Особо охраняемые природные территории Одинцовского района


Данный открытый урок имеет просветительскую
направленность с целью
познакомить обучающихся с охраняемыми
территориями Одинцовского района, формируя у них
бережное отношение к природе, экологическую
культуру, личное отношение к проблемам
окружающей среды.
Этот урок может использоваться как
самостоятельное занятие в рамках общешкольного
мероприятия (например, в дни недели биологии или
географии), в рамках цикла краеведческих занятий,
которые могут проводится совместно с учителями
истории, литературы, географии, а также как
элемент урока( в сокращенном виде, с выделением
наиболее важных разделов для изучения каждой
конкретной темы) в различных учебных
курсах при изучении вопросов экологии и охраны
природы.
Например:


Курс

Тема

Параграф

Биология-6 под ред. В.В. Пасечника (2004) Развитие растительного мира П. 59 – Влияние хозяйственной
деятельности человека на растительный мир.
Охрана растений
Биология-7 под ред. В.В. Пасечника (2004) Животный мир и хозяйственная
деятельность человека
П. 59 – Законы России об охране животного
мира. Система мониторинга.
П. 60 – Охрана и рациональное использование
животного мира.
Биология-9 под ред. В.В. Пасечника (2005) Биосфера и человек П. 10.3 – Основы рационального
природопользования
Биология 10-11 под ред. В.В. Пасечника Основы экологии П. 88 – Основы рационального
природопользования
География-6 Герасимова Т. П.,
Неклюкова Н. П. (2009)
Взаимосвязи компонентов природы П. 50 – Природный комплекс
География-7 Коринская В.А., Душина И.
В., Щенев В. А. (2007)
Географическая оболочка – наш дом П. 81 – Изменение природы хозяйственной
деятельностью человека
География-8 под ред. А. И. Алексеева (2005) В природе все взаимосвязано П. 30 – Человек в ландшафте

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с законами об охране
      природы(федеральными и местными);
    • познакомить с охраняемыми территориям
      Одинцовского района;
    • познакомить с понятиями памятник природы,
      природный резерват, природный заказник на
      примере конкретных охраняемых территорий;
    • познакомить с природным разнообразием
      (охраняемыми видами растений и животных)
      охраняемых территорий Одинцовского района;
    • познакомить с основными правилами поведения в
      особо охраняемых территориях.
  • Воспитательные:
    • формирование экологической культуры, бережного
      отношения к природе, личного
      природосберегающего отношения к проблемам
      окружающей среды;
    • воспитание ответственности за природу родного
      края;
    • формирование навыков поведения в природной
      резервате.
  • Развивающие:
    • развивать навыки работы с картами, схемами;
    • развивать кругозор учащихся;
    • развивать интерес к проблемам природы,
      охраняемыми территориям
    • природному разнообразию.
    • развивать навыки природоохранной деятельности.

Оборудование:

  • карты Московской области и Одинцовского района
    с отмеченными на ней ООПТ;
  • карты-схемы некоторых ООПТ;
  • фотографии, рисунки и гербарные образцы
    охраняемых видов,
  • фотографии и фильм о имении Щербатово.

ХОД УРОКА


Время

Содержание урока

Методы и средства
обучения

1 мин.

35 мин.

8 мин.

I. Оргмомент

II. Основная
часть

1. Подведение к теме

В наше сложное время, когда научно-технический
прогресс внедрен во все среды человеческой
деятельности, наиболее сильное влияние
оказывается на окружающую среду, которая
становится крайне уязвимой.
– Что можно сделать? Как мы можем помочь природе?
Оградить ее от вредного воздействия?

– Как вы понимаете термин особо охраняемые
природные территории?
В Конституции нашей страны говорится: «Земля и
другие природные ресурсы используются и
охраняются в Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории». Статья 58 гласит:
«Каждый должен охранять природу и окружающую
среду, бережно относится к природным
богатствам.»
– Какие вам известны охраняемые территории?
(Учащиеся называют заповедники, заказники,
приводят примеры, перечисляют охраняемые в них
виды)
Закон «Об особо охраняемых природных
территориях» был принят в1995 г., в нем закреплена
система территорий, определены режим и их
использования и меры ответственности за
нарушение этого режима.

2. Знакомство с особо охраняемыми природными
территориями Одинцовского района.

А) на доске вывешиваются карты Московской
области и карта ООПТ Одинцовского района.
Вопросы учителя:
– Определите положение Одинцовского района на
карте Московской области.
– Как оно влияет на экологическую обстановку в
районе?
– Каковы особенности природы, рельефа, климата в
нашем районе?
– Какой можно сделать вывод?

Б) Одинцовский район, расположенный вблизи
самого большого мегаполиса нашей страны-города
Москвы, с ее выбросами вредных производств,
выхлопными газами транспорта, с обжитым
состоятельными землевладельцами
Рублево-Успенским шоссе, становится крайне
неблагополучным с точки зрения экологического
равновесия. Поэтому очень отрадно, что в нашем
Одинцовском районе ведется широкая
природоохранная и экологически
просветительская деятельность. На территории
района организованы Особо Охраняемые природные
территории (ООПТ).

В) На карте показываются ООПТ района
сложившиеся к 2009-2010 годам – 8 объектов областного
значения и 15 местного.
На данный момент в Одинцовском районе существуют
ООПТ местного значения категорий «природный
резерват» и «природный рекреационный комплекс».
В соответствии с Положением об особо охраняемых
природных территориях местного значения
Одинцовского района, утвержденным Решением
Моссовета депутатов Одинцовского
муниципального района Московской области от
07.04.2006№13/7, природными резерватами становятся
территории, играющие особую роль в сохранении
или в восстановлении природных комплексов и их
компонентов, а также в поддержании
экологического баланса. Природные резерваты
имеют высокую экологическую и научную ценность.
Природными рекреационными комплексами,
состоящими из функциональных зон, являются ООПТ
местного значения, играющие особую роль в
сохранении или восстановлении окружающей среды,
ее компонентов, элементов и отдельных
характеристик. ООПТ этой категории создаются на
территориях и акваториях, используемых или
потенциально пригодных для нестационарного
отдыха. Природные рекреационные комплексы
нуждаются в особом режиме охраны природы,
регулировании антропогенной нагрузки, в том
числе рекреационных воздействий.

Особо охраняемые территории Одинцовского
района:

ООПТ областного значения:

1) Памятник природы «Леса Дороховского
лесничества с комплексом рыжих муравьев».
2) Памятник природы «Местообитания кортузы
Маттиоли на выходах известняков в долине р.
Москвы»
3) Памятник природы «Асаковская колония серых
цапель»
4) Памятник природы «Нагорная дубрава
«Улитинская»
5) Государственный природный заказник (далее –
заказник) «Звенигородская биостанция МГУ и
карьер Сима»
6) Заказник «Долина р. Сторожа от устья до
д/отдыха» Кораллово»
7) Памятник природы «Озеро Бельское с
прилегающими лесами»
8) Памятник природы «Мозжинский овраг»

ООПТ местного значения:

1. Природный резерват «Озеро Палецкое»
2. Природный резерват «Верховые болота лесных
водоразделов рек Жуковка и Поноша»
3. Природный рекреационный комплекс «Волковский
берег»
4. Природный резерват «Масловская лесная дача»
5. Природный резерват «Долина реки Вяземки»
6. Природный резерват «Пойменный лес»
7. Природный рекреационный комплекс
«Подушкинский лес»
8. Природный резерват «Хвойно-широколиственные
леса водоразделов рек Дубешни и Малодельни»
9*. Природный рекреационный комплекс «Козинская
горка»
10.«Озеро Рыбное – исток р. Вяземки»
11. Природный резерват «Аксиньинское болото»
12. Природный рекреационный комплекс «Дубковский
лес»
13. Природный рекреационный комплекс «Леса
Серебряноборского лесничества»
14*. Природный резерват «Побережье Нарских прудов
– леса Верхненарской ложбины»
15*. Природный резерват «Лесные массивы бассейна
реки Дубешни»
*проектируемые ООПТ

3. Нахождение близкорасположенных ООПТ

А) Внимательно рассмотрите карту и найдите
населенные пункты:

– г. Кубинку,
– поселок Старый городок (где расположена
наша школа) – он не отмечен на карте но по
автомобильным дорогам его легко можно
определить
– г. Голицыно, где располагается второе здание
нашей школы

Б) Определите какие из особо охраняемых
природных территорий расположены рядом с
перечисленными населенными пунктами?



– Покажите эти объекты на карте.

4. Рядом с нами расположены следующие ООПТ:

Областного значения:

1) Леса Дороховского лесничества с комплексом
гнезд рыжих муравьев – это памятник природы
расположен также и в Рузском районе,
примечателен, как видно из названия, тем, что
здесь находится не менее 200 муравейников. Также
тут обитает зеленый дятел (охраняемый вид в
области), хохлатая синица, луговой конек;
произрастают ветреница дубравная, орхидея –
пальцатокоренник Фукса, встречается редкий гриб
– лоециния студенистая.

2) Памятник природы местообитание кортузы
Маттиоли – реликтового растения ледникового
периода. Эта территория находится в
непосредственной близости санатория им.Герцена.

3) Асаковская колония серых цапель –
расположена вблизи Нарских прудов, где
выращивают различные виды рыб, которые затем
продают во всем ближайших населенных пунктах.

– Как вы думаете ребята, почему численность
цапель так сократилась? (Вокруг озер активно
развернуто дачное строительство)

4) Нагорная дубрава «Улитинская» – анклав (что
означает это слово? – отрезанная от основной
территория) южных лесостепных широколиственных
лесов. Произрастают дубы, липы и обитают в них
характерные для таких лесов животные. Какие?

5) Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима
– обширная территория, ельники, сосняки,
березняки; встречается исчезающий папоротник
многоножка обыкновенная. Именно здесь
начинаются удивительные пейзажи Москвы-реки,
давшие вдохновение непревзойденному русскому
пейзажисту И.Я. Левитану (демонстрация его
картины «Мостик», написанной в окрестностях
Звенигорода)

ООПТ местного значения:

1) Озеро Палецкое – окруженное болотами,
прекрасное, живописное, место для отдыха на
природе и рыбной ловли. Здесь цветет дикая калла
– белокрыльник, встречаются синица – ремез,
скопа, и черный коршун.

3) Волковский берег – называемый в народе
Обрывом любви или Поляной невест – место
неизменного паломничества всех молодоженов в
округе, т.к. с крутого обрывистого берега,
покрытого соснами и березняком, открывается
чудесный вид на окрестности. Здесь часто
проходили туристические сборы.
И тем отрадней, что это место в настоящее время
подлежит охране.

III. Итог урока

1) Правила поведения в природе.

– Что нового вы сегодня узнали?
– Как вы думаете как нужно вести себя на
охраняемой территории? Действительно существуют
правила поведения на охраняемых территориях

2) При посещении ООПТ следует соблюдать режим
охраны и простые правила поведения:

  1. Не шумите
  2. Не рвите растения, не калечьте деревья
  3. Забирайте мусор с собой, не жгите его, не
    закапывайте
  4. Не поджигайте траву
  5. Не устраивайте пикники вне отведенных мест
  6. Не используйте автотранспорт вне дорого общего
    пользования
  7. Не ловите животных
  8. Не причиняйте природе иной вред.

– Только ли на охраняемых территориях следует
соблюдать эти правила?

– А как вы думаете, как мы можем уберечь с
природу своего родного края?

2. Деятельное участие в сохранении природы

Действительно природу стоит не только
охранять, сохранять, но и стараться ее улучшить,
относится к ней бережно, созидательно. Таким
примеров могут служить бывшие дворянские
усадьбы, находившиеся на территории нашего
района в дореволюционное время.
На территории Одинцовского района находится
множество бывших дворянских усадеб. От некоторых
ничего кроме названия уже не осталось, от других
сохранились фрагменты парков, аллей, усадебных
домов. Но в этих усадьбах чувствуется рука
хозяина, бережно относящегося к природе,
возделывающего ее с умом и стремящегося к
красоте. Тут есть чему поучиться современным
домовладельцам и дачникам.
Одна из таких усадеб(сохранившаяся наиболее
полно) историко-литературный музей-заповедник
А.С. Пушкина Большие Вязёмы (по карте определяю
местоположение музея-заповедника). Здесь
сохранился Преображенский храм, построенный еще
при Борисе Годунове, английский и французский
парки, усадьба князей Голицыных. К музею
относится и имение бабушки Пушкина сельцо
Захарово, с воссозданным усадебным домом, где
каждый год в начале лета проходят традиционные
пушкинские праздники.
Но мне хочется рассказать о имении Васильевское
(Марьино или Щербатово по имени владельцев). В
этом месте я родилась, выросла, живу и преподаю,
его красотой и уникальностью мне хочется
поделиться с вами, со своими учениками, привить
вам ту же любовь к этому прекрасному уголку
природы, какую испытываю и я.
На территории бывшего имения Щербатовых
(учащиеся определяют местоположение по карте)
расположилось три из выше описанных ООПТ: № 1
и 2 областного и № 3 местного значения. В 19 веке
имением владел отец писателя Герцена А.И.
Яковлев И.А.. Писатель удивительно точно и
поэтично определил эти места в «Былом и Думах»:
«Я мало видел мест, изящнее Васильевского…» От
былых построек остался Воскресенский храм,
церковная ограда с башнями; главный дом в виде
замка в псевдоготическом стиле, построенный 1884 г.
архитектор П.С.Бойцовым по заказу князя А.Г.
Щербатова; церковь-усыпальница 1915-1917 гг. в
неорусском стиле, возведенная архитектор В.А
Покровским на средства княгини О.А.
Щербатовой. Сохранился также парк с регулярной и
пейзажной планировкой, со звездообразно
расходящимися липовыми аллеями, с березовыми
аллеями. Парк нуждается в работах по
реконструкции, в настоящее время сильно запущен
(см. фотографии в Приложении 3).
В запустении находится и замок. У
администрации санатория, на чьей территории
он находится и одним из корпусов которого долгое
время являлся, не хватало средств на его
поддержание, несколько лет он стоял заколоченный
и не отапливался зимой. Сейчас начаты
восстановительные работы, но много утеряно
безвозвратно.
Удивительна жизнь и судьба владельцев этого
имения князей Щербатовых. Они много делали для
своей страны, состояли на военной и
государственной службе, заботились о
благополучии местных жителей, участвовали в
войне с Японией и I мировой, на собственные
средства организовали санитарный поезд,
вывозили раненных с фронта, размещали в
госпитале, созданном в имении. Их пример имеет
большое воспитательное значение для
подрастающего поколения.
А как они благоустраивали свое имение! Тут были
цветники, оранжереи, фонтаны, по парку гуляли
косули, парк был украшен скульптурами (от них
осталось только два постамента), существовала
система прудов, в которых водились рыбы. Это
был настоящий культурный ландшафт, идеальное
сочетание природы и творения рук человека.
Созданный Щербатовыми удивительно прекрасный
антропогенный ландшафт, более ста лет радует
жителей этих мест и отдыхающих санатория им.
Герцена, даже несмотря на то запустение, в
котором он в настоящее время прибывает.
Даже покинув Родину Щербатовы помнили о ней и
скучали. Так последний их рода Г.А. Щербатов, став
капитаном 2 ранга военно-морских сил США,
участвовал в подписании Ялтинского договора в 1945
г., выхлопотал себе разрешение побывать в
Васильевском, которое покинул подростком (см.
портрет князя Г.А. Щербатого в Приложении).
Здесь хочется сказать стихами собственного
сочинения, посвященным удивительной семье
Щербатовых.

И в день погожий, и весной по грязи,
По милым сердцу рощам и полям,
Как мы, гуляли вы, дворяне, князи,
Преображая край, как то угодно было вам.

Играли при свечах на фортепиано,
Оранжереи разводили и чертили на песке,
К реке ходили, о России рассуждали рьяно
И сельской придавалися тоске.

В войну и в крестный ход вы со своим народом.
Ведь православные и чтили тот закон,
Что даже, если ты обижен сбродом,
То ближнему не наноси урон.

Вот бродим мы теперь по запустению…
Народу вы как отзвук, ветерок.
Он благодарен вашему творенью,
Хоть что от вас осталось не сберег.

Какую боль должно вы пережили!
Как Родину оставить было тяжело!
А может потому вы эту красоту нам одолжили,
Чтоб нас отчаинье горькое прожгло!

– Старайтесь и вы, ребята, быть достойными
нашей удивительно прекрасной Родины, созидайте,
творите, преумножайте красоту Родного края,
храните ее для потомков.

Вступительное слово учителя

Рассказ с элементами беседы

Рассказ учителя, с элементами беседы по
вопросам, работа с картами

Рассказ учителя

Демонстрация ООПТ на карте

На доске вывешивается перечень особо
охраняемых природных территорий района

Работа с картой ООПТ района

Краткий рассказ учителя о некоторых охраняемых
территориях района с подробными дополнениями
учащихся, заранее подготовленными по материалам
приложения( причем дети рассказывают об
охраняемых территориях, которые находятся в
непосредственной близости от их
проживания), а также демонстрация карт-схем ООПТ
и фотографий исчезающих и охраняемых видов
растений и животных.

Беседа по вопросам

На доске вывешиваются правила поведения при
посещении ООПТ

Рассказ с элементами беседы, демонстрацией
фотографий и фильма о Щербатове и его владельцах

Работа с картой ООПТ района

Приложения




Следующий: