От логопедического воздействия к логопедическому взаимодействию: коммуникативная культура учителя-логопеда


Дети, имеющие проблемы в развитии речи,
их родители особенно чутки к тому, на какие
ценности ориентирован учитель-логопед,
учитель-дефектолог. Если они верят в искренность
педагога, то идут за ним, добиваясь результатов,
преодолевая трудности. Обобщая педагогические
образы коллег, с точки зрения высших жизненных
ценностей, мы сделали некоторые выводы о стилях и
стратегиях педагогического общения, его
результативности, а также о комфортности
существования учителя-логопеда в школе, в
детском саду, в профессии вообще.

Истина, как ценность учёных,
предполагает научную направленность
деятельности учителя. Пьедестал такого педагога
– компетентность. Постоянно оперируя научными
терминами, диагнозами и заключениями, он считает
своё мнение истиной в последней инстанции.
Равнодушие к личности ребёнка, и тревогам его
родителей характерно для него. Стиль
педагогического общения – параллельный. Каждый
из участников процесса следует своим курсом. А
учитель-логопед со временем подвергается
синдрому эмоционального сгорания (СЭС).

Власть, как политическая ценность,
диктует некоторое подчинение обучающихся,
воспитанников. Педагог, взгромоздившийся на
такой пьедестал равнодушен к личностным
особенностям, переживаниям детей и их родителей.
Стиль воздействия в этом случае
авторитарно-монологический. Учитель-логопед
слышит только себя и верит в свою правоту. СЭС,
безусловно, грозит и такому педагогу.

В последние десятилетия ведущую роль в
нашем обществе играют ценности экономические –
польза и выгода. Деятельность учителей-логопедов
настойчиво пытаются «перевести на экономические
рельсы». Но хорошо известно, что в педагогике,
особенно коррекционной, очень трудно заработать
большие деньги. И если этого не случается,
педагог выгорает эмоционально.

Не обойтись учителю-логопеду без
эстетических ценностей. Красота и гармония
подвластны педагогу – артисту. Пьедестал для
него – творчество, праздник, шоу. Но
коррекционно-педагогический процесс немыслим
без рутины будней. И именно они угрожают педагогу
– артисту пресловутым СЭС.

На пьедестале бесконфликтности стоит
учитель – мученик. Стиль педагогического
общения – самоотречение. Он приносит себя в
жертву администрации учреждения, коллегам
учителям, воспитателям, обучающимся,
воспитанникам, их родителям. Он навязывает свою
помощь, постоянно делая что-то для детей и их
родителей, забывая о том, что помощь нужно
оказывать только тогда, когда она по-настоящему
востребована. И постоянно «выгорает» от усилий,
вложенных в никуда.

С пьедестала популярности смотрит на
остальных участников педагогического процесса
учитель – приятель. Стиль общения в таком случае
попустительский. Все знают чем заканчивается
попустительство. Отсутствием дисциплины и
мотивации, нежеланием учиться, прикладывать
волевые усилия, самосовершенствоваться и
развиваться – со стороны обучающихся,
воспитанников. Стремлением перекладывать свои
обязанности на других – со стороны родителей.

Существует лишь один тип
учителя-логопеда без пьедестала. Это учитель –
партнёр. Стиль его педагогического
взаимодействия – диалогический. Он готов не
только говорить, но и слушать воспитанника,
обучающегося, родителей, учителей, воспитателей,
коллег. Слушать продуктивно, делая выводы,
планируя и организуя общение, оптимизируя
коррекционно-логопедический процесс, превращая
монологическое воздействие в диалогическое
взаимодействие. Искать смыслы и оформлять их в
ценности, помогая выбирать те, которые основаны
на действительных нуждах. Формулировать
собственную жизненную позицию. Делать что-то
вместе с детьми и их родителями, педагогами,
постепенно давая своим соратникам по
педагогическому общению возможность проявлять
их собственную инициативу – таковы действия
учителя – партнёра. (Приложение
№ 1
)

В коррекционно-развивающем процессе выделяют
три фазы перехода от педагогического
воздействия к педагогическому взаимодействию:

  1. Ценностная, или фаза осознания. Для неё
    эффективны методы педагогического руководства,
    логопедического воздействия. Этап предполагает
    такую помощь ребёнку, родителям, учителям,
    воспитателям в преодолении проблемы, когда
    учитель-логопед берёт на себя инициативу и
    ответственность в определении целей, отборе
    средств и коррекции деятельности. Очевидно, что
    степень самостоятельности ребёнка и его
    окружения здесь минимальна. Основными методами
    стратегии педагогического руководства на этой
    фазе являются стимулирование и требование.
  2. Проективная или фаза проектирования. Методы
    педагогической поддержки обеспечивают
    дальнейшее развитие процесса. Суть состоит в
    совместном со значимыми взрослыми определении
    интересов ребёнка, его склонностей и
    способностей, ценностно-волевых установок,
    возможностей и способов преодоления
    затруднений, препятствующих дальнейшему
    развитию обучающегося, воспитанника.
    Гуманистическое содержание деятельности
    учителя – партнёра в этой стратегии
    педагогического взаимодействия состоит в
    ориентации на поиск и открытие новых смыслов
    коррекционной работы. Психологической базой
    педагогической поддержки служат активно
    взаимосвязанные процессы продолжения себя в
    другом, развития педагога как «значимого
    взрослого», и создания условий для саморазвития
    воспитанника, обучающегося. Методы
    педагогической поддержки в фазе проектирования
    разнообразны: упражнение, социальные пробы,
    соревнование, проектирование.
  3. Рефлексивная или фаза осмысления. Для неё
    характерно педагогическое сопровождение
    учителем – партнёром других участников
    процесса. Помощь оказывается методами
    консультирования на этапе принятия решений и
    выработки плана преодоления проблемы и лишь
    первичной помощи на этапе реализации
    выработанного плана. Методы драматизации,
    убеждения, внушения, примера помогают
    реализовать стратегию сопровождения в фазе
    осмысления.

Очень симпатично, на наш взгляд, выглядит
описание этих фаз в стихотворной форме,
сделанное нами к очередной презентации
фестиваля «Моё педагогическое кредо»:

***

Стратегии логопедической работы с родителями
Кажутся на первый взгляд совсем обычными.
Поддержка, сопровождение и руководство:
На взгляд первый, всё достаточно банально и
просто.

Рассмотрим случаи разные.

Стратегия первая: Педагогическое
руководство

Логопеду часто приходится, мягко говоря,
непросто.
Почти всю работу он взваливает на себя:
Берёт инициативу в свои руки, ответственность
принимает, планирует, организует, решает,
В жизнь идеи и планы свои воплощает.
А для родителей лишь требование и стимулирование
оставляет.
А это не всегда хорошо. Ведь главные люди,
заинтересованные в судьбе ребёнка, – это
всё-таки его родители.
Лишний раз от понимания и
выполнения своих прямых обязанностей
их освободите, и они начнут их раз за разом
избегать, кому-то передоверять:
и так всё образуется, само собою наладится, ради
чего в ситуации долго и кропотливо разбираться?
Ценностная фаза взаимодействия родителей и
логопеда
становится в этой стратегии актуальной – ведь
так важно осознание проблем, трудностей
понимание, совместное их решение и успешное
полное преодоление.

Стратегия вторая. Педагогическая
поддержка

Состоит в совместном с родителями
определении интересов ребёнка, его склонностей и
способностей, ценностей, мотивов, возможностей и
способов преодоления затруднений – во всём этом
вместе весьма полезно разобраться, а потом уж и
за дело дружно приниматься.
Упражнения, социальные пробы, соревнование,
проектирование –
вот методы педагогической поддержки.
В результате работы совместной у ребёнка
складывается восприятие логопеда, как
«значимого другого взрослого» . «Мои родители
его уважают, ценят, значит, и я его принимаю,
занимаюсь, с удовольствием всё выполняю»
Вместе с родителями мы идём по пути создания
условий для развития ребёнка, его
психологической защиты, в мире сложном
нормальной адаптации, радости от общения,
маленьких побед и небольших, но собственных
инноваций.
Поиск и открытие новых смыслов коррекционной
работы наполняют гуманистическим смыслом
деятельность логопеда – а это немалая в жизни
победа!

Стратегия третья. Педагогическое
сопровождение

Родители в настоящий момент становятся
достаточно компетентными для решения проблем
собственного ребёнка.
Оптимально урегулировать различные ситуации
жизненного выбора, касающиеся их детей, они
подчас способны и сами.
Главная наша задача – тактично направлять.
На этапе коррекции, проблемы преодоления большую
самостоятельность родителям давать, а значит и
ответственность на них возлагать –
Не всё ж самому «выгорать«?
Совет: Ограничьтесь консультированием на этапе
решений принятия и планирования. Окажите лишь
помощь первичную. Пусть родители поразмыслят
сами, к ресурсам Интернета обратятся, знаниями
доступными всем обогатятся. Станут мудрее и
ответственнее.
Методы драматизации, убеждения, внушения,
примера помогают в реализации настоящего
сопровождения.
Не бойтесь показаться нарочито отстранёнными,
другими делами более озабоченными: пусть сделают
всё, что задумано сами.
Методы сопровождения характерны для рефлексии
достижения – осмысления родителями того, что
делается для ребёнка ими желанно и постоянно.
В этом отличие третьей стратегии от первых двух
значимое и совершенное.
Коллеги, стратегию любую выбирайте,
Её эффективность на деле доказывайте,
проверяйте.
Свои инновации в жизнь внедряйте!
Помните слова мудреца восточного:
«Всё в твоих руках» И это точно…

Ярким примером взаимоотношений в стиле
педагогической поддержки и педагогического
сопровождения стали дружеские отношения с
семьёй Несновых. (Приложение 2)

Считаем, что любой диалог, любое общение
и взаимодействие начинается с познания себя. В
связи с этим позволим привести индивидуальные
интерпретации собственного психологического
тестирования (МО учителей-логопедов ДОУ
Советского района г. Волгограда, май 2005г.).

Тест № 1 «Психологический портрет учителя:
опыт самодиагностики»

Приоритетные ценности. «Вам близки
интересы обучающихся, воспитанников, их
проблемы. Общение с ними для вас не
«производственная необходимость», а духовная
потребность. Ученики безошибочно узнают учителя,
готового отстаивать их интересы, и платят ему
доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно,
чувствуют себя в безопасности. Благоприятная
эмоциональная обстановка даёт возможность
плодотворной творческой работы, сохраняет
здоровье – ваше и учеников».

Психоэмоциональное состояние. «Работа
в школе отнимает у вас много физических и
душевных сил. Вы часто испытываете чувство
тревоги, бессилия, раздражения от невозможности
изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете
завышенные требования к себе и окружающим.
Изменение своего отношения к возникающим
ситуациям позволило бы вам избежать стрессов,
характерных для работы учителя, и улучшить своё
психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с
детьми и коллегами доставляло вам радость,
необходимо искать пути достижения гармонии с
собой и с миром. Ресурсы человеческой психики
безграничны, и в ваших силах найти необходимые
для вас средства и способы саморегуляции,
которые помогут достичь благополучного
психоэмоционального состояния».



Самооценка. «Вам свойственно
позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь
творческим недогматическим мышлением, способны
создавать на уроке атмосферу живого общения,
вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая
им психологическую поддержку. Вы воспринимаете
ученика как личность, обладающую достоинствами.
Благодаря этому становится возможным
эмоциональное развитие детей, а их представления
о себе приобретают реалистический характер. Ваше
поведение отличается спонтанностью, творческим
подходом и демократизмом».

Стиль преподавания. «Для вас
ученик – равноправный партнёр. Вы привлекаете
ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их
мнению, поощряете самостоятельность суждений,
учитываете не только успеваемость, но и личные
качества учеников. Ваши основные методы
воздействия: совет, просьба, побуждение к
действию. Для вас характерна удовлетворённость
своей профессией, высокая степень принятия себя
и других, гибкость в выборе способов
реагирования, открытость в общении с учениками и
коллегами, хорошее психоэмоциональное
состояние, которое передаётся и воспитанникам,
способствуя тем самым эффективности обучения».

Достоверность фактов. «Данное
тестирование говорит о высокой степени вашей
искренности и способности объективно оценивать
себя».

Тест № 2 «Руки»

«У вас большой запас тенденций к
действию. Большой энергетический потенциал и
высокая степень активности личности. Скорее
всего, способность к активной социальной жизни,
без проявления агрессии.

Директивность. Можете
выполнять руководящую деятельность (но это
вторично). Вся ваша деятельность направлена на
коммуникацию (это первично). У вас активная
жизненная позиция. Социум имеет для вас большое
значение. Сложился свой внутренний мир, богатый и
зрелый. Повышенный уровень интеллекта. У вас нет
тенденции к проявлению страхов и боязни агрессии
со стороны. Неутомимое желание быть в центре
событий и потребность в самопроявлении. Вам
свойственен кураж. Это бывает характерно для
коммуникаторов и актёров. Часто наблюдается
растерянность и бессилие что-либо изменить.

Личные притязания. Вы
выбираете то, что вам желаемо. Важны для вас
коммуникации, письменные вещи».

Тест № 3 «Определение типа
центрации»
(Приложение 3)

Ресурсы человеческой психики
безграничны. Конечно, нами были найдены
необходимые средства и способы саморегуляции,
которые помогли во многом улучшить собственное
психоэмоциональное состояние. Это и обучение по
дистанционным и модульным программам на курсах
повышения квалификации Педагогического
университета «Первое сентября» и Факультета
педагогического образования МГУ им. М.В.
Ломоносова «Теория и практика педагогического
общения» (2010), «Стресс-менеджмент, или Приёмы
профилактики и преодоления стресса»,
«Тайм-менеджмент, или Как эффективно
организовать своё время» (2011) и «Сила убеждения,
или Как наши мысли влияют на нашу жизнь» (2012). Это
и самообразование по теме «НЛП в педагогике». Это
и участие в III, IV и V Санкт-Петербургских Саммитах
профессионалов «Кризис – это шанс» (2009),
«Успешные психологи: обмен опытом» (2010),
«Технологии успеха» (2011). А участие во II
Региональных педагогических чтениях «Родители,
дети, педагоги: любовь рождает понимание»
(Волгоград, 2010) и в I Волжских Родительских
Чтениях «Образование матери и отца – источник
развития личности ребёнка» (2011) во многом помогло
найти новые смыслы в отношениях с родителями,
доверившими нам самое дорогое – своих детей.

Пути достижения гармонии с собой и с
миром были найдены в вещах коммуникативных и
письменных одновременно. С 2007 года было начато
сотрудничество с волгоградским журналом
«Здоровье и экология». 45 публикаций, не только
профессиональной, но и
личностно-ориентированной направленности. Из
них 10 статей, написанных обучающимися; 1 статья –
мамой воспитанника консультационного пункта для
неорганизованных детей МОУ детского сада № 21
Несновой Ольгой. Фамилии бывших воспитанников
детского сада № 21, а ныне гимназистов из 15
гимназии М. Дикаревой, Д. Иваненко, А. Тумановой и
других теперь на слуху у многих. Вместе с детьми и
их родителями мы участвовали в открытых районных
научно-практических конференциях «Учителя и
обучающиеся в культуре информационного
пространства. Общение и взаимодействие как
основа формирования информационного
пространства» (2010, 2011). Вместе создавали проекты
для фестиваля исследовательских и творческих
работ учащихся «Портфолио». С 2008 года постоянно
участвовали во Всероссийском конкурсе «Урок
письма». В 2011 стали победителями в номинации
«Чему я учусь у М.В. Ломоносова», посвящённой
300-летию великого учёного. А в 2012 году продолжили
разработку этой интересной темы в рамках двух
номинаций: «Науки юношей питают» и «Письмо моему
учителю». Стихи обучающейся 5 класса Марии
Дикаревой были лидером обсуждений в поэтическом
конкурсе «Бегущая строка – 2012» (МИАЦ Волгограда)
и призёром в номинации «Самое весёлое
стихотворение». В 2008, 2009, 2010 годах на I, II и III
Международных конкурсах «Краса Эльтона»,
«Звезда Приэльтонья» и «Сохраним Эльтон для
будущих поколений» были завоеваны почётные
титулы «Мисс Нежность», «Мисс Поэзия», «Мисс
Неравнодушие». На сайте «Психологической
газеты» коллеги, воспитанники и их родители
отдавали свои голоса за эссе «Размышления по
поводу» (2011) и «Читаю, думаю, живу – не просто
существую» (2012). А на сайте Волгоградской газеты
«Всё для вас» голосовали за стихи участницы
конкурса «20 лет с ВДВ», коренной волжанки,
Епифановой О.В. (2011).

В портфеле достижений есть
подтверждения взаимодействия с обучающимися,
воспитанниками, их родителями, Есть там и пример
педагогического взаимодействия с
администрацией. Ст.В. Никитин, директор НОУ СОШ
«Родник» г. Волгограда: «Уважаемая Ольга
Владимировна! С большим интересом и даже
удовольствием прочитал Ваши «Размышления…»
Сколько в них души, сердца, таланта, не только
учителя-логопеда, но и замечательного
рассказчика, поэта. Чувствуется, сколько в Вас
нерастраченных эмоций, оригинальных мыслей и
штучного творчества. Доколе же будете носить это
в себе? Пишите и пишите для взрослых и детей, и
читаемы будете» (01.03.2008). В результате этого
пожелания появилась статья «Размышления по
поводу» в волгоградском журнале «Здоровье и
экология» (Приложение 5)

Друзьям посвящаются мои стихи:
Живу я, думаю, пишу –
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, всё люблю!
И говорю не всуе…

Как мир наш сложен и красив,
Как он разнообразен!
Как многолик и величав,
И странен и прекрасен!

Его я образность люблю,
Природу понимаю.
Таланты все боготворю,
Что на пути встречаю.

Пусть будет радость в каждом дне!
И в праздниках, и в буднях,
Пусть будут книги на столе,
Хлеб в каждом доме будет!

И слышен будет детский смех,
И высохнут пусть слёзы.
Пусть будет мирным краткий век
И счастьем станут грёзы…

Читаю, думаю, живу –
Не просто существую.
Дышу я, мыслю, вас люблю!
Всё говорю не всуе…

Вот они, мои воспитанники, выступившие на
мастер-классе «Читаю, думаю, живу…» в МОУ
гимназии № 15 31 октября 2012:

1. Дикарева Мария, обучающаяся 6 класса.
Дипломант Всероссийского Фестиваля
исследовательских и творческих работ учащихся
«Портфолио» (2012). Победитель регионального этапа
Международного конкурса «Лучший урок письма» в
номинации «Вообразите себя деревом, растущим в
лесу» (2011), Дважды участник и победитель
регионального этапа Всероссийского конкурса
письма в номинации «Чему я учусь у М.В.
Ломоносова», посвящённого 300-летию выдающегося
учёного. Участник второй межрегиональной
научно-практической конференции «Учителя и
обучающиеся в культуре информационного
пространства» (2011). Лауреат литературного
конкурса «Бегущая строка – 2012» (МИАЦ Волгограда),
получатель специального приза Радио «Юмор FM» в
номинации «Самое весёлое стихотворение».

«В школе множество предметов». Автор Мария
Дикарева.

2. Иваненко Дмитрий, обучающийся 7 класса МОУ
гимназии № 15. 5-кратный дипломант Всероссийского
Фестиваля исследовательских и творческих работ
учащихся «Портфолио». 4-кратный участник и
победитель регионального этапа Всероссийского
конкурса письма в номинации «Чему я учусь у М.В.
Ломоносова», посвящённого 300-летию нашего
великого соотечественника. Дипломант Первой
межрегиональной научно-практической
конференции «Учителя и обучающиеся в культуре
информационного пространства» (2010). Участник
Щербовских чтений «Развитие интереса к русскому
языку, как предмету обучения» (ВОЛГУ, 2011).

«Информационные револющии в жизни
человечества и моей личной истории» Дмитрий
Иваненко.

3. Уланова Мария, обучающаяся 3 класса.
Трёхкратный участник и двукратный победитель
конкурса чтецов о Кириллице, посвящённого дням
русского языка в Волгограде, проходящим ежегодно
в память Академика Олега Николаевича Трубачёва,
выдающегося филолога и лингвиста, нашего
земляка.

«В благодарность Кириллу и Мефодию». Автор:
учитель МОУ гимназии № 15 Нина Каракозова.

4. Неснов Артём. Дипломант международного
конкурса – викторины «Знайкины друзья»
(номинация 5-7 лет). Победитель районного конкурса,
посвящённого неделе детской книги – 2012.

«Родной язык», Александр Шибаев.

5. Сергеева Марья, обучающаяся 2 класса.
Дипломант международного конкурса – викторины
«Знайкины друзья — 2012» (номинация 7-10 лет).

«На беседу к логопеду», Марина Фадеева

Моя профессиональная деятельность, достижения
моих воспитанников и обучающихся, радость их
родителей, плодотворное общение с коллегами –
всё это на протяжении 28 лет доставляло и
доставляет мне огромную радость, творит мою
коммуникативную компетентность. (Приложение
4
)

Литература:

1. Борытко Н.М. Стратегии
социально-педагогической помощи детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации. Сб.
материалов Международной научно-практической
конференции «Психолого-педагогическое
сопровождение образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья» 9-11 ноября 2009г./
Волгоград: Издательство ВГПУ «Перемена», 2009.
2. Степанов С.С. Теория и практика
педагогического общения. Москва. Педагогический
университет «Первое сентября» 2006




Следующий: