Особенности взаимодействия руководителя ДОУ с педагогами в процессе развития их творческого потенциала

Вступительное слово.

Экспериментальная и творческая деятельность
стала неотъемлемой частью работы нашего
педагогического коллектива. Творческая
деятельность не только повышает
профессиональный уровень воспитателей, но и
меняет его мировозренние в вопросах воспитания и
обучения детей. И главное – раскрывает
творческий потенциал педагога.

Особенно это стало актуально с 1999 года, когда
коллективом дошкольного учреждения было выбрано
направление работы по теме: “Художественно –
эстетическое развитие ребенка”.

Творчество педагога – это форма активной и
самостоятельной деятельности, всегда приводящая
к созданию нового, интересного и неповторимого.
Как помочь педагогу творить, воображать,
совершенствоваться в наш век “задерганности”,
необустроенности, большого эмоционального
напряжения?

Очень просто! Необходимо найти такие формы
работы с кадрами, которые помогли бы
руководителю ДОУ в осуществлении следующих
задач:

  • раскрыть творческий потенциал воспитателей;
  • сформировать стойкий интерес к творческому
    взаимодействию с коллегами, получая при этом
    радость общения;
  • развивать коммуникативные качества педагогов,
    вербальные и невербальные средства общения;
  • выявлять потребность в дальнейшей творческой и
    игровой деятельности;
  • наконец, главное: сплотить педагогов в
    коллектив единомышленников, способных
    осуществлять экспериментальную деятельность.

Такой формой работы стали “Режиссерские игры”
под руководством заведующей дошкольного
учреждения Любинской Н.А.

Почему именно игры? По Н.Щедровицкому: “Игра –
это особая форма жизни, выработанная или
созданная обществом для развития человека”. Не
для кого не секрет, что игра для ребенка – это
основной вид деятельности, его жизнь и способ
существования в ней. А что такое игра для
взрослых? Это желание снова стать маленьким, а
стало быть, самим собой; возможность окунуться в
особый и забытый мир детства. Но не только это …

Игровая деятельность, возникнув в детстве, не
умирает во взрослом человеке. Взрослый, а
особенно педагог, нуждается в игре не менее (а
иногда и более) ребенка. Игра сопровождает
педагога в течение всей его профессиональной
деятельности и должна служить инструментом его
постоянного развития.

Почему мы “играем” в “Режиссерские игры”? Для
того чтобы взрослый раскрыл еще не опробованные
творческие возможности, “прожил” порой не
прожитую им жизнь, творить и совершенствоваться,
развиваться и учиться чему-то новому.

Еще хотелось бы объяснить, почему мы назвали
игры “Режиссерскими”.

Для организации любой творческой деятельности,
особенно игровой, нужен организатор или
руководитель, но мы играем в необычные,
творческие игры, которые по структуре, способу их
ведения напоминают театр. Поэтому организатор
выступает в роли режиссера. Отсюда и название
“Режиссерские игры”.

И последнее… Опыт работы с кадрами в форме
“Режиссерских игр” рекомендуется, педагогам у
кого не пропало желание развиваться и
совершенствоваться, учить детей и учиться
самому, играть и мыслить. Мы будем рады, если наш
опыт поможет кому-то в создании творческого
коллектива.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ
ИГРЫ.

1. Игровая мотивация (1-2 мин.).

(для чего нам нужна игра и почему мы в нее
играем).

2. Игровые правила (2 мин.)

Объясняя правила игры, руководитель может
действовать двумя способами:

  • объяснить, что от правильности работы игроков и
    организации игры будет зависеть хороший
    результат. Оговорить, как должна быть
    организована работа, и проконтролировать
    организацию, требуя выполнение всех правил;
  • ничего не говорить об организации работы, а
    просто предложить игровое задание. При анализе
    полученных результатов, выделить ошибки и
    определить причину.

3. Разминка (3-4 мин.)

ЦЕЛЬ: снять психологическое напряжение,
настроиться на творческую волну, создание
спокойной доброжелательной обстановки.

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Творческие задания (30-40 мин).

  • “Выразительная фраза”
  • “Дружеский шарж”
  • “Передай предмет”
  • “Встреча”
  • “Доскажи, что представляешь…”
  • “Кто я?”
  • “Живой театр”

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Подведение итога игры, беседа с коллегами,
обмен мнениями, анализ результата игры.

Дать оценку по выполнению заданий.

Творческие задания в каждой последующей
режиссерской игре меняются в зависимости от
предполагаемого результата и последующих целей.

Главное при организации игры – это организация
групповой работы. Групповая работа имеет свою
специфику и особенности проведения и
формирования групп для игры:

  • выбрать способ формирования группы;
  • сформировать группу;
  • наблюдать за взаимодействием в группах,
    оказание помощи участникам;
  • на сколько правильно сформирована группа,
    зависит успешность игры.

Группы могут быть сформированы:



  • по желанию самих участников;
  • на взаимной симпатии;
  • с тем, с которым можно получить хороший
    результат;
  • с тем, с кем себя чувствуешь лидером;
  • с тем, кто готов взять на себя лидерство,
    ответственность, руководство.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.

Режиссерские игры можно использовать для людей
разного возраста: от 3-х лет и до 50-ти. Способы игры
все едины, отличие составляют только приемы,
используемые организатором игры на различных
этапах:

  • на этапе мотивации (для включения игрока в игру);
  • на этапе анализа результата;
  • на этапе рефлексии.

Автор игры стоит на позиции системы
развивающего обучения Эльконина – Давыдова,
относит свою работу к развивающему образованию и
воспитанию. Это объясняется тем, что посредством
игры мы не только развиваемся, но и
совершенствуемся и формируем культуру.

Прежде чем начать ту или иную игру,
руководитель обязательно говорит о цели игры,
ради которой он использует эту игру. Здесь
достигаются две цели: одна, которую ставит
руководитель игры, а другая которую помимо
главной будет использовать сам игрок, (то есть он
будет еще преследовать и свою цель,
индивидуальную). Наличие у игрока еще и своей
собственной цели, сделает игрока субъектом игры,
заставит его самого искать средства достижения
цели, контролировать и оценивать Свои Действия и
Свой Результат.

Игрок ставит свою цель и начинает “свою игру”.

А
это важно!

Каковы взрослые в игре и что вам ждать от них?

Взрослые отличаются от детей не только большим
жизненным опытом, который они накопили, знаниями,
но и освоенными способами, как действовать в той
или иной ситуации. Они отличаются “багажом”, с
каким приходят в игру.
Одни – с потребностью
пережить радость, источником которой является
для них игра.

Другие – с потребностью творить.

Третьи – прожить “не прожитую ими жизнь”,
реализовать невостребованные возможности.

Четвертые, спрятаться от жизни.

Пятые, развиваться и учиться

Поэтому, выбирая игру, нужно учитывать, что весь
их “жизненный багаж” должен быть использован,
реализован в игре. Для этого можно ставить перед
ними сразу несколько задач или усложнять их.

ПРАВИЛА ДЛЯ РЕЖИССЕРА ИГР.

  1. Взрослые также как и дети нуждаются в поддержке
    и успешности выполнения задания.
  2. Взрослые более болезненно и остро воспринимают
    свои неудачи в игре, поэтому нуждаются в вашем
    поощрении и поддержке не меньше, чем дети, потому
    что считают, что с их багажом знаний они не могут
    ошибаться или не справиться с заданием. Каждый
    участник игры имеет право, получит удовольствие
    от совместной деятельности.
  3. Соблюдайте такт и взаимопонимание.
  4. Используйте все приемы поощрения, известные
    вам.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА.

Игровые правила могут составлять сами
участники перед началом игры, но могут быть
выведены заранее, если такие игры уже
проводились в коллективе.

  1. Каждый член творческой группы может свободно
    высказывать свое мнение, гипотезу, версию.
  2. Остальные члены группы должны (если не согласны)
    высказывать аргументацию (свое согласие или не
    согласие).
  3. Вариант обсуждается по мере выдвижения его, а
    может после всех версий.
  4. При ответах соблюдать очередность, не
    перебивать друг друга, уважать говорящего.
  5. Обсудив гипотезу, группа приходит к единому
    мнению, которое и будет групповым решением.
  6. Если в группе есть человек, который не согласен
    с общим мнением, он говорит, об этом не боясь.
  7. Все задания, выполненные группами, обсуждаются,
    обговариваются, анализируются.
  8. Уважительно относится к мнению коллеги.
  9. Каждый участник игры – неповторимая личность,
    которую мы обязаны уважать.
  10. Любой участник игры, нуждающийся в поддержке,
    немедленно получает ее от любого участника игры.

Продолжительность режиссерских игр может
колебаться от 40 мин. До 1 ч. 20 мин., в зависимости от
желания игроков, степени заинтересованности
игрой и утомляемости.

Игры проводят 1 раз в квартал по мере
возникновения необходимости.

Приложение




Следующий: