Особенности природы материка Африка


Тип урока:

урок повторения, систематизации и
обобщения знаний, закрепление умений.

Цель

урока: Обобщение знаний о материке
Африка.

Задачи:

Образовательные:



повторить пройденные темы,
выявить качество и уровень овладения знаний и
умений, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие:

содействие развитию
пространственного мышления, памяти, внимания;
развитие умения выделять главное, сравнивать,
обобщать через работу с физико-географической и
контурной картами. Способствовать развитию
эмоциональных качеств личности, формирование
коммуникативных и рефлексивно-оценочных умений,
через активные формы урока.

Воспитательные:



содействие формирования
интереса к природе материка Африка и осознание
единства человек-природа.

Оборудование:

  1. Физико-географическая карта материка Африка.
  2. Комплект контурных карт материка Африка (по
    числу присутствующих)
  3. Жетоны (цветные карточки (по 15 шт. каждого цвета))
  4. Иллюстрации из дополнительной литературы.
  5. Мультимедийная установка, компьютер.
  6. Электронное приложение №1
    “Особенности природы Африки” (9 слайдов).

Методы:

объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый.

Формы урока:

игра (аукцион, видео –
викторина), работа малых групп.

Ход урока


1. Организационная часть.

1.1. Орг. Момент. Сообщение темы, цели и плана
урока.

1.2. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить,
почему природа Африки привлекает огромное
внимание людей, чем уникален и очарователен этот
уголок мира.

1.3. 1-й ведущий (приложение №1,слайд
№1).

“Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль
ее красной земли ( латерита), услышишь
многоголосый бой тамтамов…и трудно
возвращаться из этого таинственного мира”.

1.4. 1-й ведущий, какие ассоциации вызывают данные
строки, в рассуждениях В. Коротенцева?

“Какая многоликая, ты Африка” (приложение
№2
)

Приглашаются учащиеся с мини сообщениями:

  1. Самая большая пустыня – Сахара (приложение
    №1
    , слайд №2)
  2. Самая высокая вершина – Килиманджаро (приложение №1, слайд №3)
  3. Рай в Танзании – Нюронгоро (приложение
    №1
    , слайд №4)


2. Основная часть.

2.1. Индивидуальная работа на контурных картах
по номенклатурному блоку темы.

Какие географические названия на карте Африка
вы знаете? У каждого на столе контурные карты
подпишите по памяти, номенклатурные объекты той
группы, к которой вы соотноситесь.

Задание на доске:

1 группа – северная Африка,
2 группа – южная Африка,
3 группа – восточная Африка,
4 группа – западная Африка.

2.1. Самопроверка.

Критерии оценивания:

“5” – 15 объектов;
“4” – 10 – 14 объектов;
“3” – 7 – 13 объектов;
“2” – менее 7 объектов.

2.2. Индивидуально-групповая работа по
физико-географической карте материка Африка.

Давайте выясним, какие объекты вы могли
подписать. Приглашаю по одному представителю от
каждой группы на “дуэль – знаний”, выявляется
победитель, он получает “5”, остальные получают
жетоны одного цвета (например, синего).

2.3. Игра аукцион знаний “ Материк Африка”.

Главное условие игры – право ответа первая
поднятая рука, за правильный ответ-жетон.
Побеждает тот, кто наберет наибольшее число
жетонов.

  1. Какое место по площади, занимает Африка среди
    других материков? (2)
  2. Назовите саму длинную реку планеты (Нил)
  3. Назовите самую полноводную реку материка?
    (Конго, Заир)
  4. Как в древности назывался материк Африка?
    (Ливия)
  5. Назовите самое большое озеро по площади?
    (Виктория)
  6. Назовите самые высокие племена Африки. (Тутси,
    масаи)
  7. Назовите самую высокую вершину материка Африка.
    (Килиманджаро)
  8. Частью, каких древних материков была Африка?
    (Пангея, Гондвана)
  9. Как называется самые тектонические активные
    части материка? (Восточноафриканский
    тектонический разлом).
  10. Назовите самое низкорослое племя Африки.
    (Пигмеи)

Выявляется победитель аукциона, получает “5”,
у остальных жетоны (красного цвета) остаются до
конца урока, и их количество пополняется за
правильные ответы.



2.4. Индивидуальная работа по
терминологическому блоку темы. Выполнение в
тетрадях для контрольных работ, письменно, в
течение 5 минут, работы сдают, результаты на
следующем уроке.


Цифровой диктант “Материк Африка”.

Главное условие проведения работы – выбрать
цифру, под которой, по вашему мнению, находится
правильный ответ (приложение №1,
слайд №5)

  1. Как называется самое мелководное озеро в
    Африке, его глубина 4 – 7 метров? (Чад)
  2. Назовите преобладающий народ в Эфиопии. (Амхара)
  3. Как называется самый разрушительный ветер в
    Сахаре? (Самум)
  4. Назовите национальный парк в ЮАР, собравший всю
    флору и фауну материка Африка. (Крюгера)
  5. Местные жители это называют “гремящие дым”, о
    чем идет речь? (Виктория водопад)
  6. Как называется природная зона, занимающая 40%
    площади материка? (Савана)
  7. О ком идет речь: “у берегов водоемов
    встречаются редчайшие животные – родственники
    жирафов, обитающие только в Африке”. (Окапи)
  8. Как называется самая крупная птица Земли,
    обитающая на материке Африка? (Страус).

2.4. Самопроверка. По желанию, ученики называют
правильные ответы, получают жетоны – желтого
цвета, за дополнения – зеленые.

2.5. Индивидуально – групповая работа по
ассоциациям.

Для групп представлены видео вопросы.

Вернисаж картин.

1. Перед вами африканский пейзаж:
экваториальный лес, саванна, пустыня (приложение
№1
,слайд №6).

– Где можно встретить марабу и кто это?
(Саванна, птица, эндемик Африки).

– Чрезвычайно много высоких построек
разнообразной формы, выполненные
представителями этой природной зоны. Какой, кто
строитель? (Саванна, термиты).

– Какая природная зона, является родиной
эбенового дерева, древесина которого имеет
черный цвет. (Экваториальный лес).

– Где можно встретить вельвичию и кто это? (В
пустыне, растение с коротким стволом,
поднимающийся над землей на 50 см., на вершине
кожистые листья до трех метров в длину).

2. Перед вами острова, расположенные у береговой
линии Африканского континента: Мадагаскар,
Занзибар, Мадейра.(приложение №1,
слайд №7).

– Какой из островов, является островом
пряностей и знаменит на весь мир гвоздикой?
(Занзибар).

– Какой из островов, является родиной
огромного разнообразия лемуров? (Мадагаскар).

3. Перед вами жилища коренных жителей Африки,
какие народы в них проживают? (Туареги, пигмеи,
масаи) (приложение №1,
слайд №8).

3. Заключительная часть.

  1. Итоги урока: подведение жетонной работы;
  2. – Как вы оцениваете свою работу на уроке?

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

Закончить путешествие по материку Африка хочу
словами М. Горького “Всем хорошим в себе я обязан
книгам”, сегодняшние свои замечательные и
достойные ответы вы показали то же благодаря
книгам, книгам по географии. Призываю вас
знакомство с книгами продолжать. И поэтому,
домашнее задание будет творческим.

4. Домашнее задание (приложение №1,
слайд №9).

Выбери себе домашнее задание по желанию:

  1. Составить визитную карточку материка Африка.
  2. Составить визитную карточку стран Африки.
  3. Мини сообщение по самым известным местам
    Африки.



Следующий: