Остров сокровищ. Урок географии 7-й класс

Обобщение знаний по теме «Материки и
океаны».

Задачи:

  • Повторить и проверить знания учащихся о
    материках и океанах.
  • Формировать умение применять знания в
    нестандартной ситуации.
  • Вызвать интерес у учащихся к географии, как
    науке.
  • Воспитывать у учащихся общечеловеческие
    качества: чувство локтя (команда), выбор и
    авторитет лидера, взаимопомощь, любовь к природе,
    дружбу.

Оборудование:

  • физическая карта мира с проложенными
    маршрутами;
  • кораблики «Волна», «Черная стрела» (названия
    кораблей), флаги;
  • виды г. Санкт — Петербург;
  • «Остров сокровищ» со станциями «Дружба»,
    «Пираты», «SOS», «Откуда вы?», «Тайна»,
    «Животные»;
  • сундук с «сокровищами»;
  • Слайды «Из истории путешествий и открытий»;

ТСО: магнитофон, фильмоскоп.

Содержание урока

1. Вводная часть урока.

Здравствуй, география!
Ты мне так нужна!
Как человеку воздух,
А рыбам всем вода.

Если б не было тебя,
Я б не знала острова,
Сельву, страны, города,
Реки, горы и моря.

Здравствуй, география!
Шлю тебе привет!
Я жду тебя и радуюсь,
Что есть такой предмет!

Гимном географов всей страны считается песня М.
Львовского и М. Светлого «Глобус».

Звучит первый куплет песни «Глобус».

Кто бывал в экспедиции,
Тот поет этот гимн,
И его по традиции
Мы считаем своим.

Наверное, в каждом из нас заложено стремление
познавать мир. Это стремление связано с
ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим
бесконечно вглядываться в бездонное звездное
небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя
костров. Откуда в нас это? Может, нечто подобное
испытывали и путешественники, чьи жизни отделены
от нас временем.

Демонстрация слайдов.

1 — корабли Д. Кука — доказал, что Австралия -
самостоятельный

2 — Д. Кук материк.

3 — В.В. Юнкер -19 век, посвятил свою жизнь
изучению Центральной и Восточной Африки.

4 — Н.И. Вавилов — 20 век, организовал экспедиции
для изучения культурных растений.

5 — Н.Н Миклухо-Маклай — посвятил себя изучению
жизни островитян Океании.

6 — группа Амундсена на Южном Полюсе — впервые
покорил Южный Полюс.

7 — могила Р. Скотта и его спутников на леднике
Росса — не вернулся с Южного полюса Р. Скотт.

8 — М.М. Сомов — начальник первой Советской
Антарктической экспедиции.

Демонстрация портретов:

Х.Колумб, Ф. Магеллан, Пржевальский, Тур
Хейердал, Лазарев и Беллинсгаузен, Кусто.

Там за далью непогоды
Есть блаженная страна,
Но туда выносят волны
Только смелого всегда:

Разные времена, разные люди, разные причины
толкают нас на дорогу открытий и приключений. Мы
же отправляемся на поиски клада, хранящегося на
далеком острове сокровищ. Его достигнет тот, кто
в ладах с книгой, картой, компасом, ведь в дальних
опасных странствиях дороже денег ценятся знания,
умения и дружба:

Основная часть.

Сегодня в путь отправляются два парусных судна:

  • «Волна»
    • Штурман:
    • Капитан:
  • «Черная стрела»
    • Штурман:
    • Капитан:

Пройдет 6 долгих месяцев, пока мы достигнем
заветного острова, а скорость движения будет
зависеть от ваших знаний и умений. Начнем мы свой
путь из Балтийского порта, прекрасного города на
Неве — Санкт-Петербурга. Найдите его на карте и
посмотрите виды этого города. (Установить
корабли).

Никто на свете не может предсказать. За каким
поворотом нас ждет удача.

(Выкатывается бутылка). Но вот судьбы
улыбнулась и вам, на берег выброшена бутылка. Что
в ней?!

(Раскрываем и достаем записку и план).

Но что здесь написано? Давайте попробуем
расшифровать! (Отметить остров на карте).

Ребята, остров сокровищ находится в бассейне о.
Гудларк между берегом Новой Гвинеи и
Соломоновыми островами. Там обнаружены
богатейшие месторождения золота, серебра. Самое
крупное месторождение меди.

Вот как описывал этот остров Стивенсон в романе
«Остров сокровищ».

(Демонстрация слайда «Берег Новой Гвинеи»,
зачитать отрывок стр. 67).

Уважаемые штурманы, вот вам маршрутные карты. О,
Боже, что с ними случилось? Все надписи стерты!
Ребята, мы сможем восстановить схему?!

Покажите ваш маршрут на карте!

(Голос в динамике). «Капитаны шхун «Волна» и
«Черная стрела» вы нарушили границу и
находитесь в территориальных водах Испании.
Просим вас остановиться и сообщить кто вы! Откуда
вы?» (Сообщают свой точный адрес).

(Звучат сигналы SOS, учитель надевает наушники,
слушает).

Рыбацкое судно в беде, 10 дней они в открытом
море, вышел из строя компас, потеряны карты,
просят помощи. Поможем?! «Сам погибай, а товарища
- выручай!» — гласит народная мудрость. Назовите
материки!

(Звучит 3 куплет «Глобуса»).

(Учитель смотрит в бинокль).

Ребята, навстречу идет какое-то судно. Что это
за звуки? Господи, да это же пираты! Кажется,
перестрелка неизбежна!

(Звучит песня «Разбойники», вбегает пират и
задает вопросы командам).

Вопросы:

  1. Самый большой материк?
  2. Самый маленький материк?
  3. Самый жаркий материк?
  4. Самый холодный материк?
  5. Самый сухой материк?
  6. Самый влажный материк?
  7. Самый большой океан?
  8. Самый маленький океан?
  9. Кто открыл Америку?
  10. Кто открыл Антарктиду?

Сражение выиграно, пираты отступают.

Физкультминутка.

Ребята, посмотрите, впереди сказочный остров и
называется он «Тайна». Но наш корабль не сможет
причалить — слишком мелко! Давайте бросим якорь
и сплаваем к острову.

(Прыгаем, плывем, лезем на крутой берег, устали;
пьем сок и возвращаемся на корабль).

Но что это я вижу? Страшные волны — цунами -
смыли с берегов и выбросили животных на остров.
Животные в панике, это не их дом. Давайте поможем
им вернуться!

(Капитаны расселяют животных по материкам,
картинки расставляют на карту под музыку «В мире
животных»).

Ну что же, в путь!

Я читаю вам слова, вы к ним прислушиваетесь и
находите лишние. Покажите, как вы это узнали!

(Карточки со словами: а) «Ильямпу»,
«Костюшка», «Чимбарасо», «Аконкагуа»; б)
«Нил», «Конго», «Замбези», «Оринока»).

(Звучит веселая музыка).

Вот и остров! (Выбегают на берег). А где же
сокровища?! (Входит хранитель клада).

- Ну-ка, ну-ка. Поглядим!
Так просто клад не отдадим!
Ключ к замку — словарь по теме.
Чтоб сберечь нам с вами время,
Я читаю вам куплеты.
Говорите вы ответы!

- От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его?
(Овраг).

- Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан.
Фонтан вам тот известен.
(Гейзер).

- По морю идет — идет
До берега дойдет,
Тут и упадет.
(Волна).

- Виден край, да не дойдешь! (Горизонт).

Что ж, ключ ваш. Я убегаю!

Капитаны открывают сундук и достают самое
ценное сокровище «Дружба». Как вы поступите с
конфетами?

Заключение.

География — наука
Путешествий и открытий.
Про нее вам все расскажет
Географии учитель!

Вместе с ним перенесетесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это!

Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах.
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.

Вам учитель все расскажет.
Объяснит и нарисует
На вопросы все ответит —
Было так и дальше будет!

(Читает и делит конфеты поровну).

(Все ребята выходят к доске, встают полукругом и
исполняют песню «Алые паруса»).

Вам желаю увидеть лицо всей Земли!
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов!
Алый парус мечты пусть по свету ведет корабли!

Счастья вам. Дорогие ребята! Спасибо!

Следующий: