Особенности обеспечения успеха в воспитании гуманности у школьников


Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются семейные традиции семейного уклада, сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.



В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Постоянно растет число подростков – наркоманов, подростков с алкогольной и химической зависимостями, молодых людей, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, — школы.

Поэтому в современных условиях жизни общества воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач в школе, так как, именно школа является в наше время почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Школа – центр воспитательного пространства. И в сегодняшних условиях особую актуальность и значимость приобретают вопросы гуманного воспитания подрастающего поколения, что подтверждается острой потребностью нашего общества в непросто интеллектуально образованных людях, обладающих знанием основ науки и общей культурой, а прежде всего в личностях, наделенных такими гуманными чертами, как доброта, отзывчивость, чуткость, терпимость, милосердие, сострадание, совестливость, скромность, человечность, тактичность, нежность, деликатность и др. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Мы разделяем мнение Эрнеста Боуэра о том, что «самый опасный результат образования – это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью»[1]

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений формирования новых жизненных установок личности, она не может оставаться в позиции стороннего наблюдателя. Учителя призваны помочь своим воспитанникам вырасти добрыми, великодушными, совестливыми людьми, способными на сопереживание, готовыми прийти на помощь любому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Воспитывая гуманность, опытный педагог помнит о необходимости придать каждому из частичных ее проявлений устойчивость в виде одной черты характера. А это возможно, если источником этих проявлений станут, наряду с требованиями взрослых потребности, интересы, чувства, ценностные ориентации самого воспитанника. Лишь с их развитием гуманность приобретает у подростков стойкий характер, так как потребности, интересы, чувства, убеждения, выполняя роль внутренних побудителей гуманных поступков, являются «строительным материалом» для простых качеств, структурирующих гуманность.

Как сложное нравственное качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.

Несмотря на имеющуюся обширную литературу, посвященную вопросам гуманного воспитания, остались малоисследованными его возможности, возникающие в процессе взаимоотношений педагогов и учащихся средних школ.

Учителя призваны помочь своим воспитанникам вырасти добрыми, великодушными, совестливыми людьми, способными на сопереживание, готовыми прийти на помощь любому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль – преподавателя, вторая воспитателя, т.е. классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя – вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Поэтому, не отрицая необходимости наличия у педагога высокого профессионализма, как сложного многокомпонентного явления [3], нам видятся ничуть не менее значимыми такие нравственные проявления гуманности у учителя, как доброта, справедливость, такт, любовь и уважение к воспитаннику.

Каждый век приносил новые целевые установки воспитания. Но во все времена доброта и любовь к детям признавались необходимыми качествами воспитателя. Доброта является фундаментом воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с воспитанниками. Воспитатель должен заботиться, прежде всего, не о том, какие качества он хочет развивать в своем ученике, а о том, как проявить именно в себе эти чувства по отношению к нему. Не его сделать терпимым, доброжелательным, заботливым, а раскрыть эти чувства в своей душе и направить их на воспитанника. В этом случае учитель становится не просто примером для подражания, а источником пробуждения сердца своего воспитанника, не формальным зеркалом, в которое тот смотрится, а теплом, пробуждающим лучшие ростки альтруистических качеств души.

Доброта учителя неотделима от его огромной социальной ответственности за судьбу своего воспитанника и неразрывно связана с верой в его силы и возможности. Нужно принимать воспитанника таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, и помогать ему в овладении знаниями, воспитывать в нем личность, наделенную гуманными качествами. Добрый учитель одинаково хорошо относится и к прилежным ученикам, и к ленивым, и к сообразительным, и к тугодумам, при этом он делит поровну между своими воспитанниками доброту своей души. Доброта учителя к ученикам является не только внутренне передаваемым состоянием, но и главным мотивом, стимулом его педагогической деятельности, она не позволяет ему грубо обращаться с воспитанниками, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать и пугать их, проявлять недоверие, а напротив, помогает замечать огорчения учащихся и радоваться успехам каждого из них, приходить на помощь без промедления. Добрый учитель всегда помнит, что он существует для своих учеников, а не они для него. Педагог, обладающий этим качеством, воспитывает добрых людей, способствует установлению на своих занятиях духа взаимного доверия, теплоты и доброжелательности.

Доброжелательность есть желание добра всем людям, готовность содействовать благополучию других [2]. Доброта определяется Новиковой В. И. как «позитивный встречный душевный отклик по отношению к другим людям, последовательное и действенное участие в их судьбах, проявление высокой человечности в отношении ко всему живому» [4]. Она считает, что доброта налагает на человека определенную ответственность и требует постоянства и последовательности. Нравственная воспитанность человека тогда станет полной, — утверждает автор, когда доброта будет главным и естественным его свойством, когда она станет непременным условием его жизни.

Педагогическая доброта учителя – это его способность осознанно строить отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благородными средствами[2]. Педагогическая доброта немыслима без заботы о каждом ученике, как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Нужно принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем. Недопустимой нам видится ситуация, когда учитель относится заведомо неуважительно, пренебрежительно к воспитанникам, тем самым невольно уменьшая требования к ним и не включая их в необходимую для развития деятельность, затормаживая пробуждение их способностей.



В деле воспитания гуманности у учащихся пример гуманного отношения учителя к учащемуся может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально – этического просвещения. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, справедливости и несправедливости вводит ребят в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить гуманность.

И самое главное, по нашему мнению, в работе с детьми всегда помнить, что путь к сердцу – доброта. Добрый учитель или воспитатель, принявший участие в судьбе ребенка, обязательно останется в его памяти.



Список литературы:

  1. Гершупский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании.Педагогика,1992, №5/6.
  2. Григорьева Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Дис. канд.пед.наук. Ч.,2000.
  3. Зерняев Е.М. Педагогическое мастерство преподавателя иностранного языка в высшей школе. В сб.: Коммуникативная направленность как условие интенсификации обучения иностранному языку. Чебоксары: ЧГУ, 1998.
  4. Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника. Дис. канд.пед.наук. М. 1994.



Следующий: