От детско-взрослого проектирования к исследовательской деятельности учащихся

Я представляю опыт педагогического
коллектива школы по разработке и реализации
проекта “От детско-взрослого проектирования к
исследовательской деятельности учащихся”.

Образовательная среда должна
способствовать творческому становлению
личности ребёнка, раскрытию его
индивидуальности, неповторимости, уникальности.
Сегодня правительство уделяет огромное внимание
поддержке одаренных талантливых детей.

Активно действуя в окружающем его
пространстве, ребёнок творит, создаёт себя,
самоопределяется в системе жизненных отношений:
“Я – Я”, “Я – природа”, “Я – общество”, “Я –
жизненная задача”.

– На наш взгляд одной из продуктивных
технологий создания креативной образовательной
среды в начальной школе является организация
проектной деятельности.

Особая значимость проектной
деятельности в начальной школе заключается в
том, что, она

– выводит образовательный процесс из
стен образовательного учреждения в окружающий
мир, природную и социальную среду;

– открывает возможности формирования
собственного жизненного опыта ребёнка во
взаимодействии с окружающим миром;

– мотивирует на деятельность, т.к. идёт
от потребностей и интересов детей.

Начнем с тех предпосылок, благодаря
которым данная деятельность достаточно успешно
реализуется уже шестой год.

Первой такой предпосылкой явилось
огромное внимание педагогической науки методу
проектов как одной из эффективных технологий
сегодняшнего образования.

Напомним, что в основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления.

Цель проектного обучения

  • Способствовать повышению личной уверенности у
    каждого участника проекта:
    1. Развить у учащихся “командный дух” и “чувство
      локтя”;
    2. Обеспечить механизм развития критического
      мышления ребёнка, умение искать путь решения
      проблемы.
    3. Развивать у учащихся исследовательские умения

    Второй предпосылкой, требующей
    существенных изменений во внеурочной
    деятельности учащихся начальных классов, явился
    переход практически всех учителей начальной
    школы на системы развивающего обучения при
    организации учебного процесса. Вначале это были
    развивающие системы Эльконина – Давыдова и
    Занкова, сейчас– Занкова и Школа 2100.

    Хотя практически полностью мы перешли
    на развивающее обучение: развивающие системы,
    новые учебники, новые технологии, курсовая
    подготовка учителей, участие родителей в учебном
    процессе (выполнение домашнего нетрадиционного
    задания), т.е. выполнялись все требования, которые
    предъявляло образование к учебной деятельности.
    Тем не менее, воспитательные процессы
    осуществлялись старыми методами, внеурочная
    деятельность была простроена в традиционной
    форме: конкурсы, классные часы, традиционные
    праздники, что приводило к существенному
    перекосу в учебно-воспитательном процессе.

    Были видны противоречия: в учебной
    деятельности шло развитие: педагоги были готовы
    к новым формам обучения, обучение детей велось
    нетрадиционными формами, а в воспитательной
    деятельности использовались пассивные формы
    работы.

    Третьей предпосылкой явилась
    организация проектировочного центра “Исток”
    для учащихся старшей школы.

    Известность детского центра началась
    с результатов первого и, наверное, самого
    главного проекта школы “Берёзовая роща”,
    связанного с сохранением одного из живописных
    уголков нашего города, в котором расположена
    наша школа

    Большой вклад в изучение истории
    нашего города смогли внести учащиеся школы через
    разработку и реализацию проекта “Энциклопедия
    “Мой город от А до Я”, которая является теперь
    подарочным экземпляром для гостей школы.

    За десять лет существования
    проектировочного центра, разработанные проекты
    получали и получают признание и финансовую
    поддержку на различных уровнях (3 гранта компании
    РУСАЛ, гранты городского и областного уровней).

    Но локальность проектной
    деятельности, вовлеченность в одну из
    эффективных форм, направленных на формирование
    ключевых компетентностей учащихся только
    небольшой группы детей (9-10 классов) привела к
    необходимости организации проектной
    деятельности в другой образовательной ступени.

    Встал вопрос: с какой ступени начать
    проектировочную деятельность? И самая
    подготовленная ступень в ряде противоречий
    оказалась начальная школа.

    2004-2005 учебный год стал 1 этапом
    группового проекта педагогов “От
    детско-взрослого проектирования к
    исследовательской деятельности учащихся”.

    Для организации проектной
    деятельности были намечены пилотные классы.
    Заниматься проектной деятельностью предложили
    трем педагогам. Согласие дала только одна. И
    первым учителем пилотного класса стала
    победитель Национального проекта “Образование
    2007 г.” Скворцова Г.В.



    Была разработана комплексно-целевая
    программа “Разработчик проектов”, согласно
    которой и организуется проектная деятельность в
    начальной школе.

    Параллельно шел поиск научных
    консультантов.

    С 2005-2006 учебного года началась работа
    по реализации детско– взрослых проектов. Запуск
    первых проектов.

    После первых результатов
    организации детско-взрослого проектирования
    было принято решение командировать пилотного
    учителя на 10 Всероссийскую конференцию “ Школа
    2100 и перспективы Образования”. Заслушав
    результаты проектной деятельности, Российский
    Образовательный центр Системы “Школа 2100”
    предложил нашему образовательному учреждению
    сотрудничество на договорных условиях (Горячев,
    занимавшийся проектированием, стал нашим
    консультантом).

    2005–2009 года – основной этап нашей
    проектной деятельности.

    Идет отработка всех этапов
    проектирования: выбор темы, сбор и работа с
    информацией, подготовка презентации, защита
    проекта, поиск новых партнеров.

    Разрабатываются проекты разной
    направленности: патриотические, нравственные,
    экологические, краеведческие и др.

    Вначале организации проектной
    деятельности были определены основные партнеры:
    родители, учреждения социальной направленности,
    педагоги– предметники: учителя музыки,
    технологии, хореографии, иностранного языка,
    русского языка и литературы, на основном этапе
    круг партнеров расширился: работники
    краеведческого музея, библиотек, школ искусств,
    милиции, театра, творческие коллективы города и
    др..

    На данном этапе реализации проекта
    участвуют 11 педагогов начальной школы.

    Разработан план работы с родительским
    сообществом:

    • Разъяснительная работа
    • Обучающие семинары, как теоретического, так и
      практического плана
    • Само участие родителей в проектной
      деятельности
    • Подведение итогов, рефлексия собственной
      деятельности, так и деятельности всех субъектов
      детско-взрослого проектирования

    За четыре года были выработаны четкие
    этапы работы над проектом и ориентировочное
    время, отводимое на каждый этап

    Уже стали традиционными месяцы
    запуска проектной деятельности (октябрь, март) и
    представления результатов работы над проектом
    (январь-февраль, май-сентябрь).

    Ежегодно каждый учитель отчитывается
    по теме экспериментальной деятельности на
    заседании школьного научно-методического
    совета. Аналитические материалы представляются
    на экспертизу членам школьного экспертного
    совета по инновационной деятельности.

    На сегодня 12 из 13 учителей начальной
    школы владеют проектной технологией,
    демонстрируют достаточно высокий уровень
    организационной и коммуникативной культуры при
    работе с детьми, родителями, педагогами, жителями
    нашего города, которые, так или иначе,
    привлекаются к работе над проектом.

    Разработанные материалы по теме
    “Взаимодействие семьи и школы как одно из
    приоритетных направлений
    социально-нравственного воспитания школьников”
    мы представляли в начале марта на Международной
    образовательной выставке “УЧСИБ-2009” как одно из
    направлений системы воспитательной работы
    города. И то, что городская система воспитания
    была отмечена большой золотой медалью выставки,
    отмечены глубоким содержанием все
    представленные направления воспитательной
    работы, в том числе и наше.

    Кроме этого данные методические
    разработки представлены нами на конкурс
    “Учитель-Учителю” издательства “Просвещение”.

    Опыт нашей работы по теме
    “Организация детско– взрослого
    проектирования” мы представили на областных и
    региональных семинарах для руководителей школ г
    Иркутска и г. Бердска.

    По проблемам организации проектной
    деятельности в начальной школе нами проведена
    Всероссийская видеоконференция Фонда поддержки
    Российского Образования. Проектная деятельность
    прижилась в учебно-воспитательном процессе
    начальной школы.

    Опыт наших педагогов ежегодно
    печатается в Российских и областных журналах,
    газетах.

    Педагоги достаточно хорошо знают
    технологию проектов.

    В настоящее время мы приступили ко 2
    части основного этапа нашего проекта – переход
    от детско-взрослого проектирования к
    исследовательской деятельности (2009-2014 г).

    Основной целью которого будет
    привитие навыков исследовательской
    деятельности. Исследовательская работа,
    задачами которой являются развитие
    познавательных потребностей и способностей
    школьников, формирование и развитие умений и
    навыков исследовательского поиска будет
    строиться на проектной деятельности.. И сегодня у
    нас есть пилотный учитель, который приступил ко
    второй части нашего проекта.

    Ожидаемые результаты:

    – развитие ребенка
    – развитие творческого потенциала детей
    – развитие коммуникативных навыков
    – повышение мотивации
    – повышение интереса родителей к школе
    – профессиональный рост педагога.




    Следующий: