От детали к проблеме из опыта анализа художественного произведения на уроках литературы в 9-м классе


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с мировоззрением Н. В.
    Гоголя на примере повести “Нос”.
  2. Учить юных читателей относиться к тексту как к
    предмету научного исследования; учить видеть
    скрытые элементы авторской оценки; обнаруживать
    миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
  3. Развивать навыки определения главной мысли
    текста, лингвистического анализа.
  4. Помочь учащимся определить нравственные основы
    русского народа; пробуждать в них стремление к
    возрождению в православии.
  5. Прививать обучающимся любовь к литературе как
    искусству слова, пробудить желание творить
    самим.

Ход урока

1 фаза. Вызов интереса.

1. Подберите синонимы к слову “нравственный”.

Ответ:

душевный, духовный, добрый, человечный,
христианский

2. Исходя из списка синонимов, дайте определение
термину “нравственность”.

Ответ:

нравственность – внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек,
этические нормы; правила поведения, определяемые
этими качествами. (С. И. Ожегов “Толковый словарь
русского языка”)

3. Ответьте на вопросы:

– можно ли к современному обществу применить
этот термин?

– таким ли было общество в XIX в.?



Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к
отрывку из произведения Н.В.Гоголя “Нос”. Из
этого отрывка мы узнаем о человеческих
отношениях в социуме, о мировоззрении писателя.

2 фаза. Погружение в тему.

1. Медленное коллективное чтение.

(1)Марта 25числа…< …> (2) Бедный майор Ковалёв
чуть не сошёл с ума. (3) Он не знал, как и подумать о
таком странном происшествии.(4) Как же можно, в
самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у
него на лице, не мог ездить и ходить, – был в
мундире!(5) Он побежал за каретою, которая, к
счастью, проехала недалеко и остановилась перед
Казанским собором.

(6) Он поспешил в собор, пробрался сквозь ряд
нищих старух с завязанными лицами и двумя
отверстиями для глаз, над которыми он прежде так
смеялся, и вошёл в церковь.(7)Молельщиков внутри
церкви было немного; они все стояли только при
входе в двери. (8) Ковалёв чувствовал себя в таком
расстроенном состоянии, что никак не в силах был
молиться, и искал глазами этого господина по всем
углам. (9) Наконец? увидел его стоявшего в стороне.
(10) Нос спрятал совершенно лицо своё в большой
стоячий воротник и с выражением величайшей
набожности молился.



2. Анализ текста.

Ответьте на поставленный выше вопрос. Для этого
определите основную мысль текста, выполнив
следующие задания:

А. Разделите текст на смысловые части,
определите их основную мысль.

Ответ:

Текст делится на три сложных
синтаксических целых. В первое входят 1,2,3,4,5
предложения. Его микротема – “Ковалев увидел
свой нос”. Во второе – 6,7 предложения. Его
микротема – “Посетители у собора и внутри”. В
третье – 8,9,10 предложения. Его микротема –
“Поведение Ковалева и носа в храме”.

Б. Определите значение даты (она дана
по старому стилю).

Ответ:

25 марта (по старому стилю) – 7 апреля (по
новому стилю) – один из великих православных
праздников – Благовещение, когда все верующие
должны быть в храме и соединиться друг с другом в
единой молитве. Но собственно религиозный смысл
этого праздника в мире, изображенном Гоголем, как
бы утрачен. Несмотря на Благовещение, в одном из
главных соборов столицы малолюдно; церковь стала
одной из бюрократических фикций –
“присутственным” (или, скорее,
“отсутственным”) местом. Как и многие, Ковалев
вместе с собственным лицом утрачивает Бога и не
замечает этой утраты.

В. Определите значение носа для
человеческого тела (можно обозначить через
символ).

Ответ:

Примерные высказывания учащихся: “Нос
в человеческом теле – выдающаяся часть, которая
первой начинает “задираться”, когда человек
забывает о христианских заповедях”.

Г. Обозначьте место, куда зашёл нос,
его значение в жизни петербургского общества.

Ответ:

Казанский собор, куда вошел нос
Ковалева, должен быть местом духовного очищения
петербургского общества. Но людей здесь мало.

Д. Охарактеризуйте стоящих у собора
(их внешний вид, возраст, количество, отношение к
ним Ковалёва).

Ответ:

Нищие старухи, стоящие у собора,
обезличены: их много, но все их носы спрятаны под
повязкой (значит, они не приняты обществом).
Оттого и Ковалев раньше их не замечал как
личности. Сейчас же старухи похожи на Ковалева –
все без носа. Он и обратил внимание. Впервые.

Е. Охарактеризуйте присутствующих в
соборе (их количество, место расположения).

Ответ: Присутствующих в соборе было мало,
стояли они у входа – значит, зашли “на минутку”,
по какой-то надобности, но торопятся. Слушать
молитвы, молиться самим им некогда. Количество
молельщиков говорит о том, что общество утратило
духовность, забыло традиции русского народа,
потеряло лицо, стало безнравственным.

Ж. Сопоставьте поведение Ковалёва и
поведение носа в церкви.

Ответ:

Попав в церковь, Ковалев не может
молиться из-за расстроенного состояния. Но разве
молился он раньше!

“Нос спрятал совершенно лицо свое…” – значит,
он обезличил себя не перед обществом, а перед
Богом, перед которым все равны. “… и с выражением
величайшей набожности молился” – единственный
из всех описанных действующих лиц.

3 фаза. Рефлексия



1. “Почему нос сбежал от Ковалева?”
(размышления учеников)

Ответ:

(По работам учеников 9 класса)

“Самая значимая, выдающаяся часть тела
осталась верна сущности русского православного
человека, тогда как всё остальное подчинено
светской суете”. (Чермаков А.)

“Ковалёв, будучи майором, со смехом смотрел на
бедных, а это безнравственно. Нос хотел проучить
хозяина, показать ему пример поведения
православного человека, который верит в Бога
всей душой”. (Курчина Т.)

2. В заключении учащиеся делают вывод о
состоянии общества в XIX в., основанный на
наблюдениях, о важности соблюдения правил
поведения, установленных многовековыми
народными традициями.

3. Слово учителя. Совмещение романтической и
натуральной школ произошло в цикле произведений
Н.В.Гоголя “Петербургские повести”. Фантастика
в этих повестях погружена в самую гущу обыденной
жизни, изображены странные, искажённые обитатели
северной столицы, чиновного города, в котором всё
обман. Благодаря гротеску изображение двоится.
Чем оно натуральнее, чем тщательнее прописаны
социальные мотивы, чем отчётливее приметы
времени, тем фантастичнее выглядит зло.

В повести “Нос” абсурдность ситуации резко
оттеняет социальный смысл сюжетной коллизии:
часть тела, ставшая целым, символизирует
абсурдность чиновного мироустройства, где
человек, прежде чем стать “кем-то”, теряет лицо.
Социальный смысл повести раскрывает и
религиозную жизнь петербургского общества в XIX
веке.

4. Вывод записывается в тетради: “Христианская
вера заключает в себе правила самой высокой
нравственности. Нравственность веры нашей выше
нравственности гражданской: вторая требует
только строгого исполнения законов, первая же
ставит судьёю совесть и Бога. (В.И.Даль “Толковый
словарь живого великорусского языка”).

Домашнее задание.

Придумать символ произведения Н.В. Гоголя
“Нос” и нарисовать его.




Следующий: