Особенности преподавания физики с использованием компьютерных презентаций на различных этапах урока

Современный учитель при подготовке к урокам
должен максимально эффективно использовать свое
время. Проектирование уроков – основной вид
деятельности каждого педагога. Всем известно,
что это достаточно кропотливая работа, требующая
много сил и времени. Очень удобно при
проектировании уроков пользоваться единым
алгоритмом. Компьютер может оказать в этом
помощь.

У современных школьников наблюдается
уменьшение интереса к изучению физики. Это можно
объяснить и сложностью предмета, и уменьшением
количества часов на изучение, и переходом на
концентрическую систему преподавания материала.
С каждым годом усложняется и содержание КИМов к
ЕГЭ.

Ученики, привыкшие воспринимать информацию в
виде “красивых картинок”, лучше примут яркий,
наглядный материал, чем лекцию учителя. Конечно,
удивить современную молодежь сложно. Но это и не
является целью преподавания. Задача педагога:
так преподнести материал, чтобы он был понятен и
доступен.

Урок физики должен, безусловно, содержать
необходимые демонстрации опытов. Но имеющееся
оборудование не всегда дает такую возможность.
При этом имеется достаточное количество
медиаресурсов, помогающих решить данную
проблему. Надо только найти способ работы с
такими ресурсами на уроке.

Прекрасно с данной задачей можно справиться,
используя простую программу из пакета Microsoft Office,
PowerPoint. Презентации, созданные с помощью этой
программы, зрелищны, просты в применении и
позволяют пробудить интерес к изучаемой теме.

В ходе работы я столкнулась с тем, что не могу
продемонстрировать ряд интересных, красивых
экспериментов при изучении тем по волновой
оптике в 11 классе. Поэтому при подготовке к
урокам я воспользовалась программой PowerPoint,
имеющимися в арсенале CD-дисками и мультимедийным
проектором.

Я представляю серию уроков по волновой оптике,
созданных по единому алгоритму с использованием
технологии планирования, создания и
использования электронных учебных материалов.

Технология планирования, создания и
использования электронных учебных материалов
состоит из четырех основных шагов:

  1. описание целей и условий обучения;
  2. разработка сценария;
  3. создание материала;
  4. оценка и доработка материала на реальной группе
    учащихся.

На первом этапе нужно четко определиться с
необходимостью организации обучения именно в
такой форме, продумать цели и задачи обучения,
средства обучения. То есть, именно здесь надо
ответить на вопрос о целесообразности
использования ИКТ на данном уроке.

Второй этап предполагает, что учитель
определяется с тем, как будет изложен материал,
какие необходимы демонстрации, контрольные
упражнения, тесты, домашнее задание и по каким
критериям будут оцениваться ученики.

Создание материала на третьем этапе требует
больше всего времени: необходимо отобрать и
скомпоновать материал, отснять необходимые
видеоматериалы, подготовить тесты, иллюстрации и
т.д. На этом этапе очень удобно пользоваться
блок-схемой урока, по которой потом легко
простроить и презентацию. Блок-схемы уроков
одного типа (например, урок изучения нового
материала) сходны друг с другом.

Последний этап предполагает диагностику уже
готовой презентации: классы отличаются уровнем
подготовки, могут быть и технические заминки.

Проводимые мною уроки показали, что некоторые
моменты невозможно точно простроить за домашним
компьютером, классы по-разному воспринимают
материал. Учитель должен быть готов к этому,
чтобы внести изменения в процессе проведения
урока.

Проектируя свои уроки, я опиралась на логику
построения, на этапы урока:

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  3. Подготовка к усвоению нового материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка знаний.
  6. Закрепление знаний.
  7. Контроль усвоения знаний.
  8. Подведение итогов занятия.
  9. Домашнее задание.

Демонстрация презентации урока начинается, как
правило, с темы, целей и задач урока. Размещение
этой информации в начале удобно тем, что в
процессе показа презентации можно легко
“вернуться” к первым слайдам. Когда видишь
перед собой цель, легко идти вперед.

Во время подготовки к изучению нового
материала или проверки домашнего задания можно
построить презентацию таким образом, чтобы вы
вместе с учащимися могли проконтролировать
правильность действий. Это легко достигается с
помощью гиперссылок как внутри самой
презентации, так и с другими объектами.

Безусловный плюс использования презентаций на
уроках физики заключается в том, что всегда есть
возможность вернуться к сложным моментам урока,
показать процессы и события в динамике, сделать
это зрелищно, эффектно. Даже построение чертежей
можно сделать увлекательным с помощью простых
настроек анимации. Эти небольшие хитрости
помогают на этапе изучения нового материала
заинтересовать учащихся, сделать сложный
материал более простым и понятным. Ребятам,
которые сами хорошо владеют PowerPoint, можно
предложить разработать свою небольшую
презентацию по данной теме.

Этапы первичной проверки знаний, закрепления и
контроля усвоения могут содержать мини-тесты с
быстрой проверкой или взаимопроверкой, ситуации
из жизни, задачи, расположенные по принципу “от
простого к сложному”. При этом навигацию можно
настроить таким образом, чтобы проверить знания
и откорректировать их (пусть даже с помощью
подсказок) можно было быстро и легко.

Подведение итогов занятия предполагает оценку
того, достигнуты ли цели урока или нет.
Заключительные слайды я рекомендую сделать
статичными, содержащими цели урока и основные
понятия. Если есть необходимость, можно сделать
гиперссылки на определения величин, понятий,
явлений, изученных на уроке. Опыт показывает, что
и старшеклассникам удобно делать краткие записи
по ходу урока со слайдов.

Предлагаемую презентацию можно использовать
как скелет, наполняя тем содержанием, которое
необходимо. Временные затраты становятся меньше
по мере накопления опыта. А успехи учеников,
оживление интереса к предмету, повышение
собственной компетенции стоят затраченного
времени.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Следующий: