Особенности урока в классе компенсирующего обучения


В школу приходят разные дети: разные по
характеру и по поведению, по уровню развития и по
подготовленности. Одни учатся легко, словно
играючи, схватывают все на лету. Другим для
приобретения тех же знаний требуются
напряженные усилия, но при достаточном усердии и
они более или менее удовлетворительно осваивают
программный материал. И есть дети, обучение
которых в общем потоке оказывается слишком
трудным и для них самих, и для учителей, и для
родителей. И, как правило, такие дети после
комплексного обследования на ПМПК, целью
которого является установление различных
аспектов проблем и простраивание
индивидуального образовательного маршрута,
продолжают дальнейшее обучение в классах
другого уровня – классы компенсирующего
обучения.

Цель организации компенсирующих классов –
создание для детей, испытывающих затруднения в
освоении общеобразовательных программ,
адекватных их особенностям условий воспитания и
обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию
в условиях образовательного учреждения.



Обучение по предметам инвариантной части
базисного учебного плана в компенсирующих
классах осуществляется по рабочим программам
разработанных на основе общеобразовательных
программ или программам для компенсирующих
классов. Составной частью программы в классах
компенсирующего обучения является программа
коррекционно-развивающей работы, которая
реализуется как в процессе учебных, так и
внеучебных занятий с обучающимися. Обучение
организуется по учебникам для массовых классов в
зависимости от уровня развития обучающихся.
Решение по этому вопросу принимает учитель.
(Приложение к приказу Министерства образования
российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное
положение о классах компенсирующего обучения в
общеобразовательных учреждениях”).

Урок в классе компенсирующего обучения имеет
те же этапы, что и в общеобразовательном классе.
Нами выделены определенные требования к
основным структурным элементам урока в классе
компенсирующего обучения
:


1. Проверка ранее изученного материала и
выполнения домаш-него задания.
  • продумать проверку домашнего задания, усвоения
    ранее изученного материала (количество
    опрошенных, время; какие формы опроса вы будете
    применять, продумать формулировку вопросов);
  • комментирование оценки знаний (индивидуальный
    и дифференцированный подход).
2. Изучение нового материала.
  • продуктивные методы освоения учебного
    материала (преобладание активных методов
    изложения материала, создание проблемных
    ситуаций);
  • связь с предыдущим материалом;
  • межпредметные связи, построение учебного
    материала – от простого к сложному;
  • при изложении материала учитывать ведущий
    канал восприятия (кинестетик, аудиал, визуал).
3. Закрепление прой-денного материала
  • продумать формы закрепления пройденного
    материала (проиграть, прорешать, смена видов
    деятельности, поэтапность сложности задания).
4. Домашнее задание
  • домашнее задание обязательно должно быть
    записано на доске;
  • комментировать домашнее задание;
  • объем домашнего задания с учетом
    индивидуального и дифференцированного подхода.

Несмотря на внешнюю схожесть урока в
общеобразовательном классе и классе
компенсирующего обучения, педагоги должны
исключить механический подход, “натаскивание”
при сообщении какого-либо объема информации или
отработки какого-либо навыка. Образовательная
программа в системе компенсирующего обучения,
помимо обучающей задачи, прежде всего, должна
носить коррекционно-развивающую направленность
и учителю важно иметь представление о
содержании коррекционной работы
, которое
включает следующие направления.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного
развития:

  • развитие мелкой моторики и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической
деятельности:

  • коррекция – развитие восприятия,
    представлений, ощущений;
  • коррекция – развитие памяти;
  • коррекция – развитие внимания;
  • формирование обобщенных представлений о
    свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и
    ориентации;
  • развитие представлений о времени.

3. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение
    видеть и устанавливать логические связи между
    предметами, явлениями и событиями).

4. Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;
  • развитие умения выделять сходство и различие
    понятий;
  • умение работать по словесной и письменной
    инструкциям, алгоритму;
  • умение планировать деятельность.

5. Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить
    начатое дело до конца;
  • формирование умения преодолевать трудности;
  • воспитание самостоятельности принятия решения;
  • формирование адекватности чувств;
  • формирование устойчивой и адекватной
    самооценки;
  • формирование умения анализировать свою
    деятельность;
  • воспитание правильного отношения к критике.

6. Коррекция — развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • развитие лексико-грамматических средств языка.

7. Расширение представлений об окружающем мире
и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Однако учителю не достаточно только знать
особенности развития личности, самое главное
суметь организовать на каждом этапе урока
коррекционно-развивающую работу в соответствии
с возможностями и потребностями учащихся.

Рассмотрим на примере урока русского языка в 5
классе компенсирующего обучения структуру его
построения и коррекционно-развивающую
направленность, обеспечивающую решение задач
общего развития, воспитания и коррекции
познавательной деятельности ребенка.

Урок русского языка в 5 классе
компенсирующего обучения

(Программа компенсирующего обучения по
русскому языку в 5-9 классах авторы Т.А. Костяева,
Ю.С. Пичугов.)

Тема урока:

Фразеологизм как лексическая
единица языка.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие фразеологизма, как
    лексической единицы языка.
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.
  3. Развивать умение анализировать, сопоставлять,
    классифицировать.
  4. Совершенствовать коммуникативные умения
    учащихся.

Тип урока:

Изучение нового материала

Оборудование:

Толковый словарь (один на
парту), фразеологический словарь (один на парту);
карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске записано приветствие с использованием
нескольких фразеологизмов. Учитель зачитывает
приветствие:

“Вы – ребята не робкого десятка, умеете
работать засучив рукава, потому не ударите лицом
в грязь, и урок пройдет без сучка, без задоринки”.

II. Повторение.

- Наш урок мы начнем с повторения.

Игра “Третий лишний”.

- Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

  1. Троичная система, треугольник, трояк;
    (термины, жаргонизм).
  2. Равный, хождение, голова;
    (старославянские слова, русское слово).
  3. Боярин, стрелец, киборг; (устаревшие слова,
    неологизмы).
  4. Небо, звезда, метеорит; (многозначные,
    однозначное).
  5. Береза, дуб, тополь; (однозначные,
    многозначное).

-

Какие основные понятия из раздела
“Лексика” мы повторили?

III. Изучение нового материала.

1. Постановка учебно-практической задачи.

Работа с предложениями (предложения записаны
на доске). По ходу работы со словосочетаниями
заполняется таблица.

Правая рука



игрока была забинтована.

Капитан команды – это правая рука тренера.

Сравните словосочетание правая рука в
предложениях.

2. Решение учебно-практической задачи

- Какое лексическое значение имеет слово
“правая”, “рука”
в первом словосочетании?

(Дети объясняют лексическое значения данных
слов, используя толковый словарь.

Правый —

расположенный в той стороне тела,
которая противоположна левой. Слово
многозначное, имеет три значения. Употреблено в
прямом значении.

Рука —

каждая из двух верхних конечностей
человека от плечевого сустава до кончиков
пальцев. Слово многозначное, имеет три значения.
Употреблено в прямом значении.

В первом случае каждое слово в словосочетании
сохраняет свое лексическое значение, оба они
являются самостоятельными членами предложения).

- Можно ли употребить вместо слова “правый” -
“левый”, “рука” — “нога”
?

(При необходимости замена возможна, общий смысл
предложения при этом не изменяется).

- Сохраняются ли эти значения во втором
словосочетании?

- А какое значение имеет это словосочетание во
втором предложении?

- Какое слово в словосочетании “правая рука”
имеет это значение?

(Слова из второго словосочетания утрачивают
свое самостоятельное лексическое значение. В
предложении говорится не о правой руке и вообще
не о руке, а о помощнике тренера. Носителем
этого лексического значения является данное
словосочетание. Оно выступает в качестве члена
предложения – сказуемого).

- Возможна ли замена слов “правый” на “левый”,
“рука” на “нога”?

(Никакая замена слов в предложении невозможна).

- В лексикологии, одном из важнейших разделов
языкознания, существуют такие понятия: свободные
словосочетания и несвободные словосочетания. К
какому из этих двух понятий относится
словосочетание “правая рука”?

- А как вы думаете, почему такие словосочетания
назвали свободными, несвободными?

(Свободные словосочетания – это
словосочетания, в которых каждое слово сохраняет
свое лексическое значение. Словосочетания, в
которых слова утрачивают самостоятельное
лексическое значение, называются несвободными
словосочетаниями).

- Составьте, пожалуйста, свободные
словосочетания. А теперь – несвободные
словосочетания.

Несвободные словосочетания, в отличие от
свободных, не составляются в процессе речи, а
представляют собой готовые, как бы застывшие
словесные формулы. Поэтому их называют также
устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами
(от греческого фазис – “выражение”).


Словосочетания Фразеологизмы
Правая рука

Правый –



расположенный
в той стороне тела, которая противоположна левой;

Рука – каждая из двух верхних конечностей
человека от плечевого сустава до кончиков
пальцев.

Каждое слово в словосочетании имеет свое
лексическое значение

Правая рука

Важный человек,
помощник.

Входящие в словосочетание слова утрачивают
свое лексическое значение и приобретают
целостный смысл.

При необходимости любое из этих слов
можно заменить
(Левая рука (нога) игрока была
забинтована), при этом смысл предложения не
меняется.
Замена слов в словосочетании
невозможна
(Капитан команды – левая нога
тренера).
Каждое слово этого словосочетания
является самостоятельным членом предложения.
В предложение все словосочетание
выступает в качестве сказуемого.
Свободное словосочетание Несвободное словосочетание

К фразеологическим выражениям большинство
ученых относят пословицы, поговорки, меткие и
яркие выражения писателей, ученых, общественных
деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них
употребляются в переносном значении. Например,
говорят Цыплят по осени считают, когда хотят
сказать, что о результатах следует судить по
окончании дела. Другие пословицы и поговорки
употребляются в прямом значении: Живи для
людей, поживут и люди для тебя; Не давши слова –
крепись, а давши – держись; Недруг поддакивает, а
друг спорит.

Вывод:

  • Какие словосочетания называются
    фразеологизмами? (При ответе на этот вопрос
    заполняется первая строка таблицы)
  • Можно ли пословицы, поговорки отнести к
    фразеологизмам? Почему?

IV. Закрепление материала.

Работа по карточкам. Фронтальный опрос.

1. Найдите в каждой паре предложений
словосочетания, состоящие из одинаковых слов.
Какие из них являются фразеологизмами?
Определите их значение? Какими членами
предложения являются? (Учащиеся выполняют
предложенное задание, одинаковое для всех, в
карточках)

В нашей команде Коля – пустое место.
Единственное пустое место было в последнем ряду.
Эй, возьми меня в работники, поработать руки
чешутся. От укусов комаров чешутся руки.
Орфографический
словарь должен быть всегда под рукой. Он
чувствовал по рукой полированную гладь стола.

Фронтальная работа. Загадки-складки “Доскажи
словечко”. (Учащиеся называют недостающее слово,
объясняя значение фразеологизмов).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес … (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

На доске записаны пары словосочетаний. Детям
предлагается выполнить следующие задания
самостоятельно.

- Из каждой пары словосочетаний выберите
фразеологизм. Объясните его значение. При
затруднении можно обратиться к специальному
словарю – фразеологическому. В таких словарях
разъясняются значения устойчивых
словосочетаний. С тремя любыми фразеологизмами
составьте и запишите предложения.

Вешать голову – вешать пальто, на черный день –
на осенний день, плавать в бассейне – мелко
плавать, танцевать от печки – танцевать на сцене,
ни сучка ни веточки – ни сучка, ни задоринки.

Взаимопроверка выполненной работы.

V. Итог урока.

- С какими новыми понятиями вы сегодня
познакомились?

- Какие словосочетания называются свободными?

- Какие словосочетания называются
фразеологизмами?

- Сегодня мы с вами познакомились с устойчивыми
словосочетаниями, объяснили значения каждого.
Наш урок начался с приветствия. Есть ли в нем
фразеологические обороты? Объясните их значения
(не робкого десятка, работать засучив рукава, не
ударить лицом в грязь).

VI. Домашнее задание.

Ученикам предлагается задание на выбор.

Индивидуальная карточка для каждого ученика
(каждому ученику предлагается объяснить один
фразеологизм).

Вариант №1:

Что означает выражение духу не
хватает
? (Если затрудняетесь объяснить,
загляните в толковый словарь). Составьте с этим
фразеологизмом такие предложения, из которых
были бы понятны его значения.

Вариант №2:

Вместо точек вставьте названия
животных. Объясните значения фразеологизмов.

Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …;
хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив,
как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …;
грязный, как …; колючий, как …

Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с: конем,
медведем, вороной.

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба,
свинья, осел, курица, сорока, еж).

Анализ урока с точки зрения его
коррекционно-развивающей направленности.


Этапы урока Коррекционно-развивающая
работа
I. Организационный момент Создание благоприятной эмоциональной
атмосферы.
II. Повторение Развитие основных мыслительных
операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала Развитие словесно-логического мышления
и основных мыслительных операций.

Коррекция
отдельных сторон психической деятельности.

Обогащение словарного запаса и расширение
представлений об окружающем мире.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

IV. Закрепление материала Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы.

Развитие
словесно-логического мышления и основных
мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической
деятельности.

Актуализация словаря.

Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока Развитие основных мыслительных
операций и коррекция отдельных сторон
психической деятельности.

Актуализация
словарного запаса.

Развитие устной связной речи.

VI. Домашнее задание Развитие эмоционально-личностной
сферы.

Развитие устной и письменной речи.

Расширение представлений об окружающем мире.




Следующий: