Остаться человеком по повести А. И. Солженицына Один день Ивана Денисовича

Эпиграф
к уроку:

1. «…и чем
дальше, тем крепче держался…»

2.
«…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»

Оборудование
урока:
на
доске портрет А.И.Солженицына, проектор, экран, презентации (Приложение 1).

Цель
урока:

1.
Проанализировать повесть А.И.Солженицына.

2.
Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения
человеческого достоинства в любых условиях.

3.
Показать связь приведения Солженицына с традициями русской классической
литературы.

Ход урока

1. Вступительное
слово учителя.
(из
статьи Лидии Чуковской)

Бывают
судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким –
то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано
историей страны, взлётами и падениями её народа.

Одна из
таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.

Жизненная
известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в
военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе
сталинских репрессий, — заключённый.

Чудовищно
и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.

1953 год.
Сталин умер.

Смерть его
сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны
партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его
выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами
невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.

И тут на
историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему
лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его
товарищами.

Так страна
узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов,
которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.

2. Проверка
опережающего домашнего задания (1)

«Как это родилось? Просто
был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и
подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно
описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в
одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день
одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет
всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было
безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от
рака. И вот уже… в 59 – м…»

«Задуман
автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг.
Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый
политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый
мир», осенью того же года.

Образ
Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско –
германскую ( и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта
автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их
подлинными биографиями».

3. Новая
тема

Учитель. Попробуем и мы с вами
по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.

- Какие
строки позволяют читателю увидеть все реалии этой жизни?

Возможные
цитаты:

«…Прерывистый
звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца…»

«…дневальные
несли одну из восьмиведёрных параш…»

«…Трое
суток кандея с выводом…»

«..фонари…Так
много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды..»

Проверка
опережающего домашнего задания (2):

В лагере,
изображённом писателем, своя строгая иерархия:

Есть
властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковой,
«тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию:
смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной кручёной плёткой). Есть
надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз
«как тать в ночи»). Есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях
иерархической лестницы. Здесь встречаются «хозяева», недурно устроившиеся, мельтешат
«шестёрки», доносители, осведомители, самые худшие из заключённых, предающие
своих же собратьев по несчастью. Фетюков, например, не стыдясь и не брезгуя,
лижет грязные миски, из плевательницы окурки выгребает. Есть «сачки»,
околачивающиеся в лазарете, «придурки». Встречаются рабски приниженные и
обезличенные.

Вывод. Один день от подъёма до
отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно
события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней,
что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях
его окружавших.

Учитель.
Солженицын
вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шаклах» — всего по одному
предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко,
Фетюков. Приём «говорящих» имён относит нас к произведениям Фонвизина и
Грибоедова. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный
«разрез» лагеря, сколько характеры заключённых , которые непосредственно
связаны с главным героем.

- Кто они?

Проверка
опережающего домашнего задания (3)

Возможный
вариант ответа:

Это
заключённые, которые не роняют себя и сохраняют своё лицо. Это старик Ю-81,
который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть
стоит», но при этом не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый
старик» Х-123, убеждённый фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин, бывший
узник Бухенвальда, который состоял в подпольной организации. Немцы его за руки
подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы теперь продолжить свои
мучения в советском лагере.

Это латыш
Ян Кильдигис, пребывающий в лагере два года из отмеренных двадцати пяти,
прекрасный каменщик, не потерявший склонности к шутке. Алёшка – баптист, чистый
сердцем и опрятный внешне юноша, носитель духовной веры и смирения. Молится о
духовном, убеждённый, что господь с него и других «накипь злую».

Буйновский,
бывший капитан второго ранга, командовавший на миноносцах, «ходивший вокруг
Европы и Великим северным путём», держится бодро, хотя на глазах «доходит».
Способен в трудную минуту принять удар на себя. Готов сражаться с жестокими
надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток
карцера», значит на всю жизнь лишится здоровья.

Тюрин со
следами оспы, в прошлом крестьянин, но в лагере сидит 19 лет как сын
раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность у него теперь
бригадирская, но для заключённых он словно отец родной. Рискуя получить новый
срок, он заступается за людей, оттого-то его уважают и любят, стараются не подвести.

Учитель.
Стараясь
уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В
каком произведении мы уже встречали подобную ситуацию?

(Е.Замятин
«Мы»)

Действительно,
Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с
человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место,
которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.

Учитель. Иван Денисович Шухов.
Кто он, главный герой рассказа Солженицына?

Проверка
опережающего домашнего задания(4)

Возможный
вариант ответа:

Иван
Денисович Шухов, сорокалетний крестьянин, вырванный злой волей и из армии, где
он честно сражался, как все, за родную землю, и из семьи, где мыкаются без него
жена и две дочки, лишившийся любимой работы на земле, такой важной в голодные
послевоенные годы. Простой русский мужик из деревни Темгенёво близ Поломни,
затерянной в средней полосе России, он ушёл на войну23 июня 1941 года, бился с
врагами, пока не попал в окружение, завершившееся пленом. Бежал оттуда с
четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни
следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял,
сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова потом предложили выбор. «И расчёт
был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть
поживёшь ещё малость. Подпись.» Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается
ныне, что Шухов за измену Родине сел. С этим тягостным крестом оказался Иван
Денисович сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском
каторжном, где на ватные брюки ему нашили лоскут с арестантским номером Щ-854.



Учитель. Как живёт или, вернее
сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время
пребывания в заключении?

Возможные
варианты ответов:

«…Шухову
крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:

- Здесь,
ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто
миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.»

« Не
считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да
за обедом пять, да пять за ужином.»

«..Цезарь
курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и
вполоборота глядел мимо него.»

«Шухов уже
сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда
не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»

«…а Шухов
понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»

«Тоже вот
и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер.»

«К Шухову
деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца –
два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»

Вывод. Вот уже восемь лет Иван
Денисович Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть
«придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен
позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и
упорство, и смекалку.

Учитель. Что объединяет всех
этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….

Возможный
вариант ответа:

Все они
вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь
обязательно выжить , но не утратить человеческого облика.

Учитель. Что помогает им не
опуститься, не превратиться в животное?

Возможный
вариант ответа:

Каждый из
них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не
возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не
суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить
себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.

Учитель. Обратимся к эпиграфу
нашего урока «…и
чем дальше, тем крепче держался…». Теперь зная довольно много о героях повести,
объясните, как вы понимаете это выражение. К кому по-вашему его можно отнести в
первую очередь?

Учитель. Попробуем объяснить и
вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?

Вывод. Иван Денисович продолжает
плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев
Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний,
страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается
выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить
себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое
достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все
удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка
эпиграфа.

Учитель. Когда-то
Ф.М.Достоевский в романе « Записки из мёртвого дома» описал год жизни на
царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на
все кандалы и шпицрутены, царская выглядит более милосерднее, если такое слово
уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех
лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и
насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании
присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов
заканчивает этот день.

Засыпал
Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день…почти счастливый…».)

Неужели
действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек
может быть счастлив в своём несчастье?

Возможный
вариант ответа:

В карцер не попал, не заболел, на шмоне не попался, пайку лишнюю
«закосил»…отсутствие несчастий в условиях, которые не можешь изменить — чем не
счастье?! «На дню у него выдалось много удач..»

Учитель. Одним из приятных
моментов этого дня Иван Денисович считал работу. Почему?

Чтение
и анализ сцены кладки стены ТЭЦ.
(со слов «И не видел больше Шухов ни озора
дальнего..» до слов «И наметил он, куда сколько шлакоблоков класть..»; со слов
«..Но Шухов не ошибается…» до слов «Такая пошла работа – недосуг носу
утереть…».)

- С каким
настроением Шухов работает?

- В чём
проявляется его крестьянская бережливость?

- Как можно охарактеризовать работу Ивана Денисовича?

- Какие
слова предложения свидетельствуют о добросовестном отношении Шухова к работе?

Вывод. Врожденное трудолюбие –
это ещё одно качество героя Солженицына, которое роднит его с героями русской
литературы 19 века и которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь
каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает
добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя
бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого,
задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую
способен испытать труженик – крестьянин.

4. Заключительное
слово учителя

О таком
маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько
раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать
его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской
литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме,
поставленной в заглавие урока.

В начале
прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по
своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич
Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн
человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство,
выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались,
погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать
детей и беззаветно любить свою Родину.

5. Домашнее
задание

В рамках
одного урока обсудить, проанализировать все стороны такого многогранного
произведения не возможно. Я предлагаю вам написать сочинение о том, о чём мы не
успели поговорить. Что вы смогли увидеть в повести, а мы упустили. К каким
выводам вы пришли, а мы не смогли.




Следующий: