Освоение внутреннего мира и самосовершенствование учащихся через психологический анализ литературного произведения

Новое качество образования — это ориентация
образования не только на усвоение обучающимися
определенной суммы знаний, но и на развитие его
личности, его познавательных и созидательных
способностей, представляющих собой условие для
успешной социализации в обществе, освоению
молодыми поколениями базовых социальных
способностей и умений.

Одним из условий развития личности остается
знакомство школьников с лучшими образцами
художественной литературы, направленными на
духовно-нравственное развитие личности, дающими
возможность ощутить себя в гармонии с окружающим
миром, помогающими сформировать оптимистическое
мировоззрение.

На наш взгляд, наиболее актуальны задачи
саморазвития и самосовершенствования в работе с
подростками. Мир подростков это один из самых
недоступных для взрослого человека миров. Это
мир, где нет логики взрослой жизни, нет и
непосредственности детства. Это мир, где все
краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат
обрушиваются на подростка как ливень.
Последствия же ливня бывают весьма неоднозначны
- тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем
деревья, и чистый воздух, и напоенная новой силой
земля:

Подростковый период жизни — это время
оперирования человеком со сложнейшими
переживаниями, непосредственно затрагивающими
его экзистенциальность, как духовную, так и
физическую. Это время, когда душа человека
находит свое место как среди людей, так и в самом
теле человека, которое стремительно меняется.

В эту пору не только увеличивается и
обогащается словарный запас подростка, но и
приобретается большой навык оперирования словом
- это путь к массовому словесному творчеству,
типичному для подростка.

Сегодня педагоги и психологи с грустью
отмечают, что подростки очень мало и
поверхностно читают (если читают вообще). Одна из
причин этого состоит в том, что чтение связано с
движением в собственном психологическом
пространстве. Это движение естественно, оно
основывается на уже существующих в нем
переживаниях, структурированных в разной
степени. Символическая функция сознания
обеспечивает относительную устойчивость этих
структур (образов, внутренней речи) и возможность
развития глубины и ширины семантического поля
каждого структурного образования.

Психологическое пространство и движение в его
семантике требуют от «Я» человека его
выраженности, оформленности в виде собственных
текстов — «Я-высказываний». Говоря другим
языком, умеющий читать и понимать чужой текст
обладает для этого необходимым умением читать
собственную душу. Нетренированное «Я», если его
не научить слушать самого себя во внутреннем
диалоге, может потерять чувствительность к
собственной диалогичности.

В подростковом возрасте обостряется проблема
связи поколений. В то же время у подростков
появляется новый аспект отношений — отношения к
взрослому как к наставнику, учителю в той или
иной сфере, выступающему носителем
соответствующего идеала. М.М. Рубинштейн пишет:
«Недаром и сами юные люди инстинктивно тянутся к
образам великих людей. Они смутно или ясно видят
в них образцы, имеющие непосредственное
отношение к их личным чаяниям».

Художественные произведения дают ощущение
Пространства и Времени жизни отдельного
человека, через которые проецируется его опыт,
актуальная ситуация, в которой он представляет
самого себя. Кроме этого, ситуация литературного
произведения содержит человеческий выбор как
продолжение своей собственной судьбы.

Организация литературного материала
охватывает многоуровневые системы отношений
человека, является человеческой ситуацией, то
есть ситуацией, когда человек по-разному
проявляет себя и внешне, и внутренне,
одновременно и принимая, и познавая, и понимая, и
переживая, и выражая свое переживание, открывая
широкий спектр альтернатив, ставя себя на место
того или иного героя.

Как правило, центральной темой литературных
произведений является задача, которую должен
разрешить герой; испытание, которое он должен
выдержать; препятствие, которое он должен
преодолеть. В качестве цели выступает
напряжение, вызываемое словом. Практически
всегда основой произведения является ситуация,
взятая из человеческой жизни, человеческое
переживание, которое может захватить других.
Таким образом, любые тексты могут быть
иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем
стоит персональный выбор — интеллектуальный,
нравственный, волевой.

Идея работы с литературным материалом
заключается в том, что каждая художественная
ситуация должна вывести подростка на глубинные
личностные слои, на существование духовного
начала в человеке.

Задача учителя гуманитарного цикла — ставить
перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это
была ИХ проблема. Ученику нужно понять, в чем она
состоит, поскольку одна и та же социальная
ситуация по-разному воспринимается людьми.
Проникаясь сопричастностью к герою, постигая
внутренний мир человека, подросток может
отторгнуть героя, не пожелать оказаться на его
месте, но все равно встречается с ним и
взаимодействует. Главное, чтобы литературное
произведение затронуло какую-то потребность
подростка и для него это стало моментом движения
личности, формирования индивидуальности.

Концепция человека в литературе тесно связана
с психологизмом как способом освоения
внутреннего мира человека. Психологизмом
называют изображение в литературе внутреннего
мира персонажей — их переживаний, ощущений,
мыслей, намерений, ассоциаций. Психологизм может
обозначаться через жесты, мимику, действия с
помощью авторских характеристик или
самохарактеристик героев. Пейзаж или портрет,
диалоги или монологи способствуют раскрытию
психологии героев — их умозаключений, воззрений
на мир, переживаний.

Известно, что осознание бытия другого человека
находится у подростков на более высоком уровне,
чем осознание самого себя. Постижение
внутреннего мира персонажа для подростка — это
своеобразная техника «исследования» себя.
Возникновение интереса к своему внутреннему
миру обуславливает развитие рефлексии как
процесса получения знаний о самом себе, как
исследовательского акта, при котором подросток
исследует и свой внутренний мир. Строгий и
тщательный самоанализ в виде постоянного
осмысленного переживания личности, собственных
ощущений, чувств, желаний приводит к
установлению контроля над жизнью. Умение
обращаться к себе, самонаблюдение и оценка
своего внутреннего состояния стимулирует анализ
и понимание своего поведения, своих
особенностей, отношения к себе, к другим людям.

Традиционные приемы школьного обучения и
воспитания далеки от задач развития гармоничной
и здоровой личности. Современным требованиям
развития личности отвечают методы и приемы
инновационных развивающих технологий обучения,
к которым относятся личностно-ориентированное
обучение и технология развития критического
мышления, означающего разумное рассмотрение
разнообразия подходов в выборе решения.

Цель личностно-ориентированного образования
состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы
самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции и другие, необходимые для
становления самобытного личностного образа и
диалогического взаимодействия с людьми,
культурой, природой, цивилизацией.

Критическое мышление способствует
взаимоуважению партнеров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между людьми,
облегчает понимание различных взглядов на мир,
создает базу для новых типов человеческой
деятельности. Именно критическое мышление
развивает любознательность, побуждает
использовать исследовательские методы, ставить
вопросы и искать ответы на них.

На уроках литературы создание личностно -
ориентированной ситуации связано, прежде всего,
с переноса акцентов на психологический анализ
художественного произведения, на его оценку с
точки зрения нравственных ценностей; с учетом
особенностей внутреннего мира самого подростка.
Эмоциональность литературы является фактором
присвоения культурных ценностей субъектом.

Литература обладает возможностями для
формирования самооценки школьников (через
идентификацию с героем); для самопознания и
осмысления внутреннего мира человека (через
осмысление и понимание внутреннего мира героя).

Суть личностно-ориентированных ситуаций на
уроках литературы чаще всего заключается в
выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в
рамках учебного взаимодействия на уроке
(постоянное смыслотворение учителя и учащихся).
Это реализуется через:

  1. Выражение отношения к изучаемому,
  2. Актуализации эстетических переживаний,
  3. Осознание собственных переживаний.

Наиболее эффективные приемы работы с текстом,
способствующие самопознанию и
самосовершенствованию личности:

РАФТ. Прием «РАФТ» обеспечивает
эмоциональное, познавательное, информативное и
аналитическое восприятие текста.

Р — роль (от имени кого этот текст),

А — аудитория (кому адресован текст),

Ф — форма (письмо, поток сознания, записка,
дневник и т.д.),

Т — тема (о чем).

Определение темы (тем) с помощью таблицы:


Герои Что хотели? Что делали? Что получили?

«Синквейн». Синквейн — французское слово. В
переводе на русский язык — «пять». Это
стихотворение, состоящее из пяти строк.

«Кластер». Работа с понятиями,
структурирование знаний.

«Шесть шляп мышления» — шесть различных
способов мышления. Прием относится к сказочной
игротерапии, учит думать различными способами,
давать качественную разностороннюю оценку
ситуациям, выходить победителем из
интеллектуальных и жизненных испытаний,
выстраивать прогноз событий.

Учитель, создавая условия для осмысления
произведения автора, в процессе диалога обращает
учащихся к пониманию себя, к высказыванию своего
мнения по обсуждаемым проблемам, способствует
развитию готовности к самоопределению, принятию
решения и выбору личностной позиции.

Вводя учащихся в диалог, учитель рассматривает
проблемы в контексте значимых для подростка
жизненных ценностей; способствует тому, чтобы
школьники научились обоснованно выражать свои
суждения, аргументировать, доказывая свою точку
зрения.

Таким образом, создавая условия для постижения
внутреннего мира другого человека, педагог
приводит каждого учащегося в соприкосновение с
собственным творчеством, дает ему возможность
почувствовать сопричастность к миру, найти точку
опоры в своей уникальности.

Список литературы.

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.
    Пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр
    «Академия»,1997.
  • И. В. Николаева, М. О. Кондратова Современное
    прочтение и интерпретация художественных
    произведений в процессе организации
    исследовательской деятельности учащихся / И.В.
    Николаева, М.О. Кондратова // Русская литература в
    мировом культурном и образовательном
    пространстве. Материалы конгресса.
    Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская
    литература в контексте мировой культуры. Место и
    роль русской литературы в мировом
    образовательном пространстве / Под редакцией П.Е.
    Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух
    томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
  • Митина Л.М. Психология профессионального
    развития учителя. — М.: Флинта: Московский
    психолого-социальный институт, 1998.
  • Николаева И.В. Интеграция педагогики и
    психологии как условие создания безопасной
    образовательной среды, продуктивный путь
    повышения качества образования./ Николаева И.В. //
    «ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ
    ОБРАЗОВАНИЕ» (Москва, 8 — 12 декабря 2008 г.):
    Материалы IV Всероссийского съезда психологов
    образования России. — М.: Общероссийская
    общественная организация «Федерация психологов
    образования России», 2008.
  • Николаева И.В. Развивающее образование как
    условие обеспечения психологической
    безопасности образовательной среды / Николаева
    И.В. // «ОБРАЗОВАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ. РАЗВИТИЕ — 2009″
    (27 сентября — 3 октября 2009 г.., г. Сочи): Материалы
    Всероссийского психологического форума. — М.:
    Центр практической психологии образования, 2009.
  • Приложение 1, приложение
    2, приложение 3.

    Следующий: