От Эзопа до наших дней

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения басни.
  2. Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков басни.
  3. Мотивировать учащихся для последующего знакомства с баснями И.А. Крылова.

Оборудование к уроку:

  1. Презентация в электронном виде « История басни» – Приложение 3.
  2. Раздаточные карточки
  3. Видеофильм «Дедушка Крылов»
  4. Портрет И.А.Крылова

Ход урока

1. Слово учителя.

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела…

Я даже не буду спрашивать, какой жанр представляют процитированные строки. Вы все ответите правильно – это басня. И сегодня мы начнём с вами говорить о хорошо знакомом. Но всё ли мы знаем о басне и что такое басня?

2. Работа в группе по карточке 1.

Приложение 1

Задание: из предложенных стихотворных произведений выбрать басню, запишите признаки, по которым вы определили басню.

(Работа с карточкой вызывает у ребят интерес тем, что произведения написаны юными корреспондентами нашей школы)

Результат работы

Признаки басни:

  1. Басня может быть написана в стихотворной и прозаической форме.
  2. Героями басни чаще всего бывают животные, но могут и люди.
  3. В басне имеется вывод – мораль.
  4. Много крылатых выражений.
  5. Басня содержит аллегорию.

3. Работа с понятийным аппаратом.

Ребята, вы просто молодцы: вы правильно выбрали две басни и правильно определили её признаки. А теперь давайте вспомним определения, которые обязательно нужно знать при изучении басен. В словаре учебника найти определения, что такое басня, аллегория, мораль, афоризм.



4. История басни. От Эзопа до наших дней.

Вы без труда определили признаки басни, это говорит о том, что этот жанр вам хорошо известен, хотя история возникновения басни уходит в Древнюю Грецию. Просмотр презентации.

(Работа выполнена в электронном варианте. Презентация содержит информацию о возникновении басни, известных баснописцах: Эзопе, Лафонтене, Сумарокове, Хемницере, И.Дмитриеве, С.Михалкове, Л.Филатове)

Вывод: басня живёт.

Проблемный вопрос: почему басня живёт?

5. Работа в группе по карточке 2.

Приложение 2

Задание: познакомиться с баснями Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.Крылова «Ворона и лисица». Сделать вывод о том, чей перевод удачен, на каком основании.

Результат работы:

Басня И.А.Крылова отличается простотой, доступностью, наполнена афоризмами.

6. Знакомство с И.А.Крыловым

На данном этапе можно использовать видеофильм «Дедушка Крылов» или прослушать рассказ ученика.

7. Итог урока.

Мы подошли с вами к выводу, что басни живут, значит, они актуальны. А вот, в чём актуальность басен, об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание:

– выразительное чтение и анализ басен по вопросам учебника

  • 1 гр. «Ворона и лисица»
  • 2 гр. «Свинья под дубом»
  • 3 гр. « Волк на псарне»



Следующий: