Особенности рельефа России

Цели урока:

  • Обучающие: выяснить особенности рельефа нашей страны, его основные формы; определить их сочетание и размещение на территории страны; доказать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
  • Развивающие: развивать аналитические способности учащихся, умение делать выводы, формировать познавательную самостоятельность.
  • Воспитательные: создавать условия для осознания природы, как одной из основных ценностей.

Структура урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационная часть
Приветствует учащихся. Организация внимания учащихся.
Вступительное слово:
Изучив «визитную карточку» России, познакомившись с особенностями ГП, историей освоения и изучения, узнав, в каких часовых поясах расположена Россия, мы приступаем к изучению большого раздела «Особенности природы и природные ресурсы страны».
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
2. Мотивация и целеполагание
– Как вы думаете, с чего мы начнем изучение раздела? С рельефа.
– А что такое рельеф?
Слайд 2
Совокупность неровностей земной поверхности, которые отличаются по высоте, возрасту и происхождению.
Почему изучение начнем с рельефа? Рельеф влияет на другие компоненты природы.
Есть утверждение, что рельеф – это каркас природы, если вы согласны – докажите. Слайд 3
Итак, тема урока: «Особенности рельефа России».
Слайд 4
Работа по схеме
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
Слайды 5, 6
Используя ключевые слова ставят цели
Какие знания, умения и какие источники информации помогут нам достичь цели. Называют условия и источники информации
– Какие основные формы рельефа мы знаем? Слайд 7. Равнины и горы
Что такое равнины?
Слайд 8
Обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.
3. Актуализация опорных знаний и умений
– Как в зависимости от высоты делятся равнины? До 200м – низменности, от 200-500м – возвышенности, выше 500 м – плоскогорья
Какие они бывают по формам рельефа?
Слайд 9
Плоские и холмистые
Что такое горы?
Слайд 10
Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот
– Как они различаются по высоте?
Слайд 11
500-1000м – низкие, 1000-2000м – средневысотные, более 2000м – высокие).
4. Усвоение новых знаний
Задание (работа в парах): Используя атлас, материал параграфа соберите доказательства, подтверждающие правильность тех или иных утверждений об особенностях рельефа. Результатом вашей работы будет заполненная в тетрадях таблица
Слайды 12-16
Работают в парах, заполняя таблицу
Первичная проверка понимания.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов, коррекция).
– Выполните предложенный тест.
Слайд17
Индивидуально выполняют тест.

Обменяйтесь работами и проведите взаимопроверку.
Проводят взаимопроверку.
Работа с номенклатурой.
Задание:
покажите крупные по площади равнины России- Восточно-Европейская, Среднесибирское плоскогорье.
Работают с картой.
– Какие еще равнины выделяются на карте?
Слайд 18
Называют другие равнины: Колымская, Прикаспийская, Барабинская и др.
Задание: найдите наиболее высокие горные вершины, определите, в какой горной системе она находится?
Слайд 19
Находят вершины и определяют горную систему:
г. Эльбрус 5642м – Кавказ
г. Народная 1895м – Урал
г. Белуха 4506м – Алтай
г. Победа 3147м – хр. Черского
г. Ферсмана 1191м – Хибины
Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека.
– Как вы думаете, равнины или горы более благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека?
Высказывают свое мнение. Мнения расходятся.
Работа в группах.
У нас две группы, одна считает что жизнь благоприятнее на равнинах, другая — в горах. Приведите доказательства в свою пользу, заполните пропуски в таблице
Слайды 20, 21
Класс делится на 2 группы
Учащиеся обсуждают вопрос в группах,
Заполняют таблицу.
Сделайте вывод, где же лучше жить на равнинах или в горах. Делают вывод, отмечая «плюсы» и «минусы» как равнинной, так и горной местности, а также то, что рельеф влияет на хозяйственную деятельность человека.
5. Закрепление знаний
Вопросы:
Слайд 23
1) Каким бы был климат, если бы горное обрамление было на севере?
2) Переместим равнины на восток страны – что произойдет?
3) Уберем Уральские горы…?
Учащиеся высказывают свои предположения
6. Подведение итогов
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий
Вернемся к целям урока и посмотрим, сумели ли мы их достичь.
Слайд 24
Определяют уровень достижения цели
Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
– Мы успешно справились с работой, но мне кажется, что изучение этого вопроса осталось не завершенным. Как вы думаете?
– Это мы и будем рассматривать на следующем уроке.
Учащиеся высказывают свои предположения о
взаимосвязь рельефа с тектоническим строением.
7. Домашнее задание
Слайд 25 Записывают домашнее задание
8. Рефлексия
Заполните лист самоконтроля
Слайд 26
Заполняют лист самоконтроля

Презентация.




Следующий: