Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе Л. Н. Толстого Война и мир


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)



Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

раскрыть композиционную роль
философских глав; проследить изображение
Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов
писателя на историю, раскрыть их силу и слабость;
развитие творческих способностей учащихся;
воспитание чувства патриотизма.

Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С. Пушкин

Ход урока



I. Слово учителя.

Изображение войны 1812 г. в романе «Война и мир».

II. Сообщение учащихся о героях
Отечественной войны 1812 года.

Всмотритесь в эти лица.

Что объединяет их?

III. Беседа.

  1. Почему писатель значительную часть событий
    Бородинского боя показывает глазами Пьера
    Безухова, штатского человека?
  2. Как вы понимаете слова солдата: «Всем народам
    навалиться хотят»?
  3. Какие чувства испытывает Пьер, оказавшись на
    поле боя?
  4. Как раскрываются характеры исторических лиц и
    главных героев в Бородинском сражении?
  5. Почему князь Андрей накануне сражения подводит
    итоги своей жизни?
  6. Какие чувства испытывает П. Безухов, находясь на
    батарее Раевского?
  7. Как отнеслись солдаты к его появлению?
  8. Кого из солдат вы запомнили ? Как Толстой
    раскрывает истинный патриотизм артиллеристов
    батареи Раевского?

Рассмотрите картину Рубо «Бородинская битва».

  1. Ваше мнение об этом полотне?
  2. Каким увидел художник это сражение?
  3. Какой смысл вкладывает Л.Н. Толстой в слова о
    нравственной победе русского войска (гл. 39, ч. 3, т.
    3)?

Рассмотрим картины Верещагина, посвященные
Бородинской битве.

  1. Совпадают ли описание у писателя и художника?
  2. Каким вы видите Кутузова во время сражения?
  3. Почему писатель отрицательно относится к
    Наполеону и с любовью к Кутузову?
  4. Как относятся к Наполеону князь Андрей и П.
    Безухов в начале романа?
  5. Почему происходит крушение этого восприятия
    Наполеона как героя?
  6. Легко ли дается Кутузову решение о сдаче Москвы?
  7. Каким вы увидели полководца во время совета в
    Филях?

Рассмотрим картину Верещагина «Наполеон на
Поклонной горе».

  1. Как вы считаете, о чем он думает?

А вот Наполеон на картине Верещагина «В
покоренной Москве».

  1. О чем он думает теперь?

А вот перед вами картины Верещагина «Маршал
Даву в Чудовом монастыре» и «В Успенском
соборе».

  1. Какие чувства вы испытываете к французам, глядя
    на пожар Москвы?
  2. А что испытывает художник Верещагин? (картина
    Верещагина «Пожар Замоскворечья»)
  3. Каким вы увидели в романе «самого полезного
    человека» в отряде Денисова?
  4. Похож герой картины Верещагина «Не замай! Дай
    подойти!» на Тихона Щербатого?

Прототипом Денисова в романе «Война и мир»
является Денис Давыдов.

IV. Сообщение ученика о Д. Давыдове.

V. Беседа.

Всмотритесь в портрет Д. Давыдова.

  1. Ваше мнение об историческом герое и герое
    романа.
  2. Какова роль партизанских отрядов в общей победе
    русских?
  3. Почему партизанская война названа писателем
    «дубиной народной войны»?
  4. Почему войну России с Францией в 1812 году
    называют Отечественной войной?
  5. Какой памятник победителям был построен в
    Москве ? ( Храм Христа спасителя)

VI. Заключительное слово.

Философия войны.

VII. Задание на дом.



Образы Кутузова и Наполеона.

VIII. Итоги.




Следующий: