Особенности организации работы с детьми с задержкой психического развития на уроках химии

В развитии детей часто возникают проблемы,
которые выражаются в отклонении от общепринятых
социальных возрастных ожиданий,
школьно-образовательных нормативов успешности,
уставных норм. Причины этих отклонений самые
разнообразные: биогенные, психогенные,
социогенные.

По мнению Г.К. Селевко, дети с проблемами – это
результат сложного взаимодействия
неблагоприятных условий, ошибок в воспитании и
пробелов в психическом развитии ребенка [1].

Именно к данной группе относятся дети с
задержкой психического развития (ЗПР). Для таких
ребят существуют специальные (коррекционные)
классы (школы) VII вида. Однако, чтобы определить
ребенка в подобного рода класс (школу)
необходимо, в первую очередь, согласие родителей
пройти психолого-медико-педагогическую комиссию
и потом уже заключение данной комиссии. Даже имея
все показания для перехода в данный класс, без
родительского согласия сделать это невозможно.

В конечном счете, получается, что некоторая
группа детей с ЗПР обучается в
общеобразовательных классах (школах). В
результате чего и возникает первая проблема.

Иногда либо за неимением соответствующего
опыта у педагогов, либо при отсутствии хорошо
организованной социально-психологической
службы в школе, учителя принимают таких детей как
педагогически запущенных. А ведь это в корне не
верно. Отсюда вытекает и вторая проблема:
пытаемся чему-то научить, заставляем
“зазубривать”, проводим дополнительные
занятия, даем больший объем домашних заданий, а
результат только ожидаемый.

В данном случае необходима планомерная, четко
организованная коррекционно-развивающая работа.
И одному педагогу в рамках только своего
предмета с этим не справиться. Следует
привлекать и психолога школы, и логопеда, и
социального педагога, и школьного врача, и
классного руководителя, и желательно, вернее
необходимо, родителей. Но главное, определить
причину неуспеваемости или неадекватности
ребенка и здесь без квалифицированного
педагога-психолога Вам не обойтись.

В конечном счете, причина определена и ребенка
переводят (определяют) в специальный
(коррекционный) класс VII вида. Естественно, что
желательно данную процедуру провести еще в
начальной школе. По своему опыту я убедилась, что
дети, которые обучаются в таком классе со второго
года обучения, быстрее адаптируются к школьной
программе, более эффективно работают на уроках,
уровень мотивации к обучению тоже повышается.
Учащиеся, которые перешли в данный класс в 5
классе (чего по-хорошему не должно происходить,
т.е. в свое время мы их просмотрели) испытывают
ряд трудностей и реализоваться в школьном
учебном пространстве им тяжело, т.к. самое
драгоценное для коррекции и психического
развития время потеряно.

Основные цели и задачи
коррекционно-развивающего обучения.

  1. Развитие общеинтеллектуальных умений: приемов
    анализа, сравнения, классификации, обобщения и
    т.д.
  2. Развитие познавательной активности детей.
  3. Развития словарного запаса.
  4. Формирование и закрепление умений и навыков.

Конечно, решить все эти задачи одному педагогу
на своем уроке не всегда реально. Но можно
выделить ряд направлений
коррекционно-развивающей работы, которые
необходимо использовать при организации и
проведении уроков:

  1. Коррекция отдельных сторон психологической
    деятельности:
    1. развитие зрительного восприятия;
    2. развитие зрительной памяти и внимания;
    3. формирование обобщенных представлений.
  2. Развитие основных мыслительных операций:
    1. навыков классификации;
    2. умения работать по словесной и письменной
      инструкции, алгоритму;
    3. навыков анализа.
  3. Развитие различных видов мышления.
  4. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Химия – достаточно сложная наука. И в тоже
время на уроках химии можно (нужно) в полной мере
реализовать все вышеперечисленные направления.
Предлагаю некоторые, проверенные формы и методы
работы, которые использую на уроках химии в 8
классе специального (коррекционного) класса VII
вида. Данные задания можно использовать и для
всех групп учащихся, и для плохо успевающих
ребят, и для детей с ЗПР, которые обучаются в
общеобразовательных классах.

1. Заведите “Ценную тетрадь”, в которой
учащиеся собирают всю справочную информацию:
формулы, определения, алгоритмы составления
молекулярных и ионных уравнений, алгоритмы
решения задач, составление формулы по
валентности, и т.д. Данной тетрадкой можно
пользоваться во время урока, но при выполнении
самостоятельной работы – нет.

2. Проводите лабораторные и практические
занятия. Отказаться от них невозможно, т.к. именно
данный вид работы – главный источник мотивации
обучения химии. Чтобы облегчить работу учащихся,
да и свою, пришлось для данного класса
самостоятельно разработать адаптированные
тетради для практических работ, чтобы сократить
время на проведение лабораторного занятия.

3. Обязательно проверяйте домашнее задание у
доски с полным разбором.

4. Не бойтесь задавать использовать на уроках
проблемные ситуации. Нужно только помнить, что
вопросы и ситуации, которые вы задаете, не должны
быть очень сложными. Главное направить ход
мыслей учащихся в нужное русло с помощью
наводящих вопросов. В результате учащиеся должны
осознать, что ответ нашли они, причем
самостоятельно.

5. Побуждайте учащихся к поиску собственных
ошибок, их анализу и осмыслению.

6. Используйте наглядный материал в полной мере.
В этом плане очень хорошо помогают электронные
учебники и виртуальная химическая лаборатория.
Не пытайтесь объяснить без подтверждения или
наглядности даже элементарных, на ваш взгляд,
понятий.



7. Проводите диктанты по формулам химических
соединений: сульфат кальция, оксид бария,
карбонат натрия, оксид серы (VI). Причем, первое
время, необходимо делать проверку у доски,
работая “по цепочке”.

8. Используйте тестовые задания. В данном случае
ребенок как раз видит ответ, а не долго и тяжело
его вспоминает. Но не следует отказываться и от
традиционных контрольных работ. Желательно,
заменить их просто на зачет.

9. Используйте:

9.1. различные задания, имеющие практическое
применение полученных знаний.

* Составьте формулы названных в тексте оксидов
[2].

В земной коре – литосфере – находятся оксид
алюминия____________ (глина), оксид кремния (IV)
_________________ (песок), оксид железа (III) _______________ .
Водная оболочка Земли — гидросфера – это оксид
водорода ____________. В воздухе есть оксид углерода (IV)
______________ (углекислый газ). В результате
хозяйственной деятельности человека образуется
вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода
(II) __________ (угарный газ), оксид серы (IV) _______________
(сернистый газ), оксид азота (II) ________ и оксид азота
(IV) __________________.

* Значение оксида углерода (IV) состоит в том, что
он является:

  • продуктом дыхания и горения
  • источником развития растений
  • препятствием для нормальной теплоотдачи Земли
    в космическое пространство
  • основой производства шипучих напитков, тушения
    пожаров

9.2. задания с экологическим содержанием
(http://www.alchimic.ru).

* Задача №1. Хорошо известно, что легковой
автомобиль загрязняет воздух вредными
выбросами: на каждые 10 километров пути с его
выхлопными газами в атмосферу попадает 7 моль
оксида углерода (II) и 1 моль оксида азота (II). Какая
масса этих вредных веществ попадет в атмосферу
при автомобильной поездке на дачу, которая
расположена в 80 км от дома?

* Задача №2. Сточные воды химического комбината
вполне отвечают санитарным нормам по содержанию
азотной кислоты (30 мг в 1 л). Рассчитайте массовую
долю HNO3 в этих сточных водах (при плотности,
примерно равной 1 г в 1 мл). Сколько азотной
кислоты уходит в канализацию с комбината, если
объем промышленных стоков составляет ежесуточно
75 м3.

10. Примеры заданий для развития внимания и
памяти:

10.1. Подчеркните формулы оксидов в записанном
“тексте” [2]:

Al2O3MgSiO2CS2Fe2O3K2SH2OCaClO2OF2COAlSO4HSNONSiCINO2Cr

10.2. Подчеркните формулы солей.

H2CO3Na2CO3HNO3MgCO3ZnCl2SO2BaSO4Fe(NO3)2H2SO4AgClSO3AlPO4

10.3. Определите формулы оснований: H3PO4,
Cu (OH)2, NaOH, H2CO3, Ca(OH)2, Na2O,
SO3, Al2O3

10.4. Разделите перечисленные названия и формулы
в группы:

Оксид кальция, соляная кислота, сульфат бария,
гидроксид натрия, карбонат натрия, азотная
кислота, гидроксид железа (II), оксид железа (II),
оксид серы (IV), фосфат кальция, гидроксид меди (II)

SO3, H2CO3, CaCO3, N2O3,
BaSO4, CO2, Na2O, Al (NO3)3, NaNO3,
MgO, BaO

10.5. Определите соединение, которое является
лишним в данной группе

SO3, N2O3, CO2, Na2O, NaNO3,
MgO, BaO

11. Применяйте разнообразные задания на
сравнение:

- неметаллические свойства больше выражены у О
или S;

- сравните заряд ядра, число электронных слоев,
число электронов на последнем уровне в атомах Cl и
Br.

12. Особую трудность вызывают у учащихся задания
на составление уравнений реакции, особенно
цепочек превращений. Поэтому задание типа

Пытайтесь давать больше информации при
составлении уравнений реакций, со временем вы
будете что-то убирать и исключать, а может быть и
усложните задания.

13. Составляйте схемы и таблицы, не сильно
перегруженных информацией.


Окcид серы (IV) Оксид серы (VI)
Формула, тривиальное название
Образование и тип химической связи
Физические свойства
Химические свойства
Практическое значение

14. Существует множество способов развития
мышления. Но у нас с вами есть самый главный
помощник в этом вопросе – Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Именно
работая с ней, мы можем разработать различного
вида задания и упражнения, составление
разнообразных логических цепочек для данных
детей, которые и помогут вам в решении проблемы.

Вы спросите: где взять время для проведения
всего вышеперечисленного — закрепления,
постоянного повторения, проговаривания, полного
разбора домашнего задания и т.д.

Попытайтесь проанализировать тот материал,
который вы собираетесь давать учащимся на уроке.
Выделите самое главное и основное, удалите
сложные вопросы или давайте их только в
ознакомительном плане, углубите практическую
направленность вашего урока. Ведь целью вашей
работы в данном классе и с данной группой
учащихся должно быть скорее не слово “научить”
чему-то, а — “содействовать развитию умения,
навыков; создать условия для формирования ….” и
главное – научить учиться

Литература

  1. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения
    детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий,
    2005. — 144 с.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к
    учебнику. М.: Дрофа, 2006. – 176 с.



Следующий: