Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах


Тема: осуществление
личностно-ориентированного подхода на уроках
литературы в 6 классах.

Тема урока: единство красоты природы и
красоты человеческих чувств в стихотворении
А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Цели:

  • познакомить с творчеством А.С.Пушкина и с его
    лирическим стихотворением “Зимнее утро»;
  • продолжить ознакомление учащихся с
    отличительными признаками и особенностями
    пейзажной лирики;
  • уточнить знания учащихся о некоторых
    литературных терминах, необходимых при анализе
    стихотворного текста;
  • научить анализировать стихотворные
    произведения, видеть их идею, выделять мотивы,
    пронизывающие его насквозь;
  • совершенствовать навык чтения с точки зрения
    его выразительности и сознательности;
  • способствовать развитию таких психических
    познавательных процессов как память, мышление,
    воображение и др.;
  • воспитывать любовь к нашему литературному
    наследию, музыкальному достоянию и к родной
    культуре.

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

I. Орг-момент.

II. Чтение стихотворения учителем.

См. приложение к конспекту №1.

III. Эмоционально-оценочная
беседа.

Вопросы:

  • Что вы себе представили? Перечислите.
  • Каким настроением дышит стихотворение?
  • Заразились ли вы этим настроем?
  • Переняли ли вы эти чувства?
  • Как вы считаете, что перед вами: порыв души или
    тщательно обдуманные строки? / порыв души /
  • Чем это можно объяснить? / по первым строкам.
    Пушкин восхищается тем, что поразило его сразу:
    “Мороз и солнце, день чудесный!” /

Итак, перед нами – порыв души. Именно поэтому
эпиграфом к нашему уроку стали слова знаменитого
поэта И.Гете:

“Стихи – это поцелуй, который даришь миру…”
И.Гете

Поцелуй А.С.Пушкина – самый нежный, вероятно
посвящен… Кому? / женщине /… и наполнен
“букетом” соответствующих картин и чувств.

Попробуем же, прочитав это стихотворение,
определить: какие картины и чувства составляют
“букет”. Но прежде обратим внимание на
слова-архаизмы, встречающиеся в тексте.

Слова записаны на доске в правом углу.

На
доске слова для словарной работы:

НЕГА

ВЕЧОР

IV. Чтение стихотворения детьми.
Подготовка к анализу и анализ стихотворения.

Сколько “картин” нарисовал Пушкин? / 5 /
Посмотрим по строфам:

  1. Картина ясного утра, поразившая поэта, –
    сильное впечатление, с которым хочется
    поделиться;
  2. Грозный лик природы вчера;
  3. Благосклонность природы сегодня;
  4. Тепло и уют дома, который хочется, однако,
    променять на свободу и движение;
  5. Долгожданное движение / “предадимся бегу”/.

Спасибо. Теперь обратите внимание на схемы,
которые мы должны заполнить в течение урока.
Пусть это будет тем самым “букетом” картин и
чувств, который мы будем собирать.

Рассмотрите “букет”. Самое первое слово: тема.

Как вы считаете, можем ли мы сразу определить
тему урока? / Нет / Конечно, ведь столько уже
получилось картин, где и свежесть утра, и
жизнеутверждение, и стремление вперед. Убеждена,
что тема придет к нам чуть позже и дополнит общую
картину.

ЧТЕНИЕ ПЕРВОЙ СТРОФЫ.

  • Что поразило поэта? / солнце, мороз! – день
    чудесный /
  • Что такое утро? / пробуждение ото сна / Какие
    слова говорят об этом?/ ты дремлешь, сомкнуты
    негой взоры /
  • Что это значит? / пробуждение наступило, а
    человек еще не “явился”, не попал в постоянный
    ритм природы /. К этому и призывает поэт. Как? /
    “явись!”/
  • Что здесь самое главное? / как природа влияет на
    состояние души человека, как тот откликается на
    это./
  • Какие слова будут главными в схеме? / природа и
    человек /
  • Что означает стрелка соответствия? / единство /.
  • Назовите основное чувство этой картины /
    нежность /

ЧТЕНИЕ ВТОРОЙ СТРОФЫ / читают дети /.

  • Что вы себе представили? Нарисуйте! / грозный лик
    природы /
  • Какие слова это передают? / вьюга злилась, мгла
    носилась /
  • Какой литературный прием используется здесь? /
    олицетворение – помогает почувствовать мощь и
    неподвластность природы /.
  • Назовите основное чувство / печаль /
  • Какие строки это доказывают? / “И ты печальная
    сидела, а нынче…” /
  • Какие слова передают состояние тоски и печали? /
    мутное небо, бледное пятно, тучи мрачные /
  • Одной строкой Пушкин рушит весь храм печали!
    Какой? / “А нынче… погляди в окно…” / Для чего
    здесь многоточие?

ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТРОФЫ.

  • О чем хочет сказать поэт? / нет повода для грусти.
  • То, что было, уже прошло, посмотри в окно…”
  • Что же нынче? Как изменились краски? / “голубые
    небеса”, “блестя на солнце”, “прозрачный лес”
    /.

Контраст: вчера – сегодня / противопоставление
– художественный прием – антитеза /



Подведем итоги: зима не усыпляет, а зовет к
пробуждению.

Основное чувство: жизнеутверждение и оптимизм.

ЧТЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СТРОФЫ.

О чем говорят строки: “Приятно думать у
лежанки, но знаешь…” / стремление к движению
сохраняется; появляется готовность променять
уют на движение /.

ЧТЕНИЕ ПЯТОЙ СТРОФЫ.

Что значит: “…предадимся бегу нетерпеливого
коня…”?

Конь – символ устремленности вперед /
стремление /

Прочитайте еще раз последние строки. Они звучат
немного грустно. Почему? /они проникнуты
воспоминаниями/.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
“БУКЕТА”.

Рассмотрите внимательно свой “букет”. Найдите
в нем два самых главных “цветка”. / человек и
природа /

Что означает стрелочка на схеме? / человек
находится в единстве с природой /

Можем ли мы назвать это стихотворение
лирическим? Почему? / главное – человеческое
чувство /.

Благодаря чему эти чувства вылились в
произведение искусства? / благодаря красоте
природы /.

Вывод: стихотворение можно отнести к
пейзажной лирике.

Можем ли теперь сформулировать тему урока?
Попробуйте!

/ тема: Единство природы и человека в
стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”./

См. приложение к конспекту №3.

Схемы выдаются каждому ученику.

Схема заполняется параллельно с анализом
стихотворения. Учитель на доске, дети на
индивидуальных схемах.

Дети также могут работать у доски.

На доске карточка:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

На доске карточка:

АНТИТЕЗА.

На доске карточка:

СИМВОЛ.

См. приложение к конспекту №2.

На доске карточка:

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА.

Тема заносится в схему.

V. Подготовка к выразительному
чтению.

  • Как передать все это многообразие в своем
    чтении?
  • С каким чувством нужно читать такое
    стихотворение?
  • Кому может быть посвящено стихотворение? /
    женщине /
  • Как поэт называет ее? /друг прелестный,
    красавица, друг милый / Какую строфу будем читать
    особенно выразительно? Почему?

VI. Выразительное чтение детьми.

/несколько человек/

VII. Чтение стихотворения под
музыку.

Какую музыку вы подобрали бы к этому
стихотворению?

Послушайте музыкальный фрагмент “Ноябрь.
Тройка.” П.И.Чайковского. Послушайте музыку,
проследите, как сочетается мелодия пушкинского
стиха с настоящей музыкой.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ПОД МУЗЫКУ.

Что почувствовали? Поделитесь впечатлениями!

Используемый муз. фрагмент:
“Ноябрь.Тройка.” / “Времена года”
П.И.Чайковского/.

VIII. Поэтическая мастерская.

В последние минуты урока приглашаю вас в поэтическую
мастерскую.

Попробуйте создать свое литературное
произведение.

Помните: ваш стихотворный порыв должен
отразить то, что являлось темой нашего урока /
единство природы и человека /.

Вот начальные строки для работы:

1). Слышу песню соловья,
…………………………
…………………………
…………………………

2). Аромат сирени нежной
…………………………
…………………………
…………………………

ЗАЧИТЫВАНИЕ РАБОТ. ОЦЕНИВАНИЕ.

Время на выполнение работы: 10 мин. Дети работают
под музыку П.И.Чайковского. Стихотворный текст
можно заменить прозой. Работы желающих
зачитываются.

IX. Подведение итогов.

  • Почему стихотворение называется “Зимнее
    утро”?
  • Каковы основные чувства, пережитые поэтом и
    вами?
  • Что на ваш взгляд осталось недосказанным?
  • Что на уроке запомнилось больше всего?

Приложения.


Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.




Следующий: