«Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родине в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок проводится по учебнику для 7-х классов
общеобразовательных учреждений, Москва
«Просвещение», автор-составитель В.Я. Коровина с
использованием интерактивной доски или
проектора, текста повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба», тетради.

Тема урока:

«Остап и Андрий в бурсе. Степь как
образ Родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба».

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и
    Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение
    красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ
    на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и
    объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи
    различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель

. Братья росли, и в 12-летнем возрасте
их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как
это, очевидно, было заведено в казацких семьях.
Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и
разностороннее представления о нем. Время
пребывания Остапа и Андрия в бурсе — это время
взросления, переход от подростка к юноше, когда
активно идет процесс формирования личности,
становления характера, начинают определяться
нравственные критерии, когда вот-вот встанет
вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные
качества нужно в себе выработать, чтобы стать
настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока:

В какой мере
бурса способствовала или, наоборот, мешала их
правильному формированию и что делали в этом
направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: «Какими вы
представляете условия жизни в бурсе?»

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод
в тетрадь.

Вывод:

Бурса — особый мир, во многом страшный.
Отупляющая и оглупляющая «долбня» сочеталась с
культом грубой силы. Плохое «содержание»,
частые наказания голодом, беспрестанная порка
(«припарки») рождали в бурсаках
предприимчивость, сообщали их характерам
твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: «Остап в бурсе».

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод
в тетрадь.

Вывод:

Сложные взаимоотношения сложились у
Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа
проявляются такие качества, как упорство,
целеустремленность. Остап — надежный товарищ и
друг. Ему можно верить, на него можно положиться.
Он не подведет, не выдаст, всегда придет на
выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он
простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет
настоящий боевой казак, девизом которого станут
«война и пиршество».

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: «Андрий в бурсе».

Учитель

. Особо нужно отметить слова Гоголя о
живости и большей развитости чувств у Андрия. Не
одна жажда подвига владела им — его волновала
жажда любви, что необычно в то бранное время,
когда женщина была «каким-то странным существом
в этом сборище безжизненных рыцарей». Обратить
внимание на то, каким потрясением было для
впечатлительного и пылкого юноши представшее
перед ним видение: «Он оторопел. Он глядел на нее,
совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица
своего грязь, которою еще больше размазывал».

Учитель

. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод.

Учился без напряжения, охотно и легко.
Отличался изобретательностью и живостью
характера. Умел увертываться от наказания.
Жаждал подвига, отличался безумной смелостью,
большой физической силой, вспыльчивостью, гордым
нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у
Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви,
внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то
неизведанного отдаляет от товарищей. Был
потрясен встречей с полячкой, думает о ней
беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той
драмы, которая закончилась трагической и
позорной смертью Андрия.

Вывод.



Мужествен, силен, ловок, полон отваги.
Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то
смутном ожидании, в общении с окружающими больше
личностного, субъективного. Привлекает пылкость
чувств, неотразимое юношеское очарование.
Настораживает отъединенность от товарищей. Его
жизненный путь — не обычный путь казака.

Учитель

. Следующий этап в изучении образов
Остапа и Андрия — их жизнь в Запорожской Сечи,
когда окончательно складываются их характеры.
Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж
долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту
дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель

. Найдите в тексте слова, которые
передают богатство чувств Гоголя, его отношение
к степи.

Вывод

: любование и любовь, восхищение и
изумление — чувства, которые переполняют душу
автора.

Учитель

. В чем видит Гоголь чарующую красоту
степи, чем он восхищается и как передает свое
восхищение?

Учитель

. Какой вид искусства напоминает
пейзаж?

Вообразите себя художником, который на
основании описания Гоголя рисует большое
полотно — степь днем.

Учитель

. Что должна напоминать степь на
картине? Какой основной образ проходит через все
описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель.

Подтвердите это текстом.

Учитель

. Кроме необъятности, безбрежности,
чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель

. Проследите по тексту, как
меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель

. Найдите в тексте два понравившихся
образа и объясните их.

Учитель

. Каких людей, какие характеры должна
была породить степь?

Учитель.

Можно ли считать Тараса с сыновьями
и других запорожцев, выведенных в повети, именно
такими героическими натурами, сильными,
мужественными, готовыми к подвигу?

Вывод.

Образ степи для Гоголя — это образ
Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги
и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные,
бескрайние степные просторы помогают понять
характеры запорожцев. В такой степи могут жить
лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди,
наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь
- Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером
словесной живописи, создающим удивительно яркий
зрительный образ степи.

Вывод.

Этим вопросом открывается тема
подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ
матери-Родины, породившей могучие богатырские
характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек
гибнет, превращается в «подлую собаку».

С образом степи и образом казаков неразрывно
слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой
и дорогой казакам.

Домашнее задание

.

Выучить наизусть или пересказать близко к
тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь
днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи.
Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней
восторженно?

Тарас Бульба». Глава 2.
«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Художник А. Герасимов. 1952




Следующий: