Особенности природы полярных областей Антарктиды: история исследования, ФГП физико-географическое положение, природа


Тема урока: Особенности природы
полярных областей. Антарктида: история
исследования, ФГП (физико-географическое
положение), природа.

ХОД УРОКА



I. Организация урока

II. Сообщение темы и плана урока


1. Тип урока Урок-экспедиция.
2. Девиз урока Мудра Природа – что и говорить! Ничто от
века не творила слепо.
3. Цели урока Сформировать знания об истории
открытия, особенностях географического
положения, природе материка.
4. Научно-методическое содержание Положение Антарктиды на Южном полюсе.
Плавание Ф.Беллинсгаузена, и М.Лазарева на шлюпах
«Восток» и «Мирный» и его значение. Современные
исследования. Антарктида – материк науки.
Покровное оледенение. Ледовый рельеф, айсберги.
Подлёдный рельеф. Климат, органический мир
Антарктиды, его особенности.
5. Оборудование 1. Мультимедийный проектор. 2.
Интерактивная доска. 3. Диск CD-ROM: «География. Наш
дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны».4.
Антарктида. Физическая карта. 5. Покровный
ледник Антарктиды (таблица).

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учителя:

– Сегодня мы с вами совершим экспедицию на
удивительный материк, который располагается на
противоположной Арктике стороне земного шара.
Это материк Антарктида. Его название так и
переводится с греческого языка «анти» – против.

2. Представление материка:

– Прежде чем отправиться в экспедицию, я хочу
познакомить вас с мнением путешественников,
которые побывали в Антарктиде
«И лежит этот неведомый край снега и льда за
южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах
солнца полярного дня или окутанный облаками и
вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему
красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот
всегда будет вспоминать великое молчание
ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в
нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели,
холодные всполохи полярного сияния, уютные
огоньки зимовок, укрытых сугробами снега».



A.M. Гусев

Квадратный айсберг.
Чёрная вода.
И в чёрных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти уводящие равнины.

– И сегодня мы должны выяснить, что же на самом
деле представляет собой Антарктида. Для этого мы
берём с собой путевые дневники, в которых по
плану экспедиции сделаем отчет о проделанной
работе.

Географическое положение Антарктиды

Ответить на вопросы, используя атлас стр.42 и
настенную физическую карту.

– Положение относительно экватора,
относительно нулевого меридиана, относительно
южного полярного круга, относительно южного
полюса. Омывающие океаны. Близлежащие материки.

Заполнить путевой лист (первая строка. Далее
учащиеся заполняют таблицу по ходу урока).


1. Географическое положение Площадь – 12,4 млн.км.кв
Длина береговой линии – 30 тыс. км.
Омывающие воды – Индийский, Тихий, Атлантический
океаны
2. История открытия 1820 г. – Ф. Беллинсгаузен – открытие материка. М.
Лазарев
14.12.1911 г. – Р.Амундсен – первое достижение Южного
полюса
18.01 . 1912 г. – Р.Скотт – второе достижение
Юж.полюса
3. Ледяной покров Средняя высота ледяного покрова – 2040 м.
Максимальная высота ледяного покрова – 5140 м.
4. Рельеф Разделён на две части: на западную и восточную.
Вулкан – Эребус.
5. Климат. Суровый.
6. Органический мир Растительность скудная. Жизнь животных
связана с морем.
7. Научные исследования Созданы научные станции. Развивается туризм.

История исследования материка (объяснение
учителя с использованием образовательного диска
«География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны.
Народы. Страны» страница «Открытия и
исследования материка»).

После плавания к берегам Австралии Дж. Кук
написал: «Риск, связанный с плаванием в этих
необследованных и покрытых льдинами морях в
поисках Южного материка, настолько велик, что я
могу взять на себя достаточную смелость, что бы
сказать, что ни один человек никогда не решиться
на большее, чем сделал я, и что земли, которые
могут находиться на юге, никогда не будут
исследованы.»

В 1819 году после длительной и тщательной
подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее
плавание южная полярная экспедиция в составе
двух военных шлюпов – «Восток» и «Мирный».
Первым командовал Фаддей Фаддеевич
Беллинсгаузен, вторым – Михаил Петрович Лазарев.
Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков.
Морское министерство назначило начальником
экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами
большой опыт дальних морских плаваний.

Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779 году,
командир шлюпа М. Лазарев родился во
Владимирской области в 1788 году. 16 июля корабли
снялись с якоря и под салют артиллерийских
орудий покинули родной Кронштадт. Перед
экспедицией была поставлена задача: как можно
дальше проникнуть на юг, что бы окончательно
решить вопрос о существовании Южного материка. В
умеренной полосе южной части Атлантического
океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше
на юг тем чаще стали встречаться птицы, в
особенности буревестники. В конце декабря
корабли подошли к островам Южная Георгия, а
затем, медленно лавируя между ледниками,
двинулись вперёд. Несмотря на грозившие
опасности, корабли пересекли Южный полярный круг
и 28 января 1820 года в туманной дымке пасмурного
дня путешественники увидели кромку материкового
льда.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан,
пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они ещё
два раза подходили к берегам Антарктиды, но
тяжёлые ледовые условия вынуждали суда снова
отходить к северу и двигаться на восток вдоль
кромки льдов. Долго плавая по Тихому океану, 29
января 1821 года в 11 часов дня Беллинсгаузен,
наконец, записал в судовом журнале, что команда
увидела берег, названный в честь Александра I. Так
совершилось величайшее открытие 19 века. 5 августа
1821 года корабли вернулись в Кронштадт, после
двухлетнего плавания.

Почти через 100 лет после открытия
Антарктиды, 14 декабря 1914 года,
замечательный полярный исследователь Руаль
Амундсен открыл Южный полюс.
К южному полюсу шли одновременно две экспедиции
– норвежская Амундсена и английская Роберта
Скотта.
В 1910 году Амундсен на судне «Фрам» отплыл из
Норвегии к берегам Антарктиды. В феврале 1911 года
он подошёл к барьеру Росса и зимовал там. В
октябре, в начале антарктической весны, Амундсен
с четырьмя товарищами двинулся в путь. У них было
пять саней, 70 собак, четырёхмесячный запас
продовольствия. Ежедневно группа проходила по 30
км. 14 декабря Руаль Амундсен разбил палатку на
южном полюсе. Там он сделал
снимок: участники экспедиции поднимают
норвежский флаг.

Экспедиция Роберта Скотта двигалась на санях,
запряжённых пони, и на моторных санях, которые
быстро вышли из строя. Пони не осилили тяжёлого
перехода, и уже на половине пути их пришлось
застрелить. 79 дней в суровых условиях двигалась
экспедиция к полюсу и достигли его 18 января 1918
года. Но каково же было их разочарование, когда
они увидели палатку Амундсена с норвежским
флагом и надпись «Добро пожаловать». В тот же
день экспедиция двинулась в обратный путь, но на
родину не вернулась. Произошла трагедия. Все
участники экспедиции и сам Скотт погибли во
льдах от голода и холода , не дойдя до
продовольственного склада всего 18 км. В дневнике,
который вёл Скотт до самого последнего дня было
написано: «…мы знали, что мы идём на риск.
Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не
на что жаловаться и остаётся лишь покориться
провидению, решив дождаться конца. Я
умираю в мире с собой и со всем миром» (заполнить
таблицу, строка №2).

Гляциолог. Гляциология – наука о
льдах во всех формах их образования. В ясный
солнечный день Антарктида выглядит
величественно и отнюдь не сурово. Но это –
холодная красота и обманчивый покой застывшего в
безмолвии царства льда и снега. Её называют
ледяным континентом.
Сколько льда в Антарктиде? Ученые установили, что
в основе большей части материка лежит
Антарктическая платформа, а весь материк покрыт
ледниковым щитом, средняя толщина 2000 м, а есть –
4,5 км. Это самый высокий материк, учитывая ледяной
покров, почти в 3 раза выше. Здесь содержится 80 %
пресных вод Земли. Ледяной щит напоминает купол,
приподнятый в центральной части (показывается
профиль материка).
От центра лед растекается к
периферии. На краю обламывается, образуя
«айсберги» – ледяные горы. Они достигают
огромных размеров. Отдельные айсберги плавают до
10 лет. В одной из ледяных гор увидели вмерзшие
полки с посудой. Это были остатки одной
американской экспедиции (демонстрация
презентации, созданной учащимися по данной
теме (Приложение 1
показано только содержание слайдов презентации);
заполнение таблицы строка №3).

Геоморфолог. Геоморфология – наука
о поверхности Земли и ее рельефе.
Современные методы исследования
позволили узнать о подледном
рельефе материка. Около 1/3 его лежит ниже уровня
океана. Подо льдом обнаружены горные цепи и
массивы. По Антарктическому полуострову
протянулись горы, которые служат
продолжением Анд Южной
Америки. В западной части
находится самая высокая точка 5140 м и глубочайшая
впадина – 2555 м ниже уровня океана. Участки
поверхности сложены древнейшими отложениями,
которые встречаются на других
материках, входивших в состав
единого древнейшего материка Гондвана.
Антарктида – часть этого материка. Особенности
рельефа хорошо видны на профиле (Покровный
ледник Антарктиды (таблица).

У окраины материка возвышается единственный
действующий вулкан Эребус. Замечательно написал
о нем известный вулканолог Гарун Тазиев,
проводивший исследования на Эребусе в 1974 г.
«Славой своей вулкан обязан, конечно, тому, что
природа воздвигла его в труднодоступной
Антарктиде, за тридевять земель от обитаемых
районов. Немалую роль играет и величественность
окружающего пейзажа. Но для нас, вулканологов, он
привлекателен еще и тем, что ставит ряд вопросов,
на которые пока нет однозначных ответов. Чем
объясняется его непрекращающаяся активность?
Почему питающая Эребус вязкая лава образует
озеро жидкого расплава, вместо того чтобы
застыть, окаменеть в полярном холоде? Почему
среди тысяч активных вулканов Земли только
Эребусу свойствен столь уникальный химический и
минералогический состав лавы? И почему этот
исключительный вулкан оказался в не менее
исключительном месте». В недрах материка найдены
различные полезные ископаемые (150 наименований):
уголь, графит, слюда, хрусталь, железные руды и т.
д. работа с диском CD-ROM: «География. Наш
дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны»
страницы: «Ледовый покров», «Рельеф материка».
Заполнить таблицу строка №4).

Климатолог. Теперь наступил тот
самый момент, когда надо
объяснить, почему же Антарктида самый
холодный материк. Это объясняется:

а) малым углом падения солнечных лучей, что
зависит от географического положения материка;
б) полярной ночью, в течение которой материк
сильно охлаждается;
в) огромным ледяным покровом (запас холода),
образовавшимся в период общего похолодания
климата Земли;
г) большой высотой над уровнем океана;
д) способностью белого покрывала отражать
солнечные лучи, отражается 90 % солнечного тепла;
е) огромной разницей температур во внутренней и
прибрежной частях материка, в результате чего
образуются стоковые ветры, дующие со скоростью 360
км/ч.

Ураганы поднимают 25 млн. т снега, они
препятствуют образованию более теплых воздушных
масс с океана на материк. Климат очень суровый. На
российской станции «Восток» была
зарегистрирована температура – 89,2 °С. Это
мировой полюс холода. Случалось, что люди
обмораживали роговицу глаз (работа с диском
CD-ROM: «География. Наш дом – Земля. Материки.
Океаны. Народы. Страны» страница «Климат».
Заполнить таблицу строка №5).

Зообиолог. В Антарктиде
среди сплошного льда встречаются пространства,
лишенные льда, их называют оазисами. Поверхность
их холмиста, покрыта каменными россыпями. Здесь
много озер разных размеров, вода в одних кажется
зеленой, в других – желтой, в третьих —
коричневой. Это зависит от водорослей, их здесь 700
видов. Растительность представлена мхами и
лишайниками, обнаружены бактерии.
Животный мир связан с омывающими матерки водами,
они богаты планктоном. Из крупных животных
встречаются киты, тю­лени, моржи, котики, морской
слон, морской лев, много птиц. Ти­пичные
обитатели Антарктиды – пингвины, они не летают,
но от­лично плавают. Можно встретить
буревестников, бакланов, чаек-глаз, легкие.
Осадков в Антарктиде выпадает мало, от 50 мм в год
во внутренних районах, до 100 мм у побережья (демонстрация
презентации, созданной учащимися по данной
теме; заполнение таблицы строка №6).

Значение современных исследований.



В последние годы в Антарктиду стали
приезжать туристы. Построена гостиница, магазин
сувениров, обзорные площадки. К берегам
Антарктиды постоянно подходят корабли разных
стран. В год приезжает около 4000 туристов. При всей
экзотике таких туристических поездок появились
отрицательные факты: накапливаются горы бутылок,
пакетов, ящиков, всевозможных отходов. При такой
низкой температуре ничего не гниёт и любой
неубранный предмет может пролежать века.
В Антарктиде ведется исследование
аэронавигационных условий. В недалеком будущем
через Антарктиду будут пролегать трассы
межконтинентальных авиалиний и материк станет
промежуточной базой для обслуживания самолетов (демонстрация
презентации, созданной учащимися по данной
теме; заполнение таблицы строка №7).

Руководитель экспедиции. Материк
Антарктида никому не принадлежит, это
безъядерная зона – никто не может там хранить и
использовать радиоактивные вещества, нельзя
использовать даже атомоходы, а только дизельные
ледоколы.

IV. Закрепление изученного материала

1. Установить следующие зависимости: ФГП –
низкая температура воздуха – ледниковый щит –
полюс холода Земли – бедность органического
мира.
2. Выполнить практическое задание №1 на CD-ROM:
«География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны.
Народы. Страны».
3. Выполнить тест на CD-ROM: «География. Наш дом –
Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны».
4. Выполнить задание на доске и прослушать
готовое музыкальное произведение (вставить
слова)
:

Ледяной горою … (скопление льда)
Из … (скопление мелких водяных частиц в
атмосфере) вырастает,
И несет его … (поток воды)
По бескрайним по … (водоем)
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в … (водоем),
Как опасен в … (водоём)
(Скопление льда) встречным кораблям.

Получилось стихотворение:

Ледяной горою айсберг
Из туманавырастает,
И несет его теченье
По бескрайним, по морям.
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в океане,
Как опасен в океане
Айсбергвстречным кораблям.
(«Айсберг», ел. Л. Козловой.)

V. Итог урока:

– И в конце урока хочется подвести итог
небольшим стихотворением:

Весь континент – сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина.

VI. Домашнее задание

1. Изучить параграфы в учебнике.
2. Заполнить контурную карту.




Следующий: