Острые чувства кризиса цивилизации в рассказе Господин из Сан-Франциско

Цели: раскрыть философское содержание
рассказа; развивать системность,
самостоятельность мышления, потребность в
познании, навыки самостоятельной работы,
способность высказывать свою точку зрения и
защищать ее.

Ход урока


Цели каждого этапа Учитель Ученик
Ц.1. Организация ситуации успеха

2. Актуализация понятий.

3. Ситуация «разрыва».

4. Самостоятельная поисковая работа.

5. Подвести к целостному восприятию и осознанию
текста.

6. Социализация представлений и защита ответов
на вопрос. Рефлексия.

7. Оценка, самооценка деятельности на занятии.

-Ребята, как вы понимаете слово
цивилизация?

- Что такое кризис?

- В настоящее время много говорят о ФИЛОСОФИИ, в
разных ее проявлениях. Сегодня и мы постараемся
раскрыть философское содержание нашего
рассказа.

- Что такое философия?

- Как это слово переводится?

- Итак, в ходе сегодняшнего урока мы попробуем
раскрыть мудрость данного рассказа.

- Для начала вспомните, в каком году был написан
рассказ?

- Какие мировые события связаны с этим временем?

- Правильно, а почему господин именно из
Сан-Франциско? Послушаем небольшое сообщение.

- А литература призвана отображать жизнь людей,
особенно в переломные моменты.

РАБОТА ПО КАРТИНЕ

-Посмотрите на картину «Последний день
Помпеи». Это полотно на уроке неслучайно.
Недалеко от Катри, куда направлялся наш герой,
есть вулкан Везувий.

- Чем он знаменит?

- Это тоже скрыто в контексте произведения и уже
здесь Бунин закладывает философское звучание.

- Любая война, конечно же, является кризисом для
цивилизации, для народа. Это и отразил автор в
рассказе.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

- В тексте много образов-символов, каково их
назначение?

- Посмотрите на характер отношений
«Атлантиды» и океана (согласие, несогласие)

- Посмотрите на жизнь на корабле, какая она?

-Что напоминает эта картина?

- Видите, идет переплетение социальных и
философских проблем. Бунин показывает
биполярность мира вообще. И затрагивает вечные
проблемы: как соотносятся верхи и низы.

- Кто является представителем «верха»?

- Как его зовут?

- А раз нет имени, значит, нет человека. Он
господин, в этом его суть.

- Зачитайте его портрет. Что в нем необычного?

- Что такое глаза?

- Какой сделаем вывод?

- Как вы думаете, что этим хотел сказать Бунин,
показав жизнь богатого буржуя?

- Какой же вывод напрашивается?

- Как общество отнеслось к смерти господина?

-Ребята, подумайте, что напоминает пароход в
этом рассказе?

- Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас
помнят, пока вы живы и богаты?

- И за всем этим наблюдает природа. Как решается
конфликт между человеком и природой?

- И здесь опять философская основа конфликта,
который переплетается с социальным.
Показываются бедные и богатые, что деньги
отчуждают человека от природы.

- Здесь мы рассмотрим роль эпизодических героев
(Лоренцо, горцы). Чем они заняты?

- Какой же философский вывод напрашивается, в
деньгах ли счастье?

- И так же, как противопоставляются инструменты,
противопоставляются и люди. Те, кто живет не по
законам природы, искусственно, обречены на
гибель, крах. Какой же основной философский
замысел заложен в рассказе?

- Ну и подводя итог урока, хочется, чтобы мы
обратились к эпиграфу, который в 1951 году был снят
самим Буниным. «Горе, тебе Вавилон, город
крепкий». С какой целью он был написан, и с какой
убран?

- Размышления о жизни и смерти, о добре и зле.

- Оно состоит из 2-х корней фило-люблю, софия-что
значит мудрость.

- В 1915году.

- Шла первая Мировая Война.

- В это время данный город прославился после
«золотой лихорадки» гигантским развитием
монополий, город захватил всю торговлю на
Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в
Сан-Франциско произошло большое землетрясение,
принесшее много разрушений и страданий.

- Уничтожил Помпею.

-»Атлантида», как Титаник — символ погибшей
цивилизации, неустоявшей перед стихией.

Океан-символ стихии, природы.

Капитан-идол, страх.

Заглавный герой-он в названии, но без имени.

-»Атлантида» живет по своим законам: блеск,
шум, богатые люди, цивилизация. Океан-бушует, свои
законы.

- Автор показал, что люди на корабле живут в 2
ярусах: верх — богатые, низ — бедные.

- Рай и ад.

- Человек, едущий на Капри.

- У него нет имени, просто господин. Он сам себя
называет господин.

- Нет описания глаз.

- Зеркало души.

- У героя нет души, он весь искусственный, но
богатый.

- Деньги это не главное, и мы видим, что когда
заглавный герой умер, то, несмотря на его
богатство, его поместили вниз, к бедным.

- Смерть уравнивает всех, могущество господина
оказалось призрачным.

- Жизнь продолжалась, про него забыли.

- Модель человеческого общества.

Ответы детей.

Работа детей с текстом.

- Они играют великолепную музыку на Божьем
инструменте — волынке.

- Счастье не в деньгах, а в радости самого бытия.
И волынка горцев, словно противопоставляется
оркестру на корабле.

Наверное, главный философский замысел автора в
том, что в будущем это приводит к великим
катастрофам.

Ребята письменно отвечают на вопрос.

Следующий: