Особенности внутренних вод Республики Марий Эл

Цель урока: сформировать у учащихся знания
об особенностях внутренних вод своей местности.

Задачи:

Образовательные:

  • дать классификацию внутренних вод Марий Эл;
  • рассмотреть крупные реки и их особенности
    (питание, характер течения, режим, хозяйственное
    использование);
  • изучить озера республики, их происхождение и
    значение;
  • привести примеры опасных стихийных явлений,
    наблюдаемых на территории респ.;
  • дать представление об экологической ситуации
    внутренних вод Марий Эл.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство любви к малой родине,
      гордость за природное наследие, чувство
      ответственности за нее, стремление к ее
      возрождению и охране;
    • формировать экологическую культуру учащихся;
    • продолжать формировать познавательный интерес
      учащихся, желание самостоятельного поиска
      знаний;
    • развивать творческое мышление и навыки.
  • Развивающие:
    • развивать умения выделять
      причинно-следственные связи, развивать
      географическое мышление;
    • формировать правильную и выразительную устную
      речь, внимание учащихся;
    • продолжать формировать умение работать с
      картой: показывать и находить реки и озера на
      физической карте и наносить их на контурную
      карту, умение выступать перед аудиторией.
  • Форма урока: урок-экспедиция (некоторые
    учащиеся получают опережающие задания).

    Учебно-методический комплекс: физическая
    карта Марий Эл; контурная карта; иллюстрации,
    изображающие реки Илеть, Малая Кокшага, Волга,
    Ветлуга; озера: пойменные, карстовые, старицы;
    магнитофон с песнями “Гляжу в озера…”, “ Из
    далека долго…”; рисунки детей, аппликации,
    творческие проекты и т.д., национальные костюмы.

    Оформление доски, стендов: тема урока,
    цитата, иллюстрации, схема по внутренним водам,
    рекам, озерам, болотам

    Куда ни глянь – светлы до ослепленья
    Вокруг озера, реки и поля.
    Мы говорим с особенным волненьем:
    – Привет тебе, марийская земля!

    Иван Пиняев.

    1. Организационный момент.

    2. Переход к изучению новой темы.

    Звучит медленная марийская мелодия.

    В течение нескольких уроков мы
    знакомились с внутренними водами России – нашей
    большой Родины, а этот урок посвящен малой Родине
    – Республике Марий Эл и ее внутренним водам.

    3. Изучение новой темы.

    1. Типы внутренних вод республики.

    Сегодня у нас необычный урок –
    урок-путешествие, и этот эпиграф отражает цель
    урока, в течение которого мы совершим
    путешествие вместе с марийским богатырем Онаром
    по его владениям – краю марийскому, во время
    которого мы познакомимся с крупными
    реками,озерами, болотами своей малой родины и
    оценим их состояние сегодня.

    Выходит Онар в национальном костюме,
    читает стихотворение, подходя к учащимся.

    Пойдем в мой край, в поля, в луга
    марийские,
    Нигде я лучше края не встречал,
    Я тут на ты, с любым ручьем и рощею,
    Тут для меня начало всех начал.

    – Много мной исхожено, много мною
    пройдено, много я повидал такой красоты земли
    родной, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
    Пришел к вам, чтобы своими знаниями поделиться и
    от вас услышать что-нибудь новое и интересное.

    – Поможем Онару и дадим классификацию
    внутренних вод. В схему вместо знаков вопроса
    расставьте виды внутренних вод, которые, по-вашему
    мнению, встречаются в нашей республике.

    Схема заполняется на доске в течение
    урока.

    2. Реки республики.

    Онар открывает книгу и читает
    летопись:

    – На территории республики протекает
    значительное количество рек – 476, с общей
    протяженностью 7000м., 689 озер, и значительная
    площадь занята болотами. Часть рек берет свое
    начало в острогах Марийско-Вятского Увала, и
    текут на северо-восток и относятся к бассейну
    Вятки, а другие на юго-запад и являются притоками
    реки Волги.

    Задание: посмотреть на карту и
    назвать эти реки.

    Ответ: притоки реки Волги –
    Илеть, Сура, Кокшага, Ветлуга; притоки реки Вятки
    – Немда, Буй, Уржумка.

    3. Волга – основная река республики.

    Волга – основная река в пределах
    республики. Она принимает в свое русло 14 рек, из
    них 9 – левые притоки луговой стороны, а 5 –
    правые горной, которые отличаются режимом и
    питанием.

    Задание: работа со схемой.

    Да не полно летопись гласит,
    Здесь красоты родной не видно.
    Отправимся друзья мы в путь недлинный
    Воспеть красоты Родины своей.

    – Кто из вас хочет поехать вместе с
    Онаром, чтобы все понять и проанализировать на
    месте, поднимите руки. Настоящие путешественники
    всегда записывают свои наблюдения в
    экспедиционный дневник, и мы тоже будем вести
    некоторые записи в своих тетрадях.
    Итак, в путь! Вверх по Волге от г. Волжска.

    Дети смотрят на карту и иллюстрацию
    реки Волги, а Онар читает стихотворение:

    Люблю ее всю в пятнах света,
    Всю в окаймленье ивняка…
    Но Волга для России — это
    Гораздо больше, чем река.

    Е. Евтушенко

    Звучит песня «Из далека долго,
    течет река Волга».

    – Волга – основная жизненная артерия
    республики и протекает по ее территории на
    протяжении 150 км. Открыл дневник Онар и
    записывает основные параметры реки.

    Задание: поможем Онару, назовем
    основные параметры реки.

    Ответ: исток – Валдайская
    возвышенность, устье – Каспийское море, характер
    течения – равнинный (течение медленное, берега
    пологие, много меандр и стариц), питание –
    смешанное (зимой и весной – снеговое, летом –
    дождевое), весеннее половодье, летом и осенью –
    межень, но часто прерывается дождевыми
    паводками.

    Онар. Да, в летописях много сказано
    о страшных наводнениях на Волге, об оползнях.
    Например, в 1709 г уровень воды в реке поднялся до 13
    м, а в 1556 г грандиозный оползень уничтожил город
    Васильсурск, стоящий у места впадения реки Суры в
    Волгу. Сейчас наводнения уже оказывают меньшее
    влияние. А почему?

    Ответ: так как река Волга
    имеет не естественный, а зарегулированный режим,
    на ее берегах создано несколько водохранилищ:
    Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское и т.д.,
    которые регулируют сток воды в рек.

    Онар. А какое значение оказали
    водохранилища на природу республики?

    Ответ: эти изменения принесли
    республике неисчислимые потери. Под
    водохранилищами погибли земли, луга, затоплены
    населенные пункты, поднялся уровень грунтовых
    вод, поэтому многие низкие территории
    заболачиваются, усыхают леса, вода стала
    подниматься в подвалы домов нашего города.

    – Волга как река перестала
    существовать, она превратилась в водоем озерного
    типа. В связи с этим ухудшилось
    санитарно-гигиеническое состояние волжской воды
    из-за загрязнения ее коммунально-бытовыми
    стоками. В г.Козьмодемьянске в Волгу сливают свои
    стоки молокозавод, мясокомбинат, очистные
    сооружения, канализация, предприятия города.
    А ведь Волга это не только река. В ее русле
    значительное количество небольших пойменных
    озер и стариц.

    4. Пойменные озера.

    – Пойменные озера очень
    многочисленные, во многих случаях безымянные.
    Они имеют постоянную или временную связь с рекой.
    По форме узкие, сильно вытянутые, чем напоминают
    русло реки.

    Просмотр иллюстраций и рисунков
    детей, изображающих пойменные озера.

    – Например: Ахмыловское
    (Горномарийский район ); Марьер (Звениговский
    район). Только здесь произрастает водяной орех –
    чилим!
    На основе их созданы водные памятники природы –
    Ахмыловское озеро, Большой и Малый Марьер. Онар
    произвел запись в свой дневник, и вы запишите в
    тетрадь названия пойменных озер.

    5. Илеть.

    – Волга с обоих берегов принимает
    многочисленные притоки.

    Задание: назовите самые
    крупные из них?

    Ответ: Илеть, Кокшага, Ветлуга.

    – И первый приток, который встречаем
    мы, двигаясь вверх по течению, это река Илеть.

    Учитель показывает иллюстрацию с
    изображением реки. Выходит ученица в костюме и
    рассказывает дополнительный материал от
    имени реки Илеть.

    6. Провальные озера.

    – В летописи описано много
    удивительных и загадочных случаев в районе этой
    реки.

    Инсценированная легенда об
    образовании провального озера.

    – Было ли это в реальности неизвестно,
    однако, сам факт неожиданного исчезновения и
    появления озер в республике не новость. Многие из
    них карстового происхождения. (См. схему на
    доске.)

    Вопрос: а что называется
    карстовым процессом?

    Ответ: в недрах земли
    происходит растворение подземными водами
    известняковых пород, возникают провалы, и
    образуются озера, отличающиеся большой глубиной,
    питающиеся ключами, насыщенные всевозможными
    воронками и углублениями.

    – Примеров тому множество. Это Кичиер,
    Яльчик и Зрыв – самое глубокое озеро Марий Эл (его
    глубина составляет 56 м). Все они являются водными
    памятниками природы, на многих из них построены
    дома отдыха, санатории, детские лагеря.

    Онар вместе с экспедицией делают
    запись в дневнике.

    Онар. Несомненно, озера, особенно
    лесные, подарок для всех нас. Однако для
    отдельных людей появление карстовых озер
    обернулось трагедией. Недалеко от села
    Пектубаево (Оршанский район) есть деревня
    Провалы. Да-да, так она и называется “Провалы”.
    Рассказывают, что за одну ночь под землю ушли
    сразу 3 дома вместе с жильцами. Селяне утром
    встали и видят перед глазами пустырь вместо
    домов. Никто из тех, кто жил в них, не спасся. После
    этого трагического случая и назвали деревню
    “Провалы”. И это не единственный случай, это
    встречается очень часто, но иногда провалы такие
    небольшие, что люди этого не замечают.

    Красива сторона Илетьская,
    Но путь наш труден и далек.
    Мы дальше отправляемся в поход.

    7. Малая Кокшага.

    – Посмотрел Онар карту и видит
    название Ерш-река. Что это?

    Учитель показывает иллюстрации,
    рисунки, дополнительный материал о Малой
    Кокшаге.

    8. Междюнные озера.

    В бассейне рек Большой и Малой Кокшаги
    встречаются междюнные озера. Они занимают
    котловины между дюнами, грядами, холмами. Обычно
    имеют заболоченные берега, отличающиеся мутной
    водой, не очень глубокие, но значительные по
    размерам. Например: Большой Мартын (Медведевский
    район), Таир (Звениговский район), Карасьяр
    (Горномарийский район).

    Заполняется схема на доске.

    9. Ветлуга и ее притоки.

    И путь наш продолжается и
    заканчивается рекой Ветлугой – самым
    значительным притоком Волги

    Учитель показывает иллюстрации,
    рисунки, дополнительный материал о реке Ветлуге.

    10. Болота. Их виды и значение.

    – В долине Ветлуги и, особенно, в
    Марийской низменности много болот. Почти лишено
    болот правобережье Волги.

    Вопрос: как вы думаете, почему?

    Ученики разбирают виды болот и их
    размещение по территории Марий Эл. Заполняется
    схема на доске.

    Вопрос: какое значение имеют болота?

    Ответ: болота дают начало
    рекам, поддерживают их режим, ягодники, место
    обитания птиц, животных.

    – Некоторые болота являются
    природно-территориальными памятниками.
    Например: болото Карасьяр (Горномарийский район),
    Подвесное (Юринский район), Большеозерское
    (Горномарийский район), Мадарское (Килемарский
    р-н), Марьерское (Звениговский р-н).
    Охране подлежат торфяные залежи, местообитания
    животных, виды древесно-кустарниковой
    растительности.

    11. Подземные воды.

    Онар. Устал я от длинного
    путешествия, присяду, напьюсь, воды родниковой (пьет
    из деревянной чаши)
    . Вкусна ж водица из
    минерального источника “Зеленый ключ”, что
    находится на территории национального парка
    “Марий Чодра” в Волжском районе. Этот ключ
    подлежит охране и имеет оздоровительное
    значение как источник столовой воды.

    4. Выводы.

    Волнует сердце сторона родная
    Все, что увидит мой сыновний взор.
    Платками белыми, гусиной стаей.
    Серебряными слитками озер.

    Звучит песня в исполнении Николая
    Баскова “Живи мой край – мари…”

    – Доволен Онар своим путешествием,
    красива родная природа, но больно ему за
    современное экологическое состояние рек, озер,
    болот, подземных вод. Ведь природа очень уязвима,
    медленно будет восстанавливаться она после
    нарушений, а может, вообще, не восстановиться.

    Задание: предложите меры по
    охране родной природы.

    Ответ: запрещение охоты на
    редкие и исчезающие виды; ограничение числа
    туристов; составление списка заповедных районов;
    программы по исследованию; полная очистка
    отходов предприятий; запрещение слива стоков с
    прилегающих территорий; экономное, бережное
    отношение к расходу воды.

    Демонстрация творческих проектов по
    теме “Сбережем природу”.

    – Но, пожалуй, самое главное –
    это сыновнее отношение каждого из нас к матери-
    природе, тогда все наболевшие проблемы будут
    решены в ближайшие годы.

    5. Закрепление изученного материала.

    Онар. А теперь проверим,
    внимательны ли вы были во время нашего
    путешествия.

    Онар и ученицы в костюмах рек Илеть,
    Кокшага и Ветлуга проводят викторину, загадывают
    загадки, головоломки и т.д.

    6. Домашнее задание.

    1. Стр. 20-26 из учебника “География Марий
    Эл”.
    2. Выучить номенклатуры рек и озер с
    последующим нанесением по памяти на контурную
    карту.

    Следующий: