Особенности преподавания истории при переходе к Федеральным образовательным стандартам второго поколения

В развитии образовательной системы России
начинается новый этап. Сущность этого этапа
выражается в переориентации системы образования
на новые подходы. 2010 год — год позитивных перемен
и принятия образовательной инициативы «Наша
новая школа», смысл которой заключается в
создании современной школы, такой школы, которая
способна раскрыть личность, способна воспитать в
детях интерес к образованию, к учебе; способна
быть современной, адекватной жизни
образовательной системой. Базовым элементом в
модернизации школьного исторического
образования является обновление Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Сегодня необходимо знать, какие требования к
образованию предъявляют стандарты второго
поколения и использовать новые подходы в работе.
Еще раз обратим внимание на государственные
документы, определяющие цели школьного
образования. И в концепции модернизации, и в
основных направлениях развития российского
образования, и в стандартах 2004 года, и в проектах
новых образовательных стандартов сначала в
неявном, а потом все более в открытом виде
заявлено, что «меняется образовательная
парадигма», приоритетной целью образования
становится уже «не передача суммы знаний, а
развитие личности»
каждого ученика,
способного к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны и человечества в целом,
активно и творчески применяющего исторические
знания в учебной и социальной деятельности.
Вклад
основной школы в достижение этой цели состоит в
базовой исторической подготовке и социализации
учащихся .

В соответствии с этими идеями требования
государственного стандарта по истории впервые
сформулированы не в виде перечня отдельных
знаний, а в виде умений по оперированию этими
знаниями! Текст требований к уровню подготовки
выпускников основной школы по истории разделен
подзаголовками на три части: «уметь» — 67%;
«использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной
жизни» — 23%; «знать» — 10% требований.

К слову, родительская общественность уже давно
сформулировала новый социальный заказ: учите
наших детей в школе тому, что нужно в жизни:
самостоятельности, коммуникабельности,
целеустремленности и т.д. Современные дети
значительно более раскрепощены, информированы,
нежели дети 15-20 лет назад. Большинство из них уже
не в состоянии работать в рамках репродуктивных
форм, отвечают на них резким снижением мотивации
к учебе.

В современной России образование вообще и
историческое образование в частности служит
важнейшим ресурсом социально-экономического,
политического и культурного развития общества и
его граждан. Начало XXI в. характеризуется
динамизмом социальных процессов в стране и мире,
широкими информационными контактами в
постиндустриальном обществе, глобализацией в
различных сферах жизни, частым и тесным
взаимодействием представителей различных
этнических и социальных групп и др. Все это
порождает новые требования к общему образованию
молодого поколения. Речь идет о способностях
выпускников школы ориентироваться в потоке
социальной информации; видеть и творчески решать
возникающие проблемы; активно применять в жизни,
полученные в школе знания и приобретенные
умения.

Если мы меняем акценты в постановке цели -
главное не передача суммы знаний, а обучение
действиям, развитие умений, — то должны изменить и
средства. Яркий рассказ учителя и пересказ
учеником текста больше не могут быть главными
средствами на уроке. Ведь слушая других и
пересказывая чужие мысли, ученик никогда не
научиться действовать самостоятельно. Таким
образом, мы должны полностью отказаться от
традиционных, репродуктивных вопросов к
параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из
актуальных задач учителя является поиск
образовательных технологий, которые позволяют
реализовать компетентностный и деятельностный
подход в обучении. Многие основные методические
инновации связаны сегодня с применением
интерактивных методов обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из
английского от слова «interact». «Inter» — это
«взаимный», «act» — действовать. Интерактивный -
означает способность взаимодействовать или
находится в режиме беседы, диалога с чем-либо
(например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение — это,
прежде всего, диалоговое обучение, которое ведет
к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному
решению общих, но значимых для каждого участника
задач. В ходе диалогового обучения учащиеся
учатся критически мыслить, решать сложные
проблемы на основе анализа обстоятельств и
соответствующей информации, взвешивать
альтернативные мнения, принимать продуманные
решения, участвовать в дискуссиях, обращаться с
другими людьми.

В наибольшей степени реализации поставленных
задач Федеральным государственным
образовательным стандартом (ФГОС) II поколения
могут способствовать учебники истории
образовательной системы «Школа 2100″. Важной
особенностью рассматриваемых учебников истории
является заложенная в них проблемно -
диалогическая технология, направленная на
открытие учащимися нового знания на
самостоятельное решение разнообразных задач.

Урок, построенный по данной технологии,
начинается с создания проблемной ситуации и
формулирования школьниками проблемного задания.
В учебниках «Школа 2100″ используются проблемные
ситуации — противоречия. Обычно авторы после
вопросов и заданий у параграфу приводят
противоречащие друг другу документальные либо
справочные материалы, иногда сочетая их. К этим
материалам предлагаются задания, направляющие
учащихся на выявление противоречия между
различными позициями, точками зрения. Выявленное
противоречие и является основой для
формулирования проблемного задания.

Следующий этап проблемного урока — выдвижение
версий, гипотез решения поставленной проблемы.
Учащиеся могут выдвинуть версию, так как
проблемно-диалогическая технология
предполагает предварительное ознакомительное
чтение соответствующего параграфа.

Решение проблемы опирается на имеющиеся знания
учащихся, поэтому дальнейшим этапом урока
выступает их актуализация.

Главный этап урока — открытие нового знания,
которое происходит в ходе решения проблемы.
Здесь может применяться групповая и
коллективная работа, выполнение заданий к
параграфу, работа с иллюстрациями , а также
изучающее чтение материалов параграфа, которые
составляют минимум информации, обязательный для
усвоения учащимися. Этот минимум можно
определить на основе выделений, сделанных
авторами в хронологической таблице помещаемой
обычно в начале главы, а также в самом тексте.

На уроках применяются исследовательские
проекты, ролевые игры, идет работа с документами
и различными источниками информации,
используются творческие работы. Работу по
применению проблемно-диалогической технологии
начала в 5, 7 и всеобщей истории 9 классах.
Творческие продуктивные задания, разнообразие
методических приемов — залог успешного
применения данной технологии.

Именно эти продуктивные задания и составляют
основу развивающего обучения. Вместо пересказа
текста учим наших детей решать задания и рассказывать
о результатах решения.
Именно это и требуется в
современной жизни от любого человека — уметь
решать возникающие перед ним задачи, проблемы.

Таким образом, роль учебного предмета
«История» в подготовке учащихся 5-9 классов к
жизни в современном обществе в значительной мере
связана с тем, насколько он помогает им ответить
на сущностные вопросы миропонимания и
мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит
жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и
современность? Ответы предполагают, во-первых,
восприятие подростками младшего и среднего
возраста основополагающих ценностей и
исторического опыта своей страны, своей
этнической, религиозной, культурной общности и,
во-вторых, освоение ими знаний по истории
человеческих цивилизаций и характерных
особенностей исторического пути других народов
мира. Учебный предмет «История» дает учащимся
широкие возможности самоидентификации в
культурной среде, соотнесения себя как личности
с социальным опытом человечества.

Мною изучены новые образовательные стандарты
по истории и обществознанию. Я в полной мере
разделяю основные положения в историческом и
обществоведческом образовании, а именно
формирование уважительного отношения к истории
свое Отечества как единого и неделимого
многонационального государства, активное
освоение исторического и культурного наследия
своего народа, родного края, России и мира,
развитие стремления сохранять и приумножать
культурное наследие прошлого, формирование
умений получать социальную информацию, делать
необходимые выводы и давать обоснованные оценки,
создание основы для формирования интереса к
дальнейшему расширению и углублению знаний в
области общественных дисциплин.

Следующий: