Особенности обучения английскому языку в начальной школе

Иностранный язык — едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению» [2], и в этом смысле его значение трудно переоценить. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение, взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность» [1].

Что касается вопроса, нужно ли начинать обучение иностранного языка с раннего школьного возраста в последнее время вышел из рамок обсуждаемого.

Есть ряд преимуществ обучения ИЯ детей раннего возраста:

  • положительное влияние на развитие психических функций (память, мышление, восприятие, воображение)
  • влияние на общие речевые способности ребенка
  • повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.
  • более раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке, при этом идет обращение к опыту ребенка, учета его менталитета, осознание явлений собственной национальной культуры.

Дети раннего школьного возраста любознательны, пытливы, им свойственно неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования. Задача учителя – «опираясь на психологические, физиологические возрастные особенности детей, вызвать интерес к предмету» [2]. Успех может быть обеспечен, на мой взгляд, такой методической системой, в основе которой лежит «интерес детей к предмету» [1]. Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Игровая деятельность является ведущей для учащихся начальной школы. Игра – это естественное состояние младших школьников.

Игровые моменты бесконечно разнообразны. Вот некоторые из них.

  • подвижные игры (зарядка, игра в животных, «кошки-мышки», игры на внимание)
  • стихи и песни, сопровождаемые движениями.
  • игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания)
  • игры с мячом
  • диалоги с любимыми героями любимых русских и английских сказок, мультфильмов, когда в гости приходят Винни-Пух и Белоснежка, Карлсон, Пятачок и др.

Учитывая неустойчивое внимание, быструю утомляемость, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерно двигательную активность младших школьников, активно использую в своей работе стихи, рифмовки, песни, загадки, скороговорки. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников окружал привычный мир игрушек – набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды.

С помощью таких приемов вводится, закрепляется, обрабатывается языковой, лексический материал.

Дети готовы учить все, что им предлагают, но быстро теряют интерес к заданиям во время урока. Важно постоянно поддерживать этот интерес, используя различные педагогические и методические приемы, методы. Дети приходят в кукольный театр, в магазин игрушек, зоопарк. Они рисуют, поют, танцуют.

Говоря о целях обучения английскому языку на ранней стадии, необходимо подчеркнуть ее практическую составляющую. Английский язык служит «средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности» [2]. Во-вторых, при обучении иностранному языку на раннем этапе обучения не предполагается значительное приобретение учениками знаний об окружающей действительности, как это происходит при изучении других предметов (например, окружающий мир). Такое осмысление специфики дидактической цели изучения иностранного языка представляется правильным и актуальным. Необходимо тщательно продумывать каждые этапы урока, четко определять его цели, задачи, методы и приемы ведения урока. В основу обучения иностранному языку, как известно, положен принцип коммуникативного обучения. На первом году обучения дети решают элементарные коммуникативные задачи в общении между собой в пределах игровой, учебно- трудовой, семейно – бытовой сфер общения. Так, к концу этого периода учащиеся могут поздороваться, поприветствовать, представиться, поздравить с днем рождения, обратиться с просьбой, вопросом, ответить на благодарность, сообщить собеседнику некоторые сведения о себе, описать свою внешность, ответить на вопросы, сам задать их. Вот примерная тематика лексики: «Игрушки», «Домашние животные», «Мой дом», «Моя семья», «Праздники» и др. В ходе занятий у детей развиваются такие качества личности, как общительность, раскованность, желание вступить в контакт на иностранном языке, умение взаимодействовать в коллективе. Учащиеся при этом стараются проявить терпимость, умение сопереживать и радоваться.

Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда учащиеся знакомятся с первой буквой алфавита. К концу учебного года ученики знакомятся со всеми основными правилами чтения, транскрипционными знаками, овладевают умением находить слово в словаре и умением озвучивать его, что позволяет читать текст объемом около трети страницы.

На первом году обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией и орфографией английского языка. Впервые предусмотрены обязательные письменные упражнения, которые выполняются на уроке. Произносительные навыки приобретаются детьми в основном путем имитации, даются простейшие объяснения (растяните губы, широко откройте рот и другие), затем изучаются и графические символы, проводится дифференциация между похожими на первый взгляд звуками. Используются хоровая, индивидуальная, парная формы работы.

Нелегко проводить уроки так, чтобы детям было всегда интересно, постоянно удерживать их внимание, управлять им. Это трудная работа, которая требует от учителя напряженного труда, кропотливой систематической работы. Необходимо максимально учесть все то, что предстоит сделать на уроке и все то, что может произойти на уроке. Не нужно стремиться удерживать внимание учащихся замечаниями. Это должно достигаться переходом от одного вида деятельности к другому.

Литература:

  1. Биболетова М.З., Денисенко О.А. Книга для учителя. 2-е издание. Издательство «Титул», 2003.
  2. Рогова, Верещагина. Методика обучения английского языка на начальном этапе средней школы. ИЯШ № 1, 1990.

Следующий: