От смыслопонимания к смыслотворчеству

“Литературе так же нужны талантливые читатели,
как и талантливые писатели”, – писал С.Я. Маршак.

Каждый русский не менее богат, потому что уже с
рождения получает во владение “наш дар
бесценный – речь”, этот “клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками”. Но в
какие руки попадет это сокровище? Ведь и алмаз
становится драгоценностью только в умных
трудолюбивых руках ювелира, а в руках троглодита
он понадобится, может, для раскалывания ореха…

В чем задача словесника?

Научить владеть русской речью, понимать и
видеть безграничные возможности слова в
выражении тончайших оттенков смысла. В
современной культуре творческое мышление –
общепризнанная ценность, и чем раньше мы начнем
формировать его, тем быстрее откроется перед
учениками богатство родного языка, тем скорее
появится потребность самостоятельно выразить
себя и свое отношение к жизни.

Путь к творчеству начинаем уже в пятом классе
при изучении темы “Фонетика”.

Варкалось. Хливкие пюрьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Этот отрывок из книги Кэрролл “Алиса в стране
чудес” заставляет задуматься о том, что значение
имеют не только слова, но и звуки, что звук может
обозначать светлое, благовестие ( Е), мрачное,
тайное, таинственное ( Ч ), сдержанную, скомканную
боль (М).

Теорию Бальмонта о символичности звуков
пятиклассники проверяют, пытаясь создать
собственные слова или имена несуществующим
персонажам их рисунков.

Позже при изучении состава слова знаменитая
“Глокая куздра” приводит к выводу о значимости
морфемы, ребята создают в подражание знаменитому
лингвисту свои примеры:»Жжикая свизка цирно
змыхнула шухристенка».

Каждый человек, как известно, – центр своего
семантического пространства. Особый инструмент,
с помощью которого человек способен донести до
других свое мировидение, – это метафора. Человек
не только выражает свои мысли при помощи

метафор, но и мыслит метафорами, познает при
помощи метафор тот мир, в котором он живет.

Понятие о метафоре позволяет дать тема “Прямое
и переносное значение слова”. Уже тогда в
памятки пятиклассникам попадают первые записи:

При изучении прилагательного учащиеся
исследуют, достоверно ли утверждение: “Язык –
кладбище потухших метафор”. Для этого они
изучают толкования слов, означающих цвета:

  • Голубой – светло-синий, сизый, голубиный цвет.
  • Жёлтый – цвета яичного желтка, золота, ср. желчь.
  • Оранжевый – между красным и желтым, цвета
    апельсиновой
    кожуры: англ., фр. – orange – апельсин.

Работу над метафорой целесообразно продолжить
на уроке литературы при изучении “Вечеров…”
Гоголя. Составляя план к тексту с использованием
метафоры, пятиклассники закрепляют навык
узнавания её в художественном произведении. Вот
как выглядят пункты плана к рассказу:

– Залезть в прадедовскую душу.

– Наряжает его гетман гонцом с грамотой.

– Все еще дремало.

– Душа моя продана нечистому.

– Взбеленился

Обратиться к метафоре необходимо и при
сочинении загадок, ребусов, шарад. В загадках
предмет называют другим именем, а его признаки
показывают с неожиданной стороны. Неожиданны и
лингвистические миниатюры, обыгрывающие
переносное значение слова, и основанный на
многозначности слова “бестолковый словарь”:
бестолковый – умный бес, достойный – ребенок, не
умеющий стоять.

Развитию творческих способностей помогает
работа над этимологией слова . Исследовать
происхождение слова и его связи – значит видеть
единство текста и всех его составляющих .
Результатом работы над этимологией становятся
статьи “Знаешь ли ты?”, где ребята делятся
своими открытиями и объясняют написания трудных
слов.

Постепенно работа над выявлением смысла слова,
фразы, произведения перерастает в активную
творческую деятельность. Дети начинают строить
собственное пространство творчества. Это
состояние меняет их отношение к миру, к себе, к
окружающим. Ребенок начинает осознавать себя в
роли автора, у него появляется желание выразить
собственные мысли и эмоции в образной ткани
собственного произведения.

Работая в сотрудничестве, сотворчестве с
учителем, учащиеся нередко становятся
соавторами новых приемов и дидактических
материалов, создавая словесные и графические
метафоры, образы-стихи и образы-портреты.

Получив представление об основах
стихосложения, ребята сочиняют строки,
помогающие запомнить глаголы, не
употребляющиеся без НЕ:

Ненавидеть, невзлюбить, негодовать,
Неистовствовать и недомогать,
И нездоровится, неможется, нейдет
Писаться с не раздельно не дает!

Часто на уроках предлагается ввести в
стихотворные правила недостающие слова:

Я обозначу…………….., размер,
Температуру, вкус.
В сравненье лучший я пример,
Я ……………………быть стремлюсь.

Хотя и краток иногда,
Ты узнаешь меня всегда.
Очень замечательное
……………………….прилагательное!

Так уже в пятом классе ребята получают
необходимые знания и умения, позволяющие

анализировать художественный текст на
фонетическом, словообразовательном,
лексическом, морфологическом уровне.
Анализировать текст помогают лабораторные
работы, где предлагается

найти строки поэмы Лермонтова “Мцыри”,
которые вдохновили Белинского на следующие
строки:

“Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли
отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и
кроткая грусть…Можно сказать без преувеличения,
что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск
у молнии, грохот у громов, гул у ветров”. В
тетрадях учащихся появляются следующие записи:

Блеск: “Растений радужный наряд хранил следы
небесных слез”

Вопль отчаяния:

Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?”

Постепенно ученики начинают понимать
самоценность творчества, и собственного
творчества в частности.

Сначала составляя центоны, создавая
стилизации, они подражают стилю какого-либо
поэта, обыгрывая знакомые сюжеты:

Немного лет тому назад,
Там, где леса, поля шумят,
Была деревня небольшая,
А в ней – старушка удалая.
У той козел рогатый был
Гулять по лесу он любил
Любил природу. Он как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Но плохо жил он, как в плену,
И звездной ночью потому
Сбежал. Бежал быстрей, как только мог
Искать ту жизнь, что полная тревог.
Когда достиг поляны тихой и немой,
Уже тянулся длинной полосой
Вдали над лесом бледный свет.
Козел прислушался: погони нет.
Но вдруг из чащи выскочил и лег,
Оскалясь , навзничь на песок
Зубастый волк. Сверкнув глазами,
К козлу стал приближаться он прыжками
Козел попятился. И стон
В тиши издал. Подумал он:
“Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит”.
И с этой мыслью он упал…
Голодный волк всё побеждал…
Шумели птицы, лес шумел,
Всё двигалось, и ветер пел.
И лишь копыта да рога
В земле остались от козла.

Позже творческая работа по аналогии помогает
осознать текстообразующую роль частей речи.
Учащимся предлагается прочесть стихотворение Р.
Саути “Лодорский водопад”.

– Какую картину рисует автор? Охарактеризуйте
роль деепричастий в тексте. Опишите по аналогии
море. Как падают воды в Лодоре?

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша
Резвясь и спеша
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, Взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,–
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром
Лодоре!

Постепенно от подражания ребята переходят к
сочинению собственных стихов и рассказов. Не все
из них достигают успеха, но, анализируя причины
неудачи, они глубже погружаются в тему, идею
произведения, осознают необходимость обогатить
себя новыми знаниями об эпохе, авторе, способах
выражения мыслей и чувств и автора и его героев.

Пробовать себя на поэтическом поприще многие
начинают после изучения сонетов.

Изучив особенности его строения, научившись
различать английский и итальянский сонет, они
начинают писать собственные.

Но для начала им предлагаются строки,
сочиненные учителем:

Почаще поднимайте к облакам
Свои усталые, понуренные лица
Взмывайте вверх к бездонным небесам,
Чтоб в чистоте и сини раствориться.

Когда вы там, на облаках,
И лица ваши веселеют,
Улыбка дремлет на губах
И все вокруг светлеет.

И вы узнаете, что мир,
С земли казавшийся простым
С небес покажется нам чудом
Как человек, прибывший ниоткуда.

Так по-разному видится маленьким поэтам
развитие заданной темы.

Прикоснувшись к тайнам творчества, они
начинают ценить созданные до них шедевры русской
и мировой литературы, узнавать приемы создания
произведения, видеть совершенство, в котором
“все есть и ничего лишнего”.

Такая работа помогает внушить ребятам, что
“две основные силы-энергии движут жизнью:
память, богатство наследия, активное воздействие
прошлого в его высших, проверенных временем
идеях и ценностях, и творчество, поиски новых
путей, создание ранее невиданного”.

Естественно, что все это возможно в совместной
творческой деятельности, когда педагог
открывает свой внутренний мир подросткам, готов
вовремя прийти на помощь, реализовать им себя как
творческую личность, способную оценить шедевры
литературы и эмоционально откликнуться:

Где тот свет, на который иду?
Где тот голос, что слышу в себе?
Где та правда, какую ищу?
Где любовь, что я вижу во сне?

Где тот мир, полный добрых начал?
Где те люди, которые дети?
Где тот Бог, что когда-то создал
Не из тьмы человека – из света?

Где лучистая радость сквозь слезы?
Где тот страх, что с подвигом вместе?
Где стихи без рифмы, а прозой?
Где душа без порока, но с честью?

Это стихотворение написано десятиклассницей
после прочтения романа “Война и мир” и является
поэтическим откликом на него. Хотелось бы, чтобы
так воспринимали литературные произведения и
откликались на них если не все, то многие ученики,
познавшие красоту слова и радость творчества.

/В статье использованы отрывки из творческих
работ Алексеевой Т., Травовой Е., Кащеевой А.,
Поваляевой М. Литвиновой Ю. Фетисовой Е./

Следующий: