Особенности населения Европейского Севера. 9-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (763,5 КБ)



Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: учащиеся выявляют особенности населения, традиций
Европейского Севера как хранителя старины русской на основе анализа тематических
карт, текста и иллюстраций традиционных и мультимедийных учебных пособий,
формируя ценностное отношение к историко-культурному наследию России.

Задачи:



  1. Учащиеся обобщают знания об особенностях ЭГП и ПРП Европейского Севера
    при выполнении практических заданий на ПК, в форме беседы;
  2. Учащиеся выявляют основные этапы формирования территории Европейского
    Севера на основе просмотра видео сюжета и сообщений учащихся;
  3. Учащиеся определяют особенности населения района на основе анализа
    текстового, картографического материала традиционных и мультимедийных
    учебных пособий.
  4. Учащиеся развивают умения составления краткого конспекта об особенностях
    населения региона в совместной практической деятельности;
  5. Учащиеся развивают умения самостоятельно ставить учебные задачи,
    планировать свою учебную деятельность, выявлять главное при работе с текстом
    и подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный урок

Методы обучения:

1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа),
практические (выполнение заданий).
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно
-иллюстративный, частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
работа в малых группах.

Учебное пособие: Дронов, В.П. География России. Население и
хозяйство. 9 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.П.Дронов, В.Я.Ром.
– М. : Дрофа, 2007.– 383 с.,ил., карт.

Оборудование: Персональные компьютеры (ПК), индивидуальные
задания для проверки д/з, инструктивные карточки, раздаточный материал,
индивидуальные сообщения учащихся (результаты опережающего задания),
компьютерная презентация учителя.

Место урока в теме:

Урок “Особенности населения Европейского Севера” является вторым в
теме “Европейский Север” и 14-м в теме “Региональный обзор населения и хозяйства
России”.

Первый урок в теме “Европейский Север” был посвящен характеристике и оценке
экономико-географического положения и природно-ресурсного потенциала
экономического района. На основе имеющихся знаний по истории и географии
учащимися выявляются особенности населения конкретной территории с акцентом на
исторические факторы ее формирования с использованием разнообразных источников
информации при дозированной помощи учителя.

Ах, Север, Север!
Сказки колыбель.
Россия начинается отсель.
Ее характер и ее добро –
Как этой белой ночи серебро…
М.А.Дудин

Ход урока

Этап урока, хронометраж Действия учителя Действия учащихся Методические комментарии
1. Организационный момент. (1–2 мин.) Приветствие. Учет посещаемости, проверка готовности
учащихся к уроку.
Реализация функциональных возможностей дежурных.
Готовность класса к работе.
Создание положительного отношения к уроку, подготовка
учащихся к серьезной, вдумчивой работе.
2. Проверка Д/з

(8–10 мин)

Формирует группы учащихся для проверки домашнего
задания.

Фронтально работает с 3–ей группой учащихся, организуя беседу
по вопросам:

  1. Какие субъекты РФ составляют территорию Европейского Севера?
  2. Какими положительными моментами отличается ЭГП Европейского
    Севера?
  3. Что отрицательно влияет на развитие экономики района?
Выполняют задания учителя:

1. практическое задание №
5 на ПК “Полезные ископаемые Европейского Севера” мультимедийного
учебника “География России.9 класс”.
2. письменный опрос по индивидуальным заданиям
(Приложение 1.)

3. отвечают на вопросы учителя, характеризуя особенности ЭГП района.

Организация индивидуально-дифференцированной работы
учащихся, направленной на проверку д/з. Формирование познавательного
интереса к географическим знаниям.
3. Актуализация опорных знаний

(3 мин)

Демонстрирует слайд-ряд презентации. (Слайд 2).

Зачитывает отрывок М.А.Дудина.

Задает вопросы, подводя к формулировке темы урока (Слайд 3):



  1. Какие особенности региона отражены в отрывке?
  2. Как вы думаете, почему многие географы, историки считают
    Европейский Север “…хранителем старины Русской”?

Просит учащихся определить тему урока и записать в тетрадь
“Особенности населения Европейского Севера”.

Просматривают слайд презентации.

Прослушивают
отрывок.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и записывают в тетрадь

Создается мотивация к изучению особенностей
исторического развития и населения района через восприятие и анализ
художественного описания.

4. Изучение нового материала – 17–24
мин. (18 мин)
Приложение 2
4.1. Определение особенностей населения
Европейского Севера
2 мин (3 мин) Задает вопрос:

Какие черты характеризуют население
территории? Предлагает вспомнить состав территории экономического
района. (Слайд 4).

Отвечают на вопрос:
Численность, плотность, демографическая ситуация, половозрастной,
национальный состав, занятость (традиционные занятия).
Актуализируются знания приемов учебной деятельности по
составлению характеристики населения
8–12 мин

(15 мин)

Предлагает определить характеристики населения
Европейского Севера (индивидуально и по группам) и выявить причины
происходящих процессов, используя карты атласа, текст, картографические
материалы традиционных и мультимедийного учебников (раздает
инструктивные карточки и обобщающие таблицы, проводит краткий
инструктаж). Демонстрирует шапку обобщающей таблицы (Слайд 5).
(Приложение 4.)

По ходу выполнения
заданий оказывает индивидуальные консультации.

Предлагает обобщить полученные результаты работы на аудиторию и
использует слайды № 2, 3, 4 Виртуальной школы Кирилла и Мефодия (урок №
22)

Выполняют задания индивидуально или в мини-группах (по
желанию), используя карты атласа, текст, картографические материалы
традиционного и мультимедийного учебников, дополнительных материалов,
фиксируют результаты работы в таблице.

Сообщают результаты индивидуальной работы.
Фиксируют результаты в таблице

Целесообразно организовать самостоятельную работу по
получению нового знания об особенностях населения региона, обобщения ее
в виде таблицы и закреплению навыка составления характеристики с
использованием различных источников географической информации.

Использование слайдов учебника предполагает акцент внимания на
тематические карты (в случае отсутствия их настенных аналогов).

4.2. Выявление исторических этапов
развития территории Европейского Севера (при достаточном кол-ве времени
на уроке и хорошей работоспособности учащихся)
8–10 мин Задает вопрос:

1. Чем объясняются современные
демографические процессы Европейского Севера?

Отмечает основные этапы развития территории с демонстрацией слайдов
13, 14 Виртуальной школы Кирилла и Мефодия (урок № 21) и выступлениями
учащихся

Отвечают на вопрос:
Особенностями исторического развития территории

Просматривают фоторяд и содержание слайдов, прослушивают краткие
сообщения своих одноклассников по особенностям объектов культурного
наследия Европейского Севера: Кирилло-Белозерский монастырь, Валаамский
монастырь, Кижи.
Фиксируют результаты в тетради (обобщающей таблице)

Иллюстрации помогают воссоздать образ региона в его
историческом развитии и объяснить тем самым современные процессы в
народонаселении.

Заранее подготовленные сообщения организуют ребят на
сотворчество с учителем по изучению нового материала, расширяют кругозор
учащихся всего класса.

Организует работу всех школьников на внимательно прослушивание.

Закрепление (3–5 мин.) Проводит игру “Да-нет-ка” фронтально.
(Приложение 3.)

Предлагает обменяться
тетрадями для проведения взаимопроверки, правильные ответы зафиксированы
на слайде 6 (проекция на экран)

Отвечают на вопросы игры, фиксируя результаты в
тетради.
Осуществляют взаимопроверку, сверяя с данными на экране, отмечают
ошибки.
Сдают тетради учителю, а обобщающие таблицы оставляют себе.
Закрепление знаний каждым учащимся после большой доли
самостоятельной частично-поисковой деятельности целесообразно провести в
виде фронтальной индивидуальной работы с фиксацией результатов в
тетради, что убыстряет этот этап работы.
Рефлексия

(4 мин)

Возвращает учащихся к теме урока и главному вопросу:
“Почему многие географы, историки считают Европейский Север “…хранителем
старины Русской”? Демонстрация слайда 3.
Выделяют особенности населения Европейского севера с
точки зрения историко-культурной ценности это территории
Помогает увидеть результаты своей работы на уроке всеми
учащимися, подвести итог в соответствии с темой
Домашнее задание

(1–2 мин)

Предлагает д/з на Слайде 7.
§ 48 (44),
Оформить обобщающую таблицу, задание 2,
Проект развития рекреационного хозяйства Европейского Севера – проводит
краткий инструктаж
Записывают в дневник, формируют собственное мнение и
выбор выполнения домашнего задания
Предлагаются дифференцированные задания для разных
групп учащихся, что позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся
и сохранить познавательную мотивацию на высоком уровне.

Учебные пособия :

  1. Дронов, В.П. География России : Хозяйство и регионы. 9 класс /
    В.П.Дронов
    и [др.] / Мультимедиа-курс. Образовательная коллекция. – ЗАО
    “1С”, 2005.
  2. География России. В 2 кн. Кн. 2 : Хозяйство и географические районы. 9
    кл. : учеб. для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов и
    [др.]; под ред. В.П.Дронова. – 3-е изд., пересмотр. – М. : Дрофа,
    2005. – 287, [1] с. : ил., карт.
  3. География России. Учеб. Для 8–9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред.
    А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн. 2 : Хозяйство и географические районы. 9
    кл. – – М. : Дрофа, 2001. – 288 с. : ил., карт.
  4. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. Виртуальная школа Кирилла и
    Мефодия. – ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.



Следующий: