Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов


В концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2001 года говорится:
Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений и
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции,
определяющие современное качество содержания
образования.

Лебедев О. Е. (журнал Школьные технологии № 5 2004
г. «Компетентностный подход в образовании»)
отмечает, что «уровень образованности в
современных условиях не определяется объемом
знаний, их энциклопедичностью. С позиции
компетентностого подхода уровень
образованности определяется способностью
решать проблемы различной сложности на основе
имеющихся знаний». Данный подход не отрицает
значение знаний, но он акцентирует внимание на
способности использовать полученные знания.

С позиции компетентностного подхода основным
непосредственным результатом образовательной
деятельности становится формирование ключевых
компетенций: предметной, коммуникативной,
информационной, учебно-исследовательской,
социальной, культурологической, валеологической
и рефлексивной. Цель образования согласно
компетентностному подходу: формирование
ключевых компетенций через формирование опыта
самостоятельного решения различных проблем.

Самостоятельный опыт учащихся не может
появиться без деятельности! Формирование
ключевых компетентностей возможно, в первую
очередь, в ходе самостоятельной учебной
деятельности. Но традиционные методы и
технологии не могут в полной мере осуществить
компетентно-деятельностный подход к обучению.

Общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений и
навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции,
определяющие современное качество содержания
образования. Выделяют следующие ключевые
компетенции: предметная, коммуникативная,
информационная, учебно-исследовательская,
социальная, культурологическая,
валеологическая, рефлексивная.

Среди новых педагогических технологий
наиболее адекватной поставленным целям обучения
является технология проектов. Практика
показывает, что использование проектной
технологии в образовательном процессе
обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых
компетенций: исследовательской,
коммуникативной, информационной, предметной.

Метод проектов широко внедряется в современной
школе во внеурочной деятельности в современной
школе. Но большая часть образовательных задач
решается непосредственно на уроке. Урок – это та
часть учебного процесса, где реализуются все
основные проблемы обучения, воспитания и
развития личности. Современный урок и сейчас
рассматривается не как статическая, а как
вариативная и постоянно изменяющаяся форма
организации учебной деятельности школьников.
Чтобы урок стал результатом совместного
творчества учителя и учащихся считаю
необходимым использовать технологию проектов.

Использование метода проектов на уроках
русского языка и литературы можно разделить на
два вида деятельности:

  1. Защита проектов на уроке:
    исследовательских, информационных, творческих.

  2. Обучение отдельным видам деятельности
    подготовки исследовательского проекта:
    целеполаганию, овладению различным видам чтения,
    овладению различным видам информационной
    обработки текста, анализу текста с точки зрения
    его темы, основной мысли, планированию
    деятельности, самостоятельной деятельности по
    реализации проекта, созданию устных
    монологических высказываний.



Защита самостоятельно подготовленных
проектов на уроке

Данный прием возможно использовать на уроках
изучения нового материала или обобщения и
закрепления изученного материала. Например:

Информационные проекты

«Государственный стандарт общего образования»
огромное внимание уделяет формированию владению
различными видами чтения и
информационно-коммуникативной деятельности.
Поиск нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа. Извлечение
необходимой информации из источников, созданных
в различных знаковых системах (текст, таблица,
график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание
достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации
из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации. Умение развернуто
обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства (в том числе от
противного). Объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Коллективные проекты

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с
различными видами справочной литературы, учатся
работать со словарями и создавать, по образцу
словари. Изучение раздела «Лексика» по программе
Разумовской М. Ф. совпадает с знакомством со
стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино». Так
на уроке литературы, изучая стихотворение М. Ю.
Лермонтова «Бородино», учащиеся 5а класса
работали над проектом словаря военных терминов.
Работа над таким проектом помогла
пятиклассникам не только научиться работать со
справочной литературой, но глубже узнать историю
своей страны, увидеть мастерство
Лермонтова-поэта, воплощенное в стихотворении
«Бородино». Проект включает в себя следующие
этапы.

этап ориентирования

Учащимся дается опережающее домашнее задание
по литературе: прочитать стихотворение,
выписать незнакомые слова и узнать их значение.
Формируем информационную, культурологическую
компетенции через самостоятельную деятельность
учащихся.

этап разработки

На уроке рассматриваем домашнее задание,
создаем совместно с учащимися модель словаря:
образец словарной статьи, структуру самого
словаря. Для этого рассматриваем различные виды
словарей: энциклопедический, толковый,
этимологический, орфоэпический, орфографический
– анализируем структуру словарей и словарных
статей. Формируем информационную,
исследовательскую, предметную компетенции через
учебную деятельность на уроке.

этап реализации проекта

В качестве домашнего задания ученики создают
словарные статьи по модели, разработанной на
уроке. Ученики в самостоятельной деятельности
реализуют полученные на уроке знания. Формируем
информационную, исследовательскую, предметную
компетенции через самостоятельную деятельность.

этап презентации результатов проекта

При поверке домашнего задания ученики,
защищают свои страницы словаря, объясняя
значение слова. Формируем коммуникативную
компетенцию через организацию выступлений и их
обсуждение.

этап оценки проекта



На заключительном этапе, когда представляются
самостоятельные работы, учащиеся обсуждают свои
работы, высказывают свое мнение о том, чему они
научились, что сделали, что еще можно было
сделать. Формируем рефлексивную компетенцию
через обсуждение самостоятельной учебной
деятельности и ее результатов.

Групповые проекты

Впервые групповую форму работы использовала
при обобщении и повторении темы «Синтаксис».
Учащиеся проводили синтаксический анализ текста
и защищали свой практические работы перед
классом (важно отметить, что тексты у каждой
группы совпадали, каждая группа искала «свое»
языковое явление синтаксиса).
В результате проведенной рефлексии ученики 5а
класса отметили, что работа в группе для них
оказалась сложна, потому что требовала не только
знаний, но и умения работать в коллективе, что
оказалось трудно в классе, где много
потенциальных лидеров.

При изучении рода имени существительного,
учащиеся 5а класса подготовили групповые проекты
и выступили с ними на уроке изучения нового
материала: «Род имени существительного». Работа
проходила в группах. Проект включает в себя
следующие этапы.

этап ориентирования

Каждая группа на этапе подготовке проекта
получила опережающее домашнее задание и
должна была определить роль участников группы:

  • лидера, который организует и координирует
    подготовку работы, распределяя деятельность
    учащихся;
  • выступающего, который защищает проект;
  • рабочую группу, которая осуществляет работу с
    учебной литературой и художественным текстом.

На данном этапе формируются социальная,
коммуникативная компетенции через организацию
самостоятельной деятельности учащихся.

этап разработки

На уроке при распределении групп, видов
деятельности, тем создаем паспорт проекта, в
котором отражаются все критерии, по которым
оценивается проект.

этап реализации проекта

Каждая группа получает свое задание, которое
заключается в сборе материала и подготовке
выступления по предложенной теме.

  1. Существительные женского рода.
  2. Существительные мужского рода.
  3. Существительные среднего рода.
  4. Существительные общего рода.

Формируются предметная и информационная
компетенции через самостоятельную деятельность
учащихся.

этап презентации результатов проекта

На следующем уроке при изучении темы «Род имени
существительного» каждая группа выступает с
защитой своего доклада и его оценкой.

этап оценки проекта

Учащиеся слушают выступления, оценивают их по
предложенным критериям, дополняют ответы.
Формируем предметную, коммуникативную,
рефлексивную компетенции через представление и
обсуждение проектов.



На уроках литературы метод групповых
проектов может быть использован для закрепления
темы «Художественные средства выразительности».
На протяжении нескольких уроков ученики
знакомились с различными видами тропов. Для
проверки степени усвоения материала, ученикам
была предложена работа по анализу поэтического
текста на предмет художественных средств
выразительности. Работа проходила в группах.
Каждая группа на этапе подготовке проекта должна
была определить участников группы и подготовить
проект: анализ стихотворения с точки зрения
художественных средств выразительности (выявить
в поэтическом тексте тропы: эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения).

Выступить перед классом со своей работой.

Поэтические тексты:

С.А. Есенин «Черемуха»
С.А. Есенин «Пороша»
К. Бальмонт «Снежинка»
А.А. Блок «Осень»

Индивидуальные проекты

Индивидуальные проекты учащиеся готовили в
качестве домашнего задания к уроку обобщения и
закрепления по теме «Имя существительное».

Данная часть речи была выбрана, так как она
более знакома учащимся и самостоятельная работа
учащихся подкреплена глубоким знанием теории и
применить полученные знания на практике. Каждый
ученик 5а класса получил предложение, в котором
ученики должны были проанализировать слово,
принадлежащее к имени существительного, проведя
фонетический, орфографический, мофемный,
лексический, морфологический анализ. Что
позволяет применить учащимся свои знания в
комплексе и дают представление о языке как
целостной системе и применить учебные навыки,
полученные в течение учебного года. Проект
включает в себя следующие этапы.

этап ориентирования и разработки

На уроке обобщения и закрепления по теме «Имя
существительного» учащимся предлагаются
индивидуальные домашние задания и модель
(образец) его выполнения. Учащимся необходимо,
используя знания, полученные в 5 классе,
проанализировать одно слово имени
существительного с точки зрения звукового,
морфемного состава, правописания,
грамматического и лексического значения слова.
Формируется предметная компетенция через
учебную деятельность.

этап реализации проекта

Выполнение домашнего задания позволяет
учащимся использовать полученные знания в
комплексе, исследуя всесторонне слово и
используя различную необходимую справочную
литературу, словари и свои собственные знания по
предмету. Формируются предметная,
исследовательская и информационная компетенции
через самостоятельную учебную деятельность в
ходе выполнения домашнего задания.

этап презентации результатов проекта и его
оценки

На следующем уроке учащиеся защищают свои
работы, объясняя свою деятельность в ходе
подготовки задания. Результаты обсуждаются всем
классом и делаются выводы об имени
существительном как части речи. Формируются
предметная, коммуникативная, рефлексивная
компетенции при защите, оценивании и обсуждении
выполненных работ.

Творческие проекты

Данный тип проектов использую на уроках
развития речи, посвященных обучению созданию
текстов определенных жанров, а также при
подготовке нестандартных уроков.

Коллективные проекты

Возможно использовать данный вид проекта при
подготовке и проведении урока в старших классах.
При изучении поэзии Серебряного века в 11 классе
ученикам было предложено подготовить и провести
нетрадиционный урок, посвященный изучению
биографии М. И. Цветаевой. Учащиеся не только
выступили в качестве докладчиков, ведущих и
чтецов на данном уроке, но и участвовали на этапе
подготовки данного урока и разработке
компьютерного сопровождения. Проект включает в
себя следующие этапы.

этап ориентирования и разработки

Весь класс разделился на три группы (1 –
организаторы, 2 – выступающие, 3 – техническая
группа)

1 группа: должна была собрать информацию,
выбрать самую интересную и важную, подобрала
поэтические тексты и вместе с учителем создала
сценарий урока.
2 группа: должна была подготовить и провести урок
в форме литературной гостиной, посвященный жизни
и творчеству М. И. Цветаевой.
3 группа: должна была подготовить компьютерное
сопровождение урока (презентацию).

На данном этапе учащиеся выбирали род своей
деятельности исходя из своих интересов,
склонностей и предпочтений, знаний и умений.
Происходит формирование социальной и
коммуникативной компетенций через обсуждение
видов деятельности, необходимых для реализации
проекта.

этап реализации проекта

Определив вид своей деятельности, учащиеся
приступили к подготовке урока в соответствии со
своими ролями. На данном этапе каждая группа
осваивала различные компетенции: 1 – предметную,
информационную, исследовательскую,
коммуникативную; 2 – предметную и
коммуникативную; 3 – предметную, информационную
компетенции.

этап презентации результатов проекта и его
оценки

В проведении урока участвовала 2 группа, 1 и 3
группы являлись зрителями. Но участи в
подготовке выступления заставило учащихся иначе
взглянуть на урок, так как они увидели, услышали и
оценили результат своей деятельности.
Формируется рефлексивная компетенция в ходе
обсуждения урока и самоанализа деятельности
учащихся.

Групповые проекты

При изучении творчества И. А. Крылова в 5 классе,
выделяю один час на внеклассное чтение и провожу
его в форме защиты творческих проектов. Проект
включает в себя следующие этапы.

этап ориентирования и разработки

На первом уроке школьники получают задание:
инсценировать басню И. А. Крылова. Учащиеся
делятся на группы, вместе с учителем выбирают
басню для инсценировки, распределяют
деятельность в группе. Формируем социальную,
предметную компетенции при разработке проекта.

этап реализации проекта

Учащиеся самостоятельно работают с текстом
басни, перерабатывают ее текст для инсценировки,
организуют деятельность в группе и проводят
репетиции. Через самостоятельную деятельность
учащихся формируются информационная,
коммуникативная, социальная, предметная
компетенции.

этап презентации результатов проекта и его
оценки

На заключительном уроке (внеклассном чтении)
защищают свои проекты: выступают с
инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает
творческие работы по предложенным учителем
критериям. Формируются коммуникативная и
рефлексивная компетенции.

Индивидуальные проекты

При изучении русской народной сказки на уроке
литературы в 5 классе уже на первом уроке перед
учащимися поставлена цель: осознать и осмыслить
жанр сказки и создать собственный текст в
данном жанре. Проект включает в себя следующие
этапы.

этап ориентирования

Поставив в начале этих уроков цель: создать
свою сказку. На протяжении всех уроков,
посвященных изучению сказки, мы с учащимися
создаем определенную модель сказки, выделив
своеобразие и жанровые черты. При анализе
художественного произведения на уроке
происходит формирование предметной,
информационной, культурологической и
исследовательской компетенций.

этап разработки

На уроке развития речи, который завершает
изучение сказки, создаем проект сказки,
обобщенную модель и алгоритм действия. Создание
абстрактной модели сказки позволяет дать
представление о жанре и формировать предметную
компетенцию.

этап реализации проекта

Дома ученики создают самостоятельно текст
сказки. Текст в данном случае становится
продуктом их самостоятельной деятельности и
работа над ним формирует коммуникативную,
предметную компетенции.

этап презентации результатов проекта и его
оценки

Созданные работы учащиеся по желанию читают на
уроке, в классе происходит обсуждение работ с
точки зрения соответствия жанра. В ходе
выступлений и обсуждений формируются
предметная, коммуникативная компетенции.

Еще один проект – создание текста малого жанра
фольклора, использую в качестве домашнего
задания при изучении жанров частушки, загадки.
Дети с интересом выполняют данные задания и в
этом учебном году ученики 5 класса создали
(написали) частушки о школе, которые были
опубликованы в школьной газете.

Исследовательские проекты

Данные проекты использую в качестве докладов
на вводных уроках и во внеурочной деятельности.
Работа над данными проектом происходит вне
урока, так как требует от учащихся определенных
навыков, интересов и склонностей к
исследовательской деятельности. На самом же
уроке обучаю учащихся отдельным видам
деятельности, необходимым для подготовки такого
проекта.

Обучение отдельным видам деятельности
подготовки исследовательского проекта

Исследовательский подход делает учащихся
творческими участниками процесса познания, а не
пассивными потребителями информации, педагоги
становятся соучастниками процесса познания
мира. Исследовательский проект – составная
часть современных педагогических технологий.
Проектный метод становится средством
активизации познавательной деятельности,
формирования определенных личностных качеств и
ориентируется на применение накопленных знаний
и приобретение новых (порой путем
самообразования), на активное включение
полученных знаний в освоение новых способов
человеческой деятельности.

Формирование исследовательской позиции
учащихся — задача нелегкая. Ребят к поисковой
деятельности необходимо подготавливать годами,
всегда помня, что в стенах школы «не мыслям
надобно учить, а учить мыслить».

При выполнении проекта возникают трудности
объективного характера, преодоление которых –
основная задача педагогических целей проектного
метода. Поэтому кроме реализации метода проекта,
на уроках осуществляю обучение отдельным этапам
проектной деятельности.

Постановка целей и задач

Одним из главных этапов работы над проектом –
целеполагание и постановка задач. Данный вид
деятельности формируется на каждом уроке
русского языка и литературе.

Ученики, исходя из темы урока учатся определять
цель (чего мы должны достичь в ходе урока) и
ставить задачи (что мы должны сделать для
достижения цели).

Тема: Правописание приставок.

Цель: изучить особенности
правописания приставок.

Задачи:

  • познакомится с правилом правописания приставок;
  • научиться применять правило правописания
    приставок.

Работа с различными источниками
информации

Важным этапом при подготовке проекта является
работа с различными источниками информации:

  • овладению различным видам чтения
    (ознакомительными, изучающим, просмотровым);
  • овладению различным видам информационной
    обработки текста (план, конспект, образон);
  • анализу текста с точки зрения его темы, основной
    мысли;

Обучение работе с текстом осуществляется не
только на уроках развития речи, но и на уроках
изучения нового материала с целью овладения
различными видами чтения и анализом текста с
точки зрения его темы, основной мысли.

Учащимся предлагаются тексты, с различными
заданиями:

  • Определите тему текста.
  • Определите основную мысль текста.
  • Найдите новую для вас информацию о глаголе как
    части речи в тексе.
  • Найдите полезную информацию о правописании
    корней глаголов.
  • Составьте определение безличного глагола.

Еще один вид работы – овладению различным
видам информационной обработки текста (план,
конспект, образон). На этапе обучения русскому
языку и литературе, данный вид работы
производится совместно с учителем.
Отличительной чертой деятельности учащихся на
этом этапе является развитие исследовательских
умений: умения собирать информацию, наблюдать,
сопоставлять явления и факты, анализировать,
строить гипотезы и обобщать.

Литература:

  1. Вершинина Т.С. Стандартизация образования//
    Справочник заместителя директора школы. – 2008. –
    № 8. – С. 4 – 9.
  2. Могилев А.В. Интернет-проекты в системе
    образования// Справочник заместителя директора
    школы. – 2008. – № 9. – С. 8 – 20.
  3. Лебедев О.Е. Компетентнотный подход в
    образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. –
    С. 3 – 12.



Следующий: