Открытый урок Цветоводство — отрасль растениеводства

Целеполагание.

Общедидактическая цель:

Расширить представление учащихся о
цветоводстве и познакомить с использованием
различных форм цветочных насаждений

Триединая дидактическая цель.

Образовательный аспект:

Познакомить с
цветочно-декоративными растениями и формами
цветочных насаждений.

Развивающий аспект:

Развивать интерес к
творческой деятельности, познанию профессий,
занимающихся в цветоводстве.

Воспитательный аспект:

Воспитание
эстетического вкуса, любви к родной природе;
аккуратности, внимания.

Структура урока.

  • Организационная часть. Беседа по вопросам.
  • Сообщение темы урока и познавательных сведений.
  • Просмотр слайдов “Цветочно-декоративные
    растения”. Приложение №1
  • Кроссворд “Цветы УОУ”.
  • Практическая работа “Изготовление панно,
    открытки и аппликации”
  • Продолжение практической работы.
  • Физкультминутка.
  • Копилка сообщений.
  • Инструктаж по домашнему заданию.
  • Итог урока. Выставление оценок.
  • Оборудование

    Учебник, рабочая тетрадь, шаблоны для
    изготовления панно, картон, самоклеящая бумага,
    клей, цветная бумага, ножницы, компьютеры,
    выставка книг “Цветы – красота природы”, стенды
    “Цветы нашего села”, “Цветы УОУ”

    Литература:

  • Д.И. Трайтак. Сельскохозяйственный труд 5-7 кл. –
    М., 1194.
  • Энциклопедия садовода. – М., 2002.
  • Приусадебный цветник. – М., 1992.
  • Загадки и стихи о растениях и сезонах.-
    Архангельск, 1994.

  • Ход урока

    1. Организационная часть.

    Беседа по вопросам:

    - Скажите, пожалуйста, какие цветы вы знаете?

    - Какие цветы вы выращиваете дома?

    - А какие песни вы знаете о цветах?

    - Кто может мне прочитать стихотворение о
    цветах?

    2. Сообщение темы урока и познавательных
    сведений.

    Тема нашего урока “Цветоводство – отрасль
    растениеводства”. Запишите, пожалуйста, тему
    урока в тетрадь.

    Цветоводство, или декоративное садоводство,
    занимается выращиванием декоративно-цветущих
    растений для получения цветов на срезку,
    оформления участков сада, высадки в парках,
    скверах, на улицах, а также для внутреннего
    озеленения жилых и общественных помещений.

    Цветы украшают наш быт, создают радостное
    настроение, формируют эстетические вкусы.

    Многие цветочные растения, помимо красочного
    оформления, могут использоваться как пищевые
    культуры:

    ФИЗАЛИС – плоды используют в консервной
    промышленности, а также для приготовления
    варенья, маринадов, солений, кондитерских
    изделий. Из зрелых плодов можно получить
    лимонную кислоту.

    РЕВЕНЬ – используется для приготовления сока,
    напитка, компота, варенья.

    НАСТУРЦИЯ – применяют чай из свежих листьев.
    Листья настурции также используют в свежем виде
    как источник витаминов в салатах. Молодые мягкие
    плодики маринуют на зиму.

    И как лекарственные растения:

    КАЛЕНДУЛА – в медицине применяется как
    ранозаживляющее, противовоспалительное,
    антисептическое средство наружно и внутрь.
    Применяется при лечении ангины, органов
    пищеварения, благоприятно действует при болезни
    желудка и печени.

    ТЫСЯЧЕЛИСТНИК – используется при лечении
    заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени,
    почек, язве желудка, геморрое. Размятую траву
    прикладывают к ранам, порезам и ушибам.

    РОМАШКА- настой из соцветий ромашки
    используется при заболеваниях желудка,
    кишечника, печени, для полоскания горла при
    ангинах, аллергии.

    Большое значение в цветоводстве имеет подбор
    цветочных растений, особенно по климатическим
    зонам. Декоративные растения по-разному
    реагируют на продолжительность светового дня. По
    отношению к длине дня цветочные растения делят
    на три группы.

    1. Короткодневные (растения короткого
    дня), как правило, происхождением из тропиков и
    субтропиков. Цикл развития этих растений
    проходит примерно при одинаковой
    продолжительности дня и ночи. В летний период
    умеренных широт продолжительность дня достигает
    16…17 часов. К ним относятся георгина, канна,
    космея, настурция, хризантема, сальвия и др.

    2. Длиннодневные. Растения длинного дня
    обычно выходцы умеренного пояса и более северных
    широт, которые при продолжительном световом дне
    лучше растут и обильно цветут. К длиннодневным
    растениям относятся: астра, бальзамин, гладиолус,
    дельфиниум, ирис, календула, левкой, цинерария и
    многие др.

    3. Нейтральные растения. К ним
    относятся: лилия, нарцисс, тюльпан, циния и др.
    Нейтральными они называются потому, что могут
    цвести и нормально расти при любой
    продолжительности дня.

    В зависимости от назначения и
    биологических особенностей выращиваемых
    растений различают цветоводство открытого и
    защищенного грунта. В открытом грунте
    возделывают цветочные культуры, приспособленные
    к местным условиям. Например, ирисы, нарциссы,
    тюльпаны, флоксы, пионы и др. можно выращивать в
    садах, приусадебных участках, парках, скверах в
    открытом грунте. А такие растения, как глоксиния,
    фиалка, цинерария и многие другие комнатные
    растения могут хорошо расти в защищенном грунте
    (теплицах, оранжереях).

    В крупных тепличных хозяйствах и
    цветочно-декоративных питомниках труд людей
    механизирован. Здесь трудятся
    световоды-декораторы, мастера-цветоводы,
    озеленители, которые знают жизнь декоративных
    растений, приемы их выращивания и обладают
    художественным вкусом.

    Разведение цветочно-декоративных
    растений — неутомимый труд, требующий больших
    знаний, а уход за цветами доставляет каждому
    большое удовольствие.

    Под цветником следует понимать
    площадь, предназначенную для оформления
    различных объектов, на которой расположены
    газоны, дорожки, однолетние и многолетние
    цветущие и декоративно-лиственные растения
    различной высоты.

    При создании цветника следует
    использовать различные формы цветочных
    насаждений. Среди них можно выделить клумбы,
    рабатки, бордюры, группы, массивы, миксбордеры и
    одиночные посадки.

    Клумбы.

    Их делают круглыми, овальные,
    квадратными, эллипсовидными, в виде звёзд,
    ассиметричной формы. Клумбы располагают обычно
    на солнечных местах, у входа в дом, перед
    террасами, перед окнами дома.

    Рабатки

    — это цветочные грядки,
    размещенные вдоль дорожек, площадок. Их
    поверхность всегда ровная. Бывают односторонние
    и двусторонние рабатки. Ширина рабатки 1метр …1
    метр 25 см, а длина до 10 метров. От ширины рабатки
    зависит количество высаживаемых рядов растений.
    Хороши для этой части цветника как многолетники
    — флоксы, тюльпаны, нарциссы, так и однолетники -
    календула, тагетес и др.

    Бордюры

    — часть цветника,
    окаймляющая посадки цветочных культур по
    контуру клумбы, вдоль линии дорожек, рабаток,
    газонов, аллей. Используют аллисум, низкие
    тагетесы. Бордюры придают оформлению цветника
    законченный вид.

    Миксбордер

    (смешанный бордюр) — смешанные
    посадки декоративных растений, расположенных в
    виде естественных групп около стен, заборов, по
    краю более высоких посадок.

    В каждой школе должно быть внутреннее
    озеленение и около школы. В нашей школе мы
    выращиваем цветы как комнатные, так и в открытом
    грунте. А сейчас послушаем сообщение “Цветы на
    УОУ”.



    Сообщение

    “Цветы на учебно-опытном участке”

    Обязательным элементом любой школы является
    внешнее и внутреннее озеленение, среди которого
    значительное внимание уделяется цветникам. У нас
    на школьном учебно-опытном участке использованы
    различные формы цветочных насаждений:
    ступенчатая клумба, прямоугольные клумбы,
    бордюры, грядки, рабатки.

    На ступенчатой клумбе выращиваем цветы:
    бархатцы, астры, львиный зев, маргаритки,
    настурция, космея, циннория.

    На клумбе около школы: люпины, лилия; на
    прямоугольных клумбах: лилия, низкорослые
    бархатцы.

    На грядках выращиваем такие цветы: тюльпаны,
    гвоздику, георгины, космею, гладиолусы, васильки,
    сухоцветы.

    На рабатках, которые украшают подход к
    школьному зданию, растут бархатцы, петуния,
    циннория. Для бордюров использованы лилии,
    гладиолусы.

    Наша школа принимает участие в конкурсах на
    селе “Лучшее подворье”, “Выставка цветов”. В
    этом году были выделены деньги по проекту на
    благоустройство и увеличение ассортимента
    цветочно-декоративных культур на учебно-опытном
    участке.

    Цветники возле школы создает
    радостное настроение не только у учащихся и
    учителей, но и родителей, дети которых создают
    красоту.

    Каждую школу надо превратить в
    цветущий сад. Для этого надо составить план
    озеленения школьного двора, собрать семена
    цветочных растений, разбить цветники и
    приступить к выращиванию растений.

    Наконец, все должны понять, что цветы — это
    красота природы, которая согревает и радует
    сердце человека. Цветы дома, на работе, во дворе, в
    скверах, парках и на улицах не только приятно
    ласкают наш взор, но и облагораживают человека,
    пробуждают в нем чувство прекрасного.

    3. Просмотр слайдов “Цветочно-декоративные
    растения”. Приложение №1

    4. Кроссворд на “5”.

    1. Род травянистых, преимущественно многолетних
    растений семейства сложноцветных. Свыше 250 видов,
    в Северной и Южной Америке, Африке, Евразии.

    2. Род трав и полукустарников семейства
    сложноцветных. Используют как дезинфицирующее и
    успокаивающее средство, а также как пищевой
    краситель и декоративное растение. Второе
    название – ноготки.

    3. Цветок- бог плодородия.

    4. Второе название — дикая рябинка,
    лекарственное растение (желчегонное,
    желудочное), цветки и листья используются как
    пряность; ядовита для крупного рогатого скота.

    5. В жёлтеньком домишке
    Чёрные детишки.
    Среди них есть серые,
    Но они незрелые.

    6. Сорное растение.

    7. Из этого растения изготавливают кофейный
    напиток.

    8. На зелёной хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки
    Ветерочек прошуршал
    И развеял этот шар.

    9. Лекарственное растение, используемое при
    заболевании лёгких и при гриппе.

    10. Цветок- символ доброты и сердечности.

    11. Род многолетних травянистых растений
    семейства сложноцветных. Свыше 8000
    (преимущественно гибридных) сортов используют в
    цветоводстве.

    12. Растение содержит эфирные масла. Кормовые
    для овец, коз, лошадей и верблюдов, применяется в
    народной медицине.

    13. Настой и экстракт этого растения—
    кровоостанавливающие средства. Некоторые виды
    культивируются как декоративные.

    5. Практическая работа “Изготовление панно,
    открытки и аппликации”

    Оборудование: шерстяные нитки, карандаши,
    самоклеящая бумага, картон, клей, ножницы,
    шаблоны.

    Ход работы

  • Берём карандаш в одну руку, в другую конец
    шерстяной нитки, измеряем нитку по длине
    карандаша, отрезаем; затем нитки накручиваем на
    карандаш и завязываем с обеих концов нитки,
    образуя цветок, цветок кладём в книгу. Делаем
    нечётное количество 7-5-9-11 штук.
  • Берём картон, подкладываем самоклеящую бумагу и
    заклеиваем со всех сторон.
  • Шаблон воды обводим на самоклеящую бумагу,
    вырезаем и приклеиваем на приготовленный формат.
  • Затем цветы раскладываем и приклеиваем.
  • Обводим листья и приклеиваем.
  • Сзади делаем петельку или подставку.
  • Получается красивое панно, которое можно
    подарить на День пожилых людей, день рождения.
  • 6. Физкультминутка.

    1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на
      потолок и обратно (голова неподвижна). Повторить
      8-12 раз.
    2. Руки на парте. Сжать пальцы в кулачок и
      выпрямить. Повторить 8-10 раз.
    3. Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно.
      Приподнять пятки, опустить. Одновременно и
      поочерёдно развести стопы в стороны. Повторить 6-8
      раз.

    7. Продолжение практической работы.

    8. Копилка сообщений.

    Бессмертники

    А вот удивительное растение бессмертник. Его
    цветы необыкновенно долго держатся в букетах. Из
    бессмертника составляют зимние букеты. Родина
    садовых бессмертников— далёкая Австралия. В
    наших лесах тоже растут бессмертники, которые
    иногда называют кошачьими лапками. Наш лесной
    бессмертник — лекарство.

    У индейцев есть такая легенда о бессмертнике.
    Однажды двое молодых супругов возвращались
    домой. На своем пути они повстречали диких
    зверей. Звери набросились на молодую женщину и
    растерзали ее, муж похоронил жену на берегу реки.
    Весной здесь вырос красивый цветок с листьями,
    словно покрытыми воском. Охотник увидел
    печальное растение и произнес: “Живи вечно”. С
    тех пор и называется этот цветок бессмертником.

    Мачеха и падчерицы

    Цветы анютины глазки. Вот как рассказывается о
    них в старой[ немецкой сказке. Цветок анютины
    глазки—это целое семейство. У него пять
    лепестков. Самый большой и красивый лепесток —
    нижний. Это расфранченная мачеха. А выше два
    лепестка немного меньше. Они тоже раскрашены, но
    не так ярко. Это мачехины дочки. На самом верху
    цветка лепестки однотонные. Это две скромные
    падчерицы.

    Но давным-давно все было не так. Maчеха сидела на
    самом верху цветка, рядом с падчерицами. Уж и
    доставалось тогда бедным девочкам от такого
    соседства. Злая мачеха ни днем, ни ночью не давала
    покоя падчерицам, постоянно бранила их. Все
    цветы очень жалели бедняжек и обратились к
    волшебнику. И

    произошло чудо. Солнце стояло уже высоко, когда
    сердитая мачеха соизволила проснуться. Но только
    она хотела обругать сироток, как замерла от
    удивления. Под нею вместо скромных девочек
    виднелась земля. Глянула вверх — над нею дочки. А
    сиротки оказались на самом верху цветка. Здесь их
    ласково обвевал ветерок, и грело солнышко. Но это
    еще не все. У лепестка злой мачехи сзади появился
    отросток, очень похожий на шпору. Это очень
    раздражало мачеху. Теперь всю свою злобу она
    обратила на противную шпору. А у надменных
    дочек вдруг выросли усы, как у настоящих
    кавалеров. Это чтоб не важничали.

    9. Инструктаж по домашнему заданию.Стр. 83 – 87
    прочитать.

    10. Итог урока. Выставление оценок.

    Приложение 2




    Следующий: