссии.
- На Северном Кавказе высокая доля пожилых людей. Потому, что сюда приезжают северяне вышедшие на пенсию.
- В районе высокая доля переселенцев и беженцев. Поэтому в районе существует проблема и является очень острой для населения Северного Кавказа это — безработица.
Северный Кавказ — самый многонациональный район России. Здесь проживают около 40 народов, обладающих самостоятельными языками, особой пестротой отличается  население горных районы. Население относится к трем языковым семьям – индоевропейской, кавказской и алтайской.
Народы Северного Кавказа относятся к следующим языковым семьям;
А.Алтайская семья, тюрская  группа – карачаевцы, балкарцы;
Б.Индоевропейская семья, иранская группа  — осетины;
В.Кавказская семья–чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы и др
 Славяне на Северном Кавказе появились в 9 веке, они основали город Тмутаракань на Таманском полуострове. Русская колонизация Северного Кавказа началась с конца 15 века. Бегство крестьян явилось причиной образования Донского войска. В результате непрерывных Кавказских войн (длившихся 100 лет) и закончившихся в 1864 году территория Северного Кавказа была присоединена к России.
Вывод: С. Кавказ самый многонациональный регион и самый нестабильный

Проблема. Северный Кавказ самый многонацинальный регион и самый нестабильный, именно здесь часты всплески терроризма.

4 мин

II.2.5
Отчет 5 группы

Показ слайдов презентации с 40 по 43.

Учитель: Представители 2,3 и 4 групп дали нам подробную информацию о природных условиях природных ресурсах и населении С. Кавказа. Эксперты пятой группы сделают вывод, об экономическом развитии С. Кавказа.

Предполагаемый ответ 5 группы

I.Промышленность. На северном Кавказе имеются топливо; уголь, нефть, газ, значит можно развивать топливно – энергетический комплекс, а еще руды цветных металлов значит можно развивать цветную металлургию.
2.Наличие теплого климата, плодородных почв, на севере равнинный рельеф являются благоприятным условием для развития сельского хозяйства.
3.Имеются рекреационные условия для развития курортного  хозяйства.
4. Высокая плотность населения – это условие для развития трудоемких отраслей.
5.Район омывается незамерзающими морями (Каспийское и Черное) — это условие для развития морского транспорта.
II.Сельское хозяйство Основным комплексом Северного Кавказа является агропромышленный: 1. РастениеводствоСеверного Кавказа представлено:
основными культурами: озимая пшеница  (Предкавказье), кукуруза (предгорные и горные районы) и  рис (в низовьях рек Кубани и Дона)
техническими культурами: подсолнечник (60% сбора в России) и сахарная свекла (25 % сбора в России), а также виноградарство, садоводство выращивание  чайного куста, цитрусовых(мандарины, гранаты).
2. Животноводство – это основное занятие в горах. Оно представлено разведением овец и коз. На равнинах Ростовской области, Ставропольского края, Дагестана разводят тонкорунных овец и крупнорогатый скот.
Сельское хозяйство обслуживают:А) сельскохозяйственное машиностроение: производство зерновых комбайнов г. Ростов -на –Дону, г. Таганрог. Б) производство минеральных удобрений г. Невинномысск.В)Пищевая промышленность является главной отраслью промышленности С. Кавказа.
III. Рекреационное хозяйство. Лицом северного Кавказа является рекреационное хозяйство, которое представлено в трех районах:А) Черно-морское побережье – г.Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе(теплое море, благоприятный климат, красивые ландшафты с субтропической растительностью).Б) Кавказские минеральные воды (Кавминводы) – территория знаменита своими минеральными водами и лечебными грязями. Здесь расположены города курорты: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск. В) Приэльбрусье — район горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.

Вывод: Отраслями специализации Северного Кавказа являются АПК, топливная промышленность и рекреационное хозяйство
Проблема.   На северном Кавказе не хватает электроэнергии.

4 мин

II.2.5 Отчет 6 группы

Показ слайдов презентации с 43  по 48.

Учитель: Представитель группы № 6 эксперт по проблемам Северного Кавказа ознакомит с проблемами Северного.Кавказа и с направлениями работы по ликвидации проблем.

1 проблема. Водная проблема — заключается в дефиците воды на равнинах, необходимости орошения полей, особенно в вододефицитной восточной части Предкавказья. Оросительные каналы не являются оптимальным способом использования воды в сельском хозяйстве, так как иного воды уходит на испарение. Лучшим способом орошения является капельное орошение, при котором вода подается по трубам разного диаметра.
 2 проблема С эрозией почв необходимо бороться, применяя противоэрозионные мероприятия: посадка ветроломных полезащитных лесных полос, борьба с оврагами.
3 проблема Для уменьшения загрязнения почвы, воды, растений, людей ядохимикатаминеобходимо уменьшить использование минеральных удобрений и исключить применение ядохимикатов, заменив их более безопасными механическими и биологическими способами защиты растений.
4 проблема Проблема спасения Азовского моря решается при экономном расходовании вод Дона и Кубани, созданием очистных сооружений на предприятиях Краснодарсого края и Украины. Создание законов, направленных на охрану вод Азовского моря.
5 проблема Политические проблемы в многонациональном регионе должны решаться через: улучшение жизни всех народов(республик) С. Кавказа, создание равных условий развития экономики всех субъектов С. Кавказа, борьбу и искоренение терроризма.
6 проблема После распада СССР порты Черного моря явились главными на юге России. Порт Новороссийск (в основном нефтеналивной) не справляется с увеличившимся объемом грузов. Необходима реконструкция и расширения портового хозяйства, а также строительство новых портов.

4 мин

III. Обобщение темы урока. На все компьютеры установлен диск «Образовательная коллекция» 9 класс «География России, хозяйство и регионы». Все группы выполняют задания из «Образовательной коллекции». Учитель использует свой компьютер для дальнейшего показа слайдов презентации урока.

III. 1.Ра-бота с учебным диском

Учитель: Все группы откройте на своем компьютере «Содержание», затем откройте «Северный Кавказ»,  откройте рубрику «Практика», решаем тестовые задания группой. Переходим от 1 ко 2 и 3 уровням сложности.

Задание 1 Разместите на контурной карте географические объекты (1 уровень)
Задание 2 Разместите на контурной карте географические объекты (2 уровень )
Задание 3 Разместите на контурной карте географические объекты хозяйственной деятельности человека учитывая климатические особенности, почвы, и высоту над уровнем моря  Северного Кавказа (3 уровень сложности)

Оценку выставленную компьютером выставите в карту контроля.

5мин

III. 2
Тест

Тест.  Откройте рубрику «тест». Ответьте на вопросы теста.Приложение 12
Оценку выставленную компьютером выставите в карту контроля

2
мин

III. 3 Вставь нужное

 Закрепление урока. Учитель показывая на слайдах вопросы по закреплению материала урока, предлагает детям ответить на них, вставить пропущенные данные у себя в заданиях Приложение 13

3
мин

III.4 Вывод по урокуПоказ слайдов 49 -52

Учитель: И так достигли ли мы поставленной цели, добились ли того результата,  который наметили.

Предполагаемый ответ Я, считаю что да, мы определили особенности природных условий и природных ресурсов района, определили отраслевую и территориальную структуры хозяйства,  .
Изучили национальный состав  района.
Рассмотрели проблемы Северного Кавказа и пути их решения.

1 мин

III.5 Рефликсия

Заполните карту контроля. Приложение 14

1мин




Следующий: