Открытый урок Биологическое значение солей. 8-й класс

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: комбинированный урок

Методы работы: диалогический,
интерактивные методы – энергизатор, ролевая
игра, опережающее обучение, здоровьесберегающие
технологии, метод коррегирования.

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с важнейшими
    представителями неорганических солей;
  2. Проверить знания и умения школьников по
    основным классам и номенклатуре химических
    солей;
  3. Актуализировать и закрепить знания, умения,
    навыки работы с периодической системой
    Менделеева; определять тип химической связи;
    степени окисления элементов.
  4. Формирование умений устанавливать
    причинно-следственные связи;
  5. Воспитание коммуникативной личности;
  6. Воспитание у учащихся культуры здоровья;
    показать важность сбалансированного питания
    через знания того, в какой растительной и
    животной пище содержатся необходимые
    микроэлементы; изменение отношения к себе и к
    своему здоровью.

Оборудование: компьютер с
мультимедийным проектором, экран, образцы
продуктов питания с повышенным содержанием
солей калия, кальция, магния, йода, фосфора и
поваренной соли.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Вступительное слово учителя:

В одной из программ передачи “Город”
говорилось о том, что только 10% школьников
выпускаются здоровыми.

На первом месте стоят проблемы, связанные с
учебной перегрузкой.

На втором месте – заболевания, связанные с
неправильным питанием.

Сегодня урок будет необычным: мы совершим
путешествие в королевство Его Величества
Питания. Мы рассмотрим проблему, связанную с
питанием, и девизом урока предлагаю взять
следующие слова:

“Пища должна быть лекарством, а лекарство
должно быть пищей”

А поскольку вы начали изучать соли, то мы узнаем
много интересного и полезного о биологическом
значении солей. Это и есть тема урока. Запишем.

II. Актуализация знаний

В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые
можно только с помощью знаний, полученных на
уроках химии.

Итак, в путь-дорогу, друзья!

На экране диапроектора проецируется игра
“Химический лабиринт”

(приложение
№1). Учитель объясняет условия игры.

Путь в королевство Его Величества Питания
лежит через заколдованный химический лабиринт.
Чтобы добраться до финиша, начните прохождение
лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение,
вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте
путь по стрелке с обозначением “да”, если
ошибочно, то по стрелке “нет”.

Ну что же, ребята. Сейчас нам нужно надеяться
только на свои знания и взаимную помощь.
Попробуем найти правильный путь движения к
финишу.

Ученикам на столы заранее раскладывают
карточки с игрой “Химический лабиринт”,
запаянные в полиэтиленовую плёнку. Задание
выполняется группами. Ученики записывают на
плёнке свои фамилии и ручкой отмечают выбранный
вариант движения к финишу. По сигналу учителя
игра прекращается. Работы сдаются учителю на
проверку, а один из учеников по желанию выходит к
доске и на экране отмечает путь своего движения к
финишу. Учитель и ученики обсуждают выполненное
задание. Затем учитель предлагает поднять
группам светофоры:

  • с красным сектором- тем, кто справился с
    заданием;
  • с синим сектором- тем, кто выбрал правильное
    направление движения по лабиринту, но не успел
    достичь финиша;
  • с жёлтым сектором- тем, кто допустил ошибки при
    выполнении задания.

Молодцы, ребята! Справились с заданием, но не
все. Кое-кто сбился с правильного пути. Нужно
помочь выбраться из лабиринта. И я знаю как.

Учитель предлагает ученикам полюбоваться
волшебным цветком (приложение
№2).

Этот цветок поможет нам продолжить путешествие
в полном составе. На его лепестках изображены
формулы неорганических веществ. Выпишите из них
все формулы солей и назовите их.

Ученикам, не справившимся с первым заданием,
предлагается выйти к доске, записывать формулы
солей и их названия. За правильный ответ у доски
они получают красную сигнальную карточку.
Остальные ребята выполняют задание в рабочей
тетради.

Ну что же, ребята! Все трудности позади. Путь в
королевство Его Величества Питания перед нами
открыт. Но вопросы и задания ещё встретятся на
вашей дороге. Хочу напомнить, что правильные
ответы на них будут поощряться красными
сигнальными карточками.

Ответьте мне на вопросы: — Как мы называем
бинарные соединения?

Какие кислоты образуют соли – бинарные
соединения?

Как мы называем соли с элементом в высшей
степени окисления?

Как мы называем соли с элементом в
промежуточной степени окисления?



Как мы называем соли с элементом в низшей
степени окисления?

Перед тем как мы приступим к изучению
биологического значения солей, проведём
энергизатор, чтобы отдохнуть, а заодно закрепить
номенклатуру солей.

На слайде вы видите формулы неорганических
веществ:

Cа CI2 , АI2( SO4)3 , Са СО3
, Н NO3 .

Я буду указывать на одну из них, и если:

а) это формула галогенида металла — ребята
первого ряда поднимают руки, при этом громко
вслух произносят название соли,

б) это формула сульфата металла – ребята
второго ряда поднимают руки, при этом громко
вслух произносят название соли,

в) это формула нерастворимой соли – ребята
третьего ряда поднимают руки, при этом громко
вслух произносят название соли,

г) указанная формула не является солью, то никто
не поднимает руки.

Ученица рассказывает своё стихотворение

III. Изучение нового материала.

А теперь, ребята, давайте послушаем сообщение
об истории соли. (Выступление ученика. “Жизнь и
соль”) (приложение №3)

Да ребята, к соли мы относимся с большим
уважением и поэтому, мы с вами сможем объяснить
русский гостеприимный обычай “хлеб-соль”.

Соль! Выступление ученика о поваренной соли.

Ребята, вы со своей группой, дома должны были
подготовить информацию, который позволит
показать значение солей, их действие на организм.
У вас на столах лежат информационные карты, в
которых говорится о содержании солей в
организме, о их роли и продукты в которых они
содержатся.

Я предлагаю вам сделать сообщение и предложить
свою рекламу, в которой вы должны убедить нас, что
нам необходимо употреблять тот или иной продукт.

Мы с вами, ребята познакомились с
солеродами-галогенами. Но они – ядовитые,
летучие, удушливые, вредные для организма
человека (хлор – первый газ, который применялся
во время газовой атаки в первую мировую войну, а
содержание 0,001% паров брома в воздухе вызывает
кашель и отравление). А вот их соли необходимы в
определённом количестве нашему организму. Речь
идёт не о простых веществах, а о солях — фторидах,
хлоридах и т.д.

Группа рекламирует продукты с повышенным
содержанием йода.

Почему недостаточно употреблять в пищу
продукты, содержащие йод, а их специально
иодируют, например, соль?

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что
суточная доза 1 мг, и это не так уж мало, а все ли
каждый день кушают морскую рыбу или капусту?

Поэтому приходится йодировать продукты,
которые мы употребляем ежедневно: соль, яйца,
хлеб, молоко и т.д.

В нашей республике воду очищают путём
хлорирования, а так как хлор более активный
неметалл, то он может вытеснять йод из растворов
солей йода. Подробно эти реакции рассмотрим,
когда будем изучать ОВР в 9-м классе. А сейчас,
посмотрите опыт, который наглядно показывает,
что происходит в нашем организме, когда мы пьём
хлорированную воду. Демонстрация взаимодействия
раствора йодида калия с хлорной водой.
Доказываем, что выделенное вещество является
йодом с помощью крахмального клейстера.

Кроме тех солей, о которых мы говорили сегодня,
есть ещё много других, полезных солей. Это
фториды, и соли повышенное содержание которых
отрицательно влияет на организм человека –
нитраты.

О содержании элемента фтор в воде нашего
города, в зубных пастах, в продуктах питания, о
содержании нитратов в продукции растениеводства
на учебно-опытном участке вы можете узнать на
заседании научного общества, который состоится
сегодня, после этого урока, куда я вас всех и
приглашаю.

Ребята, наше путешествие подходит к концу, но
чтобы покинуть королевство, мы должны сделать
выводы.

Так что же означает девиз нашего сегодняшнего
урока?

Нужно правильно питаться, чтобы быть здоровым,
и предупредить многие заболевания, связанные с
недостатком того или иного элемента в организме.
Я думаю, что путешествуя по королевству Его
Величества Питания, вы приобрели знания, которые
пригодятся вам в жизни, почувствовали меру своей
ответственности за своё здоровье. Вы – будущие
хозяева нашей Земли, и от вас будет зависеть
будущее планеты, здоровье ваших детей и всего
общества.

IV. Домашнее задание.

Найдите в каких- либо печатных изданиях
(газетах, журналах, книгах) сообщения о
заболеваниях, возникающих в последние годы из-за
неправильного питания, информацию о содержании
данного элемента в продукте.

Составьте рацион питания, чтобы выполнялась
суточная норма потребления солей. Сделайте вывод
- правильно ли вы питаетесь?

Приложение 4

V. Итоги урока.

На базаре много яств,
А в аптеке тьма лекарств,
Чтобы знать, как есть и пить,
Надо химию учить!




Следующий: